Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Веремьевой И.Ю.,
Судей: Болонкиной И.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре: Колесниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 23 ноября 2015 года, которым на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Норовкову ФИО11 на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории муниципального образования г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав прокурора Хрящеву Е.Ю., которая полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в
интересах Норовкова В.М. к администрации Костромской области о возложении обязанности предоставить Норовкову В.М. на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области по нормам предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Исковые требования мотивированы тем, что Норовков В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшимся без попечения родителей. Одинокая мать Норовкова Т.Д. лишена в отношении него родительских прав заочным решением Нерехтского городского суда Костромской области от 19.05.2009 года. Постановлением главы администрации Лужковского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 21.07.2009 года N25 Норовков В.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Истец зарегистрирован по адресу: "адрес", однако в результате пожара данное жилое помещение повреждено и восстановлению не подлежит. Заключением межведомственной комиссии от 10.06.2013 года это жилое помещение признано непригодным для проживания. В период с 08.04.2009 года по 31.08.2009 года, с 30.06.2011 года по 31.08.2011 года Норовков В.М. находился на полном государственном обеспечении в ОГКУ "Нерехтский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга", в период с 01.09.2009 года по 01.07.2011 года - обучался в ОГБПОУ "Костромской строительный техникум" по профессии столяр, плотник. По информации, предоставленной отделом кадастровых работ и технической инвентаризации капитального строительства N3 ГП Костромской области "Костромаоблкадастр" - Областное БