Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-745/2015 по административным исковым заявлениям ООО "Управляющая компания "Арбат", ТСЖ "Нижегородское", ЖСК "Космос-4", ЖСК "Цветник", ТСЖ "Ангелов 6", ЖСК "Москвич-2", ТСЖ "Загорье-1" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41",
установил:
14 июля 2015 года Правительством Москвы принято постановление N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41".
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 15.07.2015, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 40, 21.07.2015.
Постановление действует с 14 июля 2015 года.
Названное постановление, как следует из его преамбулы, принято в целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления.
Пунктом 1 Постановления вносятся изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 июня 1994 г. N 500, от 28 июля 1998 г. N 566, от 12 января 1999 г. N 16, от 20 апреля 1999 г. N 331, от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП, от 13 июня 2006 г. N 381-ПП, от 25 июля 2006 г. N 538-ПП, от 29 ноября 2011 г. N 571-ПП), раздел "Нормативы потребления коммунальных услуг для населения" приложения 4 к постановлению дополняется примечанием в следующей редакции:
"Примечание. Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.".
Пунктом 2 постановления предусматривается, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.
Пунктом 3 постановления контроль за его выполнением возлагается на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" утверждены нормативны потребления коммунальных услуг для населения. В частности, установлен норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0,016 Гкал за кв.м. общей площади жилья.
В указанную часть постановления Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 оспариваемым в части постановлением N 435-ПП (пунктом 1) внесено дополнение в виде примечания следующего содержания "объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года".
ООО "Управляющая компания "Арбат", ТСЖ "Нижегородское", ЖСК "Космос-4", ЖСК "Цветник", ТСЖ "Ангелов 6", ЖСК "Москвич-2", ТСЖ "Загорье-1" обратились в Московский городской суд с заявлением об оспаривании постановления N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41".
Определением Московского городского суда от 12 ноября 2015 года дела по заявлениям указанных выше административных истцов были объединены в одно производство.
В обоснование требований административные истцы указали, что оспариваемое постановление путем введения в пункте 1 коэффициента 12/7 фактически изменяет объем тепловой энергии с 0,016 Гкал на кв.м. в месяц до 0,0274 Гкал на кв.м. в месяц, что ведет к увеличению размера потребленной тепловой энергии и фактически изменяет величину норматива, установленную постановлением Правительства Москвы N 41.
В отношении пункта 2 оспариваемого постановления административные истцы указали, что в отсутствие правовых оснований данному акту придается обратная сила, кроме того, предусматривается возможность его распространения на предыдущий период, не ограниченный каким-либо временным сроком, не предусмотрен порядок применения данного пункта.
По мнению административных истцов, оспариваемое постановление противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статьям 6, 155, 157, 161 Жилищного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ N 306 от 23.05.2006г. "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", пунктам 16,19 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пункту 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. N 857.
К участию в деле судом привлечены публичное акционерное общество "МОЭК" (далее - ПАО "МОЭК"), Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
В судебном заседании представители административных истцов исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Правительства Москвы, представители Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, а также представители ПАО "МОЭК" против удовлетворения требований возражали, полагая, что нормативный правовой акт соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. о частичном удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Вопросы установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных правоотношений (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть отнесены и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).
В силу положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и норм пункта 16 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункта 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.
Принимая во внимание, что в силу статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении, учитывая положения части 9 статьи 13, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ суд приходит к выводу, что Правительство Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемого нормативного акта.
В соответствии со статьей 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
Постановление, подписанное Мэром Москвы, опубликовано на сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 15.07.2015, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 40, 21.07.2015, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Проверяя соответствие оспариваемого административными истцами нормативного правового акта на соответствие федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за отопление является составной частью платы за коммунальные услуги.
Частью 6.2. статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что расчет за предоставленные коммунальные ресурсы, оплата за которые производится жильцами, осуществляют управляющая компания, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Расчеты осуществляются указанными выше юридическими лицами с ресурсонабжающими организациями. В части услуг по поставке тепловой энергии на отопление жилых помещений ресурсоснабжающей организацией является ПАО "МОЭК".
