Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 марта 2016 г. по делу N 33а-290/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Костина И.В., Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России в "данные изъяты" - Давтяна А.М. на решение 5 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2015 года, которым удовлетворены заявленные требования
"данные изъяты" запаса Оганяна Г.Р.
об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России в "данные изъяты", связанных с порядком снятия истца и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений административного истца, объяснения представителя административных ответчиков - Давтяна А.М. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Оганян Г.Р. обратился в гарнизонный военный суд с админмистративным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным утверждённое начальником Пограничного управления ФСБ России в "данные изъяты" решение жилищной комиссии того же Управления (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года N N), которым он и члены его семьи сняты с учёта нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства, поскольку утратил основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма, как уволенный с военной службы в связи "данные изъяты".
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит содержание отдельных положений законодательства о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории "данные изъяты", о порядке обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и делает вывод о том, что истец, уволенный с военной службы в связи "данные изъяты", подлежит обеспечению жилым помещением только по месту военной службы, поскольку указанное основание увольнения истца с военной службы не дает право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
По мнению автора жалобы, суд первой инстанции, формулируя вывод о том, что отсутствие у истца жилого помещения на территории Российской Федерации и на территории "данные изъяты" является доказательством нарушения права на обеспечение жилым помещением, не дал надлежащей оценки тому, что Оганян Г.Р. в жилищную комиссию войсковой части N о предоставлении ему жилого помещения по месту военной службы не обращался.
В заключение жалобы обращается внимание на то, что оспариваемое решение принято уполномоченной жилищной комиссией с соблюдением установленного порядка.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что Оганян Г.Р., имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет и заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходил военную службу по контракту в пограничном органе, дислоцированном на территории "данные изъяты", где по месту военной службы (город "данные изъяты") на состав семьи N человек обеспечен служебным жилым помещением, общей площадью N кв. метров.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Оганян Г.Р. и члены его семьи были в установленном порядке признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства в городе "данные изъяты".
Однако Оганян Г.Р. был уволен с военной службы в связи "данные изъяты".
Утверждённым командиром войсковой части N (Пограничное управление ФСБ России в "данные изъяты") решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года N N) Оганян Г.Р. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку в связи с увольнением с военной службы по вышеуказанному основанию право на получение жилого помещения по избранному месту жительства утратил.
Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом для военнослужащих.
Как видно из приведенного законоположения во взаимосвязи с иными положениями Федерального закона, право гражданина, уволенного с военной службы, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном для военнослужащих, не зависит от основания увольнения с военной службы.
Следовательно, Оганян Г.Р. имеет право на обеспечение жилым помещением от ФСБ России.
В силу абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
На территории Российской Федерации у Оганяна Г.Р. и членов его семьи нет в собственности жилых помещений и они не обеспечены жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
По делу установлено, что служебное жилое помещение, занимаемое Оганяном Г.Р. и членами семьи по месту военной службы (город "данные изъяты"), не находится в федеральной собственности Российской Федерации.
К тому же на Оганяна Г.Р. не распространяются положения статьи 15 Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории "данные изъяты", и условиях их функционирования об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями по месту военной службы, поскольку на дату заключения договора административный истец на дату его заключения не был признан нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, Оганян Г.Р. не подлежит обеспечению жилым помещением по прежнему месту военной службы в городе "данные изъяты" в порядке, определённом статьёй 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как в период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в Пограничном управлении ФСБ России по "данные изъяты" нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признавался.
Следовательно, Пограничное управление ФСБ России в "данные изъяты" в лице жилищной комиссии не вправе было принимать решение о снятии административного истца и членов его семьи с жилищного учёта, имея ввиду, что он не сможет реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на жилое помещение, которое при указанных выше обстоятельствах подлежит реализации только на территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение 5 гарнизонного военного суда от 14 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Оганяна Г.Р. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России в "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: И.В. Костин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.