Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Яковлева Д.В.,
при секретаре Долбня К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морщаковой Н.В. к администрации Шебекинского района о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет субсидий, выделяемых государством, признании права на улучшение жилищных условий
по апелляционной жалобе Морщаковой Н.В.
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 18 ноября 2015 года
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения представителя истицы Морщаковой Н.В. - О.., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия
установила:
Морщакова Н.В., являющаяся "данные изъяты" Великой Отечественной войны, не имея в собственности жилого помещения, проживает в доме N "данные изъяты" по "адрес", принадлежащем О.
Морщакова Н.В. обратилась в администрацию Шебекинского района Белгородской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая на то, что у нее отсутствует жилое помещение, то жилое помещение, в котором она в настоящее время зарегистрирована и проживает, собственник намерена продать.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Шебекинского района от "данные изъяты" (протокол N "данные изъяты") в удовлетворении заявления Морщаковой Н.В. отказано, со ссылкой на обеспечение общей площадью жилого помещения на одного человека, более учетной нормы.
Истица, с учетом уточнения требований, полагая, что имеет право на получение жилья как "данные изъяты" Великой Отечественной войны за счет выделяемых государством субсидий, просит признать незаконным отказ комиссии (решение от "данные изъяты") в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на ответчика обязанность поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет субсидий, выделяемых государством, признать за ней право на улучшение жилищных условий.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции полностью, поскольку решение вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, истица в апелляционной жалобе просит решение отменить и вынести новое решение.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 7.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно статье 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, с учетом указанных норм, основанием для обеспечения "данные изъяты" Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 7.05.2008 является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 N 39 (в ред. от 18.06.2015) "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма принимаются граждане, признанные малоимущими, в порядке, установленном статьей 4 данного закона, а также иные указанные в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе Белгородской области граждане:
1) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
2) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, в составе одной из которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, отнесенного соответствующим перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, к заболеваниям, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Решением Совета депутатов муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области от 30.05.2006 N3 установлена учетная норма, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее "данные изъяты" кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. 41).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица с "данные изъяты" года до "данные изъяты" была зарегистрирована и проживала в части жилого дома, принадлежащей ее дочери О., общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении до "данные изъяты" было зарегистрировано вместе с истицей 5 человек, на каждого приходилось по "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты" : 5).
"данные изъяты" истица снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в жилом доме, принадлежащем О ... (свахе) по адресу: "адрес", имеющим общую площадь "данные изъяты" кв.м. (л.д. 18). В настоящее время в данном жилом зарегистрировано два человека и, соответственно, на каждого приходится по "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты" : 2).
Морщакова Н.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
"данные изъяты" обратилась в администрацию Шебекинского района с заявлением об улучшении ее жилищных условий, как "данные изъяты" Великой Отечественной Войны.
Письмом Комитета строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Шебекинского района от "данные изъяты" за N "данные изъяты" заявителю было разъяснено, что комиссией по жилищным вопросам при администрации Шебекинского района ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы (л.д.13-14).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", принимая во внимание, что Морщакова Н.В. является "данные изъяты" Великой Отечественной войны, на основании анализа представленных письменных доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что Морщакова Н.В. отказываясь от права пользования жилым помещением которое принадлежит члену ее семьи - дочери, сознательно ухудшила свои жилищные условия, в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, при этом считает, что вывод суда о том, что жилищной комиссией в протоколе N "данные изъяты" от "данные изъяты" указано неверное основание для отказа в принятии на учет Морщаковой Н.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является ошибочным.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).
Как следует из материалов дела, объяснений представителя истицы - О.., являющегося ее зятем и сыном О ... (собственника жилого помещения, в котором проживает истица), как в суде первой, так и апелляционной инстанции, вселение Морщаковой Н.В. к О ... обусловлено семейными узами. О ... ухаживает за Морщакова Н.В., готовит еду, а истица оплачивает коммунальные услуги и выделяет деньги на продукты питания. Вышеизложенное свидетельствует о том, что истица вселена в жилое помещение, правообладателем которого является О., как член ее семьи, соответственно, истица обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы и не является лицом, которое нуждается в улучшении жилищных условий.
Доказательств, подтверждающих вселение Морщаковой Н.В. в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности О ... не как члена семьи, а по иным основаниям материалы, дела не содержат.
В силу действующего законодательства "данные изъяты" Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, однако необходимым критерием для обеспечения жилым помещением лиц, имеющих льготы при предоставлении жилого помещения, является нуждаемость в улучшении жилищных условий, однако таковой при рассмотрении данного дела не установлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания незаконным отказа в постановке истицы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложения на ответчика обязанности по постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет субвенций, выделяемых государством и признании за ней прав на улучшение жилищных условий нет.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, является несостоятельным. Из искового заявления усматривается, что, оспаривая отказ в постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица также просила возложить на ответчика обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет субсидий, выделяемых государством, а также признать за ней права на улучшение жилищных условий.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суд, исходя из требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за ней права на улучшение жилищных условий, возложении на администрацию обязанности поставить истицу на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами, указанными в решении суда и не содержат фактов, которые опровергали бы сделанные судом выводы.
Требования истца проверены и разрешены судом с точки зрения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
А поэтому ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд вынес решение без учета Федерального закона РФ "О ветеранах", несостоятельна.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 18 ноября 2015 года по делу по иску Морщаковой Н.В. к администрации Шебекинского района о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет субсидий, выделяемых государством, признании права на улучшение жилищных условий оставить без изменения, апелляционную жалобу Морщаковой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.