Порядок осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за предоставляемые коммунальные услуги, являющийся обязательным для управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Пунктом 4 названного постановления предусмотрено, что поступившие указанным выше юридическим лицам в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. В силу пункта 6 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, в адрес которых гражданами оплачиваются коммунальные услуги, по существу, выступают проводниками денежных средств, на них лежит обязанность перечислить денежные средства в полном объеме.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы", принятого во исполнение постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" предусмотрено, что норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет в месяц 0,016 Гкал на кв.м. общей площади жилья.
Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам).
В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения многоквартирного дома составляет 0,016 Гкал/м2.
Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.
Таким образом, норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.
В настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.
Пунктом 1 оспариваемого постановления Правительства Москвы N 435-ПП вынесены изменения в раздел "Нормативы потребления коммунальных услуг для населения" постановления Правительства Москвы N 41 путем добавления примечания следующего содержания: "Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.".
Данное постановление, как следует из его преамбулы, принято в целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления.
Таким образом, данное постановление не касается граждан, осуществляющих плату за коммунальную услугу, а распространяется только на ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, которые осуществляют перечисление платы за коммунальные услуги, собранной с граждан.
Отклоняя доводы административных истцов о том, что пункт 1 оспариваемого постановления Правительства Москвы N 435-ПП не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд учитывает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется населением равномерно - каждый месяц календарного года из расчета норматива потребления 0,016 Гкал на кв.м. в месяц, расчет за поставленные коммунальные ресурсы (отопление) осуществляется между управляющими и ресурсоснабжающими организациями только в отопительный период, т.е. в течение семи месяцев.
Введение оспариваемым пунктом 1 постановления коэффициента 12/7 для расчетов между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями приведет к тому, что все перечисленные населением денежные средства поступят ресурсоснабжающей организации.
При введении указанного коэффициента объем тепловой энергии при расчете между населением и управляющей компанией будет такой же как объем тепловой энергии между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (0,192 Гкал на кв.м.).
С учетом установленного коэффициента, расчет в отопительный период (за 7 месяцев) между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями составит 0,016*12/7, то есть 0,02742 Гкал на кв.м. в месяц.
Потребитель оплачивает коммунальную услугу по отоплению не за отопительный период (7 месяцев), а за весь год (12 месяцев) равными долями ежемесячно из расчета норматива 0,016 Гкал.
В итоге годовой объем тепловой энергии, что для расчетов потребителя исходя из 0,016 Гкал в мес., что для расчетов управляющих компаний 0,02742 Гкал в мес., будет одинаковым: 0,02742*7 = 0,016*12, то есть составит 0,192 Гкал на кв.м.
Таким образом, оспариваемым пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 435-ПП не меняется норматив расхода, не устанавливаются повышающие нормы для управляющих компаний, не меняется порядок начисления гражданам платы за услугу отопления. Данным пунктом постановления расчеты за услугу отопления приводятся в соответствие с действующим порядком.
Отклоняется довод административных истцов о том, что в течение отопительного периода (7 месяцев) управляющие компании должны производить оплату исходя из норматива 0,016 Гкал, поскольку данный норматив является годовым, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев. Применение такого норматива в течение только отопительного периода (7 месяцев) приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.
Поскольку расчеты производятся управляющими компаниями с ресурсоснабжающими организациями только в течение отопительного периода, расчет с применением коэффициента 12/7 соответствует законодательству и позволит обеспечить перечисление ресурсоснабжающей организации всех денежных средств, собранных населением.
То обстоятельство, что норматив 0,016 Гкал является годовым, то есть применяется только в том случае, когда оплата производится в течение 12 месяцев равномерно, следует из положений нормативных правовых актов, в частности, пп.19,21,25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, постановления Правительства Москвы N 41, в котором данный норматив определен как 1/12 среднегодового объема, подлежащего применению в течение всего календарного года, п.4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. N 400.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 1 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Пунктом 2 оспариваемого постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" предусмотрено следующее нормативное правило: "установить, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7".
