Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Тубденовой Ж.В. и Захарова Е.И., при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шмакова В.Г., Шмакова П.В. к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным
по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "ФКП Росрестра" по Республике Бурятия Каратуева К.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 16 ноября 2015 года, которым административный иск удовлетворен, решение ... о приостановлении осуществления кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ признано незаконным, на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет с адресным описанием: " ... " в части установления вида разрешенного использования земельного участка: ...
Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., выслушав представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Сажинову Н.В., административного истца Шмакова В.Г., представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Шестакова А.Ю., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с административным иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Бурятия, Шмаков В.Г., Шмаков П.В., с учетом уточненных требований, просили признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ ... о приостановлении осуществления кадастрового учета, обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ возобновить процедуру осуществления государственного кадастрового учета.
В обоснование требований указывали, что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ ... им предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: " ... " ... , территориальная зона - общественно-деловая зона, цель использования земельного участка - для размещения индивидуального жилого дома. Решением КУИиЗ г. Улан-Удэ ... внесены изменения в названное решение, вместо "цель использования земельного участка" указано "вид разрешенного использования земельного участка - для размещения индивидуального жилого дома". Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия ... регистрация права собственности на земельный участок приостановлена ввиду несоответствия представленных документов по форме и содержанию Закону о кадастре. Согласно решению вид разрешенного использования земельного участка "для размещения индивидуального жилого дома" отсутствует в перечне видов разрешенного использования, характерных для общественно-деловой территориальной зоны. Считают решение незаконным, поскольку полагают, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома.
В суде первой инстанции административный истец Шмаков В.Г. иск поддержал.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Бурятия Каратуев К.В. иск не признал.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Старкова Ю.А. не возражала против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Шмакова П.В.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Каратуев К.В., указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на положения ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ указывает о наличии правовых оснований для приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка " ... " Так, представленные истцами документы, необходимые для государственного кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре: вид разрешенного использования земельного участка "для размещения индивидуального жилого дома" отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных для общественно-деловой территориальной зоны Правилами землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ"; в атрибутах "Min_Area" и "Max_Area" межевого плана не указаны предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка, принятые для данного вида разрешенного использования; граница образуемого земельного участка приводит к чересполосице со смежными земельными участками. Подготовка схемы расположения земельного участка должна осуществляться с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Судом не учтено, что п.п. "д", "е" ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия N115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" не допускается формирование земельных участков с расположенными на них жилыми домами вне пределов зон жилищного строительства.
На заседании судебной коллегии представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Сажинова Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, против удовлетворения которой возражали истец Шмаков В.Г., представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Шестаков А.Ю.
Административный истец Шмаков П.В. в суд апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка " ... ".
Судебная коллегия находит указанный вывод суда не соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неправильном толковании норм материального права.
Из материалов дела следует, что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ ... на основании п. "д" ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" предварительно согласовано предоставление Шмакову П.В., Шмакову В.Г. в собственность бесплатно земельного участка, ... , территориальная зона образуемого земельного участка - общественно-деловая зона (ОД), цель использования земельного участка - для размещения индивидуального жилого дома.
Решением КУИиЗ г.Улан-Удэ ... в названное решение внесено изменение, фраза "цель использования земельного участка: для размещения индивидуального жилого дома" заменена на - "вид разрешенного использования земельного участка: для размещения индивидуального жилого дома (код 2.1 классификатора видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России N 540 от 01.09.2014 г.)".
Оспариваемым решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Бурятия ... осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", приостановлено на основании п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре. Из решения следует, что вид разрешенного использования земельного участка "для размещения индивидуального жилого дома", указанный в межевом плане в форме электронного документа (файл в формате XML), а также в представленных для кадастрового учета документах-основаниях, отсутствует в перечне видов разрешенного использования, характерных для территориальной зоны - общественно-деловая зона (зона ОД), перечисленных в Правилах землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82. В атрибутах "Min_Area" и "Max_Area" межевого плана не указаны предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка, принятые для данного вида разрешенного использования, ссылка на документ об установлении которых приведена в разделе "Заключение кадастрового инженера". Граница образуемого земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, приводит к чересполосице со смежными земельными участками, кадастровые номера которых ...
Согласно ч.10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать, в том числе, требованиям земельного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Ч.1 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи
П.5 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. В силу п.9 указанной нормы одним из необходимых для кадастрового учета документов является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Согласно п.70 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр в соответствии с зонированием территории, в том числе, на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка
Ч.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка должна осуществляться с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Из ст.7 Земельного кодекса РФ следует, что земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно ч.2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1, ч.3 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ" утверждены решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82.
Из указанных Правил следует, что земельный участок, предоставленный истцам, расположен в общественно-деловой территориальной зоне г. Улан-Удэ.
В соответствии с ч.2 ст.1 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ" общественно-деловой зоной являются зоны делового, общественного и коммерческого назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Согласно таблице 6 "Градостроительный регламент для общественно-деловой зоны" в данной зоне установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: административные и офисные здания, объекты дошкольного образования, общеобразовательные и внешкольные объекты, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения, объекты сервисного обслуживания населения, физкультурные и физкультурно-досуговые объекты, объекты делового и финансового назначения, объекты профессионального образования и подготовки кадров, клубные и досугово-развлекательные объекты, культурно-просветительские и религиозные объекты, общежития учебных заведений, стоянки для легковых автомобилей, объекты инженерной инфраструктуры, гостиницы, мотели. Вспомогательные виды разрешенного использования отсутствуют. Условно разрешенные виды использования: отдельно стоящие многоквартирные жилые дома с встроенными или пристроенными помещениями общественного назначения.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка - для размещения индивидуального жилого дома в общественно-деловой зоне Градостроительным регламентом не предусмотрен.
Ссылка суда на положения ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ несостоятельна. Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке под строительство индивидуального жилого дома, располагается самовольно возведенное строение. Анализ же названной нормы свидетельствует о том, что при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его правообладатель вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов.
В соответствии с ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из схемы расположения земельного участка, содержащейся в межевом плане, следует, что образование спорного земельного участка нарушает требования ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ. Из схемы расположения земельных участков и их частей усматривается расхождение границ со смежными земельными участками, что приводит к образованию небольших участков между смежными земельными участками.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вместе с заявлением при обращении в регистрирующий орган для кадастрового учета представляется межевой план.
В соответствии с п.53 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизитах "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Поскольку действующим законодательством предусмотрено указание в межевом плане минимальных и максимальных размеров земельного участка, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, отсутствие в межевом плане на спорный земельный участок указанных сведений свидетельствует о несоответствии межевого плана установленным требованиям, что обоснованно признанно ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение ФГУП "ФКП Росреестра по РБ" о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, образованного из не разграниченных земель МО г. Улан-Удэ, соответствует действующему законодательству.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ ... административным истцам отказано в предоставлении в собственность земельного участка " ... " в соответствии с п. "д" ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия N115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". Согласно ответу КУИиЗ г. Улан-Удэ испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом городского округа "город Улан-Удэ" расположен на территории, предусмотренной под магистральную улицу районного значения. Между тем, из технического паспорта, сообщения ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" ... следует, что участки по " ... " объединены в один ... под единым номером ... , по указанному же адресу и зарегистрированы административные истцы ...
Исходя из положений ст.227 КАС РФ, устанавливающей, что для удовлетворения требований административного истца об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие этого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, требования истцов о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РБ о приостановлении осуществления кадастрового учета удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 16 ноября 2015 года отменить.
В удовлетворении административного иска Шмакова В.Г., Шмакова П.В. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Бурятия о признании незаконным решения ... о приостановлении осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.