Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Филатовой Н.В ... Алексенко Л.В.
при секретаре Зининой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Черноокого В.И. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 ноября 2015 года, которым исковые требования Черноокого В.И., Э. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", Калининградскому отделению фонда Социального страхования РФ о предоставлении путевок на санаторно - курортное лечение оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., пояснения Черноокого В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Тянгинской А.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черноокий В.И. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Э., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с исковыми требованиями к Министерству социальной политики Калининградской области о предоставлении путевок на санаторно - курортное лечение, указав, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом "данные изъяты" группы, вследствие чего имеет право на ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением, как и его дочь Э. С заявлениями о предоставлении таких путевок в 2012, 2013, 2014 г.г. он в своих интересах и интересах дочери обращался в ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" 15 августа 2012 года, 09 декабря 2013 года, 28 мая 2014 года соответственно. Однако, в нарушение закона, ни он, ни его дочь путевками на санаторно-курортное лечение обеспечены не были. Уточнив исковые требования, просил обязать ответчика обеспечить их путевками для прохождения санаторно-курортного лечения за 2013, 2014 годы.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" и ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Черноокий В.И. просит отменить решение суда в связи с незаконностью. Полагает неправомерными выводы суда о том, что для инвалидов Чернобыльской АЭС и их детей не предусмотрено преимущественного права на предоставление санаторного лечения, в том числе в специализированных детских санаториях. Считает, что такое право закреплено в ст. 14 ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Статьей 25 указанного закона ребенку гарантируется пребывание в санаторном учреждении весь период лечения с одним из родителей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, полагая её необоснованной, просит оставить решение суда без изменения.
Э. представители ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Черноокий В.И. является инвалидом "данные изъяты" группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС и ему, как и его дочери Э., гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством для граждан данной категории.
15 августа 2012 года Черноокий В.И., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Э., обратился в ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение.
Согласно пояснениям сторон, в 2015 году истцам ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ были предоставлены путевки на санаторно - курортное лечение с датой заезда 30 ноября 2015 года в соответствии с профилем лечения.
Кроме того, судом установлено, что истец в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери обращался в Центр с заявлениями о предоставлении таких путевок 09 декабря 2013 года и 28 мая 2014 года. Черноокий В.И. и его дочь Э. учтены ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в очереди лиц, подлежащих обеспечению путевками, и, как указано представителем Фонда, будут обеспечены таковыми в порядке очередности по мере поступления на указанные цели денежных средств.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что возложение на ГУ - Калининградское региональное отделение ФСС РФ обязанности предоставить Черноокому В.И. и Э. санаторно-курортные путевки без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение будет противоречить требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правомерным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, согласно положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" индивидуальная программа реабилитации инвалида, содержащая, в частности, технические средства реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п.8 ст.6.1). В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст.6.2). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.6.5).
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328.
В соответствии с данным порядком гражданин обращается в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04. Территориальные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления и справки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.3.9 Порядка).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования РФ путевок на санаторно-курортное лечение содержится в пункте 19 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N271н (далее по тексту - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (далее по тексту - Правила), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в том числе путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4,11,19-21 Правил).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона N 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Тем самым, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также требованиями ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ либо органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Суд, разрешая спор, правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона N178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к правильному выводу о том, что не предоставление ответчиком Черноокому В.И. и Э. путевок на санаторно-курортное лечение за 2013 и 2014 год не следует расценивать как лишение граждан принадлежащего им права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении им государственной социальной помощи, при этом судом было принято во внимание, что предоставление истцам путевки ранее иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Калининградской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Черноокого В.И. по данному вопросу, будет нарушать права указанных граждан.
Доводы жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия считает ошибочными.
Действительно, положениями ст. 14 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, гарантируются: внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях; внеочередное обеспечение детей в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа.
Вместе с тем, в приведенной правовой норме речь идет о предоставлении внеочередного обслуживания в лечебном учреждении в связи с наличием соответствующих медицинских показаний, а не о предоставлении санаторно-курортного лечения, на чем настаивает заявитель жалобы.
Более того, 16 октября 2015 г. Э. достигла возраста 18 лет, что исключает прохождение ею лечения в детских учреждениях.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.