По существу, указанный выше пункт предусматривает придание обратной силы постановлению Правительства Москвы N 41 от 11 января 1994 года, устанавливая возможность пересмотра объема поставленной тепловой энергии, что, как следствие, повлечет необходимость доплаты денежных средств с управляющих компаний.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснять, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Изучив содержание оспариваемого пункта 2 постановления Правительства Москвы N 435-ПП, сопоставив его содержание с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не отвечает критерию определенности.
Так, из содержания пункта 2 постановления Правительства Москвы N 435-ПП однозначно не следует, за какой период может быть произведен пересмотр объема тепловой энергии, с учетом того, что изменения касаются нормативного правового акта 1994 года (постановления Правительства Москвы N 41).
В судебном заседании представитель Правительства Москвы пояснил, что в соответствии с пунктом 2 оспариваемого постановления пересмотр может быть осуществлен начиная с 10.09.2012 года, поскольку тогда вступило в силу постановление Правительства Москвы, которым был установлен норматив расхода тепловой энергии, применяемый на территории города Москвы.
Между тем, из самого пункта 2 оспариваемого постановления не следует, что пересмотр может быть осуществлен не ранее 10.09.2012г., кроме того, с учетом общих сроков исковой давности такой пересмотр не может быть возможен.
Оспариваемая норма, по убеждению суда, предусматривает необоснованно широкие пределы усмотрения, поскольку не устанавливает сроков пересмотра, условий и оснований принятия решения о пересмотре, отсутствует указание на то, какой орган будет принимать решение, в ведении какого должностного лица будет находиться указанное полномочие, каким образом оно будет реализовываться.
При этом утверждение представителя Правительства Москвы о том, что соответствующий пересмотр будет осуществляться между двумя юридическими лицами - управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией как субъектами гражданских правоотношений, не свидетельствует о законности изложенной нормы, ее определенности, поскольку постановлением Правительства Москвы, касающимся коммунальных услуг, правоотношения между хозяйствующими субъектами в сфере гражданско-правовых отношений урегулированы быть не могут.
Таким образом, оспариваемый пункт 2 постановления Правительства Москвы N 435-ПП по своему содержанию носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям ясности, вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного субъективного усмотрения в процессе правоприменения.
Отклоняется судом довод ПАО "МОЭК" о том, что пункт 2 оспариваемого постановления исключает ухудшение положения населения в связи с применением предусмотренного данным пунктом механизма пересмотра тепловой энергии. В тексте оспариваемого постановления прямо указано, что оно распространяется только на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, на граждан данное постановление не распространяется.
Настаивая на соответствии пункта 2 оспариваемого постановления актам, имеющим большую юридическую силу, представитель ПАО "МОЭК" указал, что придание нормативному правовому акту обратной силы отнесено к исключительной компетенции законодателя и не может быть преодолено в судебном порядке.
Приведенный довод не может быть принят во внимание, поскольку, по мнению суда, норма пункта 2 постановления не соответствует законодательству в силу своей правовой неопределенности и того, что допускает неоднозначное толкование, а не по той причине, что имеет обратную силу.
С учетом изложенного, пункт 2 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" подлежит признанию недействующим.
Принимая во внимание, что до настоящего времени правила, содержащиеся в пункте 2 оспариваемого постановления Правительства Москвы применялись, в том числе и в отношении иных субъектов, а не только административных истцов, данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства Российской Федерации", решение суда, которым нормативный акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Оснований для признания недействующим пункта 3 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41", как о том заявлено в административных исковых заявлениях ТСЖ "Ангелов 6", ТСЖ "Нижегородское", не имеется, поскольку пункт 3 носит распорядительный характер, не нарушает прав административных истцов, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые заявления ООО "Управляющая компания "Арбат", ТСЖ "Нижегородское", ЖСК "Космос-4", ЖСК "Цветник", ТСЖ "Ангелов 6", ЖСК "Москвич-2", ТСЖ "Загорье-1" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" - удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт 2 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" с даты вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении административных исковых заявлений ООО "Управляющая компания "Арбат", ТСЖ "Нижегородское", ЖСК "Космос-4", ЖСК "Цветник", ТСЖ "Ангелов 6", ЖСК "Москвич-2", ТСЖ "Загорье-1" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 14.07.2015г. N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование сообщения о принятии решения невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.