Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 29 февраля 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,
судей Шигаповой СВ., Сапрыгиной Л.Ю.
при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Макарова Б.А. на решение Пластского городского суда Челябинской области от 17 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области к МАКАРОВУ Б.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - МИФНС N 15) (с поел, дополн.) обратилась к Макарову Б.А. с административным иском о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в сумме **** рублей **** копейка и пени в размере **** рублей **** копейки (л.д. 4-5, 120).В обоснование требований указала, что Макаров Б.А. является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога. Уведомление об уплате налога от 26 апреля 2014 года N 658423 2013, полученное ответчиком 20 мая 2014 года, исполнено им не было. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ответчику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ была начислена пени. Требование об уплате недоимки по земельному налогу и пени, направленное в адрес Макарова Б.А., также исполнено в полном объеме последним не было.
Представитель МИФНС N 15 Сабуркина А.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Макаров Б.А. иск не признал, ссылаясь на то, что ставка земельного налога в размере 1,5% применена незаконно, поскольку на принадлежащем ему земельном участке расположены здания и сооружения, используемые для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в связи с чем спорный земельный участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, для которых налоговая ставка для расчета земельного налога составляет 0,07%.
Суд постановилрешение об удовлетворении заявленных требований: взыскал с Макарова Б.А. задолженность по земельному налогу за 2013 год в сумме **** рубля **** копейки, в том числе: задолженность по земельному налогу в сумме **** рублей **** копейка, пени в размере **** рублей **** копейки, а также государственную пошлину в размере **** рублей **** копейка в доход федерального бюджета.
В апелляционной жалобе Макаров Б.А. просит отменить решение. Указывает, что суд первой инстанции оставил без внимания заявленное им ходатайство о перерасчете земельного налога по ставке 0,07 % вместо ставки 1.5 %, а также фактическое использование земельного участка под сельскохозяйственное производство. При этом доказательств того, что на спорном земельном участке имеются иные объекты, не используемые для получения сельскохозяйственной продукции, наличие которых обуславливает применение налоговой ставки 1.5 %, не представлено.
МИФНС N 15 по Челябинской области представила возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства, доводы апелляционной жалобы, заслушав Макарова Б.А., представителя МИФНС N 15 Сабуркину А.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов Борисовского сельского поселения от 18 июня 2013 года N 13, являющимся представительным органом Борисовского сельского поселения, утверждено Положение "О земельном налоге в Борисовском сельском поселении", которым установлены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:
0,07% - огородничество граждан - земли сельскохозяйственного использования;
0,3%) - в отношении земельных участков: земли дачных и садоводческих объединений граждан, садоводство;
1,5% в отношении земельных участков: земли гаражей и автостоянок; земли под промышленными, военными объектами; земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения; земли под лесами в поселениях; земли под обособленными водными объектами; прочие земли поселений.
Налогоплательщики уплачивают земельный налог в срок не позднее 02 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом указанное решение представительного органа власти распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Из материалов дела следует, что Макаров Б.А. на основании договора купли - продажи от 28 марта 2008 года N **** являлся собственником земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - под производственную базу, расположенного по адресу: ****.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ, предусматривающим, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, Макарову Б.А. было направлено налоговое уведомление N 658423, согласно которому он в срок до 05 ноября 2014 года должен был уплатить земельный налог за 2013 год в отношении двух земельных участков в размере **** руб., в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в сумме **** руб. При этом расчет суммы налога в отношении данного участка был произведен исходя из кадастровой стоимости участка равной **** руб. за налоговый период 12 месяцев по налоговой ставке 1,5%.
Получение данного налогового уведомления ответчиком не оспаривается. Уведомление Макаровым Б.А. исполнено не было.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ. При этом в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ.
14 ноября 2014 года в адрес Макарова Б.А. налоговым органом было направлено требование N 6809 по состоянию на 10 ноября 2014 года об уплате в срок до 23 декабря 2014 года земельного налога в сумме **** рубля **** копеек и пени в размере **** рублей **** копейки.
26 декабря 2014 года Макарову Б.А. было направлено требование N 1015 по состоянию на 23 декабря 2014 года об уплате недоимки по земельному налогу в сумме **** рубля 00 копеек и пени в размере **** рублей **** копеек в срок до 12 февраля 2015 года.
26 ноября 2015 года Макаровым Б.А. был уплачен земельный налог за 2013 год в размере **** руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятая для расчета земельного налога налоговая ставка в размере 1,5% применена налоговым органом правильно, в соответствии с категорией земель и вида разрешенного использования спорного земельного участка. Расчет недоимки по земельному налогу и пени проверен судом и признан верным.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции находит возможным согласиться.
В силу разъяснений Конституционного Суда РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15 мая 2007 года N 372-О-П).
В соответствии с частью 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Для данных земель налоговая ставка земельного налога установлена в размере 0,07%.
Между тем из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - под производственную базу, то есть не относится к землям сельскохозяйственного использования (ни по категории земель, ни по виду разрешенного использования). Доказательств того, что категория земель или вид размешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** были изменены, что позволяло бы отнести спорный земельный участок к землям сельскохозяйственного использования, в материалах дела не имеется, ответчиком не представлено.
Поскольку применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость только от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного его использования (которому должны соответствовать размещенные на земле объекты), определяемых по данным кадастрового учета, а не от фактического использования земельного участка землепользователем, то в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5%.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
определила:
решение Пластского городского суда Челябинской области от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МАКАРОВА Б.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.