Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Сайдашевой Э.Р., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: канализационной сети водоотведения и канализационной насосной станции, использующийся для водоотведения многоквартирных домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Возложить обязанность на исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность, осуществлять содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения, жилых многоквартирных домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сагадеева И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Садриева Н.Ф., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности обратиться в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно канализационной сети водоотведения и канализационной насосной станции, которые используются для водоотведения жилых многоквартирных домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; о возложении обязанности до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность осуществлять содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения жилых многоквартирных домов п. Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Заявленные требования мотивированы следующим.
Прокурорской проверкой установлено, что канализационные (хозяйственно-бытовые) стоки, образующиеся от многоквартирных домов п.Октябрьский через канализационную насосную станцию (КИС) поступают в канализационную сеть, находящуюся на территории птицеводческого хозяйства производственной базы крестьянско-фермерского хозяйства "Марс", расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.Октябрьский, ул. "адрес"
После переполнения нефункционирующих отстойников организации, канализационные стоки самотеком вытекают на территорию указанной производственной базы и далее, растекаясь по рельефу местности на территории Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, частично образуют места скопления и частично попадают в залив Куйбышевского водохранилища. При этом производственная база КФХ "Марс" с сентября 2013 года деятельность не осуществляет, договоры на прием канализационных сточных вод в собственные сети КФХ не заключались. Канализационно-насосная станция, расположенная на территории п.Октябрьский, является бесхозяйной, а канализационные стоки сбрасываются на рельеф местности и в водный объект без очистки. Указанные факты нашли свое подтверждение в
ходе выездных обследований территории п.Октябрьский прокуратурой в 2014 и 2015 годах. В 2014 году по результатам анализа отобранных проб, проведенного Центральной специализированной инспекцией аналитического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, выявлено существенное превышение в канализационных сточных водах, разлитых на рельефе местности, концентраций загрязняющих веществ. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации приводит к невозможности осуществления контроля за состоянием работоспособности сети водоотведения, а отсутствие обязанности по ее содержанию и ремонту, приводит к аварийным ситуациям и загрязнению окружающей среды. Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйной, следовательно, обязан это делать. В адрес руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вносилось представление об устранение нарушений закона. Однако меры по обеспечению экологической безопасности на объекте перекачки канализационных стоков населения, надлежащей эксплуатации и содержанию канализационно - насосной станции и водоотводящей канализации от многоквартирных жилых домов.
Прокурор просил обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества канализационной сети водоотведения и канализационной насосной станции, которые используются для водоотведения жилых многоквартирных домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; о возложении обязанности до обнаружения собственника либо принятия указанного имущества в муниципальную собственность содержать и надлежаще эксплуатировать систему водоотведения жилых многоквартирных домов п. Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан административный иск не признал.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее по тексту - Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан) считал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд заявленные требования удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывается, что канализационная сеть водоотведения и насосная станция, находящиеся в п.Октябрьский, не являются бесхозяйными, являются предметом залога ОАО "Ак Барс" Банк и входят в конкурсную массу имущества крестьянско-фермерского хозяйства "Марс", что подтверждается инвентаризационной описью основных средств, находящихся в залоге от 4 сентября 2013 года, в отношении которого введена процедура банкротства и спорное имущество в установленном порядке продается на торгах.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Из материалов дела видно, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения природоохранного законодательства по факту загрязнения земель на территории Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в районе улицы Новая.
Проверкой установлено, что канализационные хозяйственно-бытовые стоки, которые образуются от многоквартирных домов поселка Октябрьский, через канализационную насосную станцию поступают в канализационную сеть, находящуюся на территории птицеводческого хозяйства (производственной базы) крестьянско-фермерского хозяйства "Марс", расположенного по адресу: Республики Татарстан, Зеленодольский район, п.Октябрьский, ул. Новая, 1.
После переполнения нефункционирующих отстойников организации, канализационные стоки самотеком вытекают на территорию производственной базы и далее, растекаясь по рельефу местности на территории Октябрьского сельского поселения, частично образуют места скопления и частично попадают в залив Куйбышевского водохранилища. При этом производственная база крестьянско-фермерского хозяйства "Марс" с сентября 2013 года деятельность не осуществляет, договоры на прием канализационных сточных вод в собственные сети не заключались, при этом канализационно - насосная станция, расположенная на территории п.Октябрьский, является бесхозяйной, а канализационные стоки сбрасываются на рельеф местности и в водный объект без очистки.
Протоколами N 218, N 219 и N 220 от 30 апреля 2014 года центральной специализированной инспекции аналитического контроля Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по результатам анализа отобранных в целях государственного надзора проб зафиксировано существенное превышение в канализационных сточных водах, разлитых на рельефе местности, концентрации загрязняющих веществ.
Согласно справке исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 7 мая 2014 года N 03-05-159 канализационно - насосная станция и очистные сооружения, система водоотведения не являются муниципальным имуществом, состоящим в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Октябрьское сельское поселение Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".
30 июня 2014 года Казанским межрайонным природоохранным прокурором Республики Татарстан по результатам проверки исполнения природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения канализационных стоков многоквартирных жилых домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на имя руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Егорова С.Г. внесено представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии конкретных мер для устранения выявленных нарушений федерального законодательства.
Меры к обеспечению экологической безопасности на объекте перекачки канализационных стоков населений, надлежащей эксплуатации и содержанию канализационно - насосной станции и водоотводящей канализации от многоквартирных жилых домов до настоящего времени не предприняты.
Согласно акту N 2994 от 25 сентября 2015 года Центрального территориального управления Министерства экологи и природных ресурсов Республики Татарстан на территории предприятия крестьянско-фермерского хозяйства "Марс" осуществляется сброс сточных вод с многоквартирных жилых домов на рельеф местности с дальнейшим распространением за пределы предприятия и последующим их попаданием в реку Волга.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из полномочий административного ответчика, к компетенции которого отнесены организация в границах поселения водоотведения, создание условий для бытового обслуживания и организация благоустройства территории поселения. Суд принял во внимание недоказанность отсутствия негативного воздействия отведения неочищенных канализационных сточных вод на рельеф местности и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о нарушении действиями (бездействием) административного ответчика конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда по данному делу правильными, поскольку они соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Так, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Как следует из материалов дела, решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 5 марта 2015 года N502 "О передаче полномочий муниципального образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан сельским поселениям, входящим в состав Зеленодольского муниципального района, в области организации в границах поселений электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации" полномочия по организации в границах поселений водоснабжения населения и водоотведения переданы исполнительным комитетам сельских поселений указанного муниципального района.
Решением Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 19 марта 2015 года N 200 полномочия муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан в области организации в границах Октябрьского сельского поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, приняты на себя муниципальным образованием Октябрьское сельское поселение Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".
Учитывая, отсутствие собственника спорных участков канализационных сетей, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что канализационная сеть водоотведения и канализационная насосная станция, используемые для водоотведения жилых многоквартирных домов п.Октябрьский Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, являются бесхозяйными.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационных сетей, суд первой инстанции правильно возложил на исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан как орган местного самоуправления данную обязанность.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что канализационная сеть водоотведения и канализационная насосная станция не являются бесхозяйными и располагаются на территории крестьянско - фермерского хозяйства "Марс", судом апелляционной инстанции проверен и отклоняется как не соответствующий обстоятельствам дела.
Установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2013 года глава крестьянско - фермерского хозяйства "Марс" Алиев М.Ш. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Согласно инвентаризационной описи основных средств главы крестьянско - фермерского хозяйства "Марс" Алиева М.Ш. в перечень основных средств включен земельный участок с кадастровым номером ... :4, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, п.Октябрьский, с назначением для организации производственной базы.
15 февраля 2015 года обследована территории Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан близ домов N 4, 5 по ул. "адрес" а также обследована огражденная территория земельного участка с кадастровым номером ... :4. Из акта обследования территории следует, что севернее дома N 4 по ул. "адрес" расположена канализационно-насосная станция, представляющая собой сеть колодцев с насосным оборудованием и здание канализационно-насосной станции с оборудованием и электросчетчиками. Блок управления насосами, основной колодец с насосным оборудованием, здание канализационно-насосной станции по данным координирования GPS находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером ... :55 и, соответственно, за пределами земельного участка с кадастровым номером ... :4, имеющего отношение к крестьянско-фермерскому хозяйству "Марс".
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2015 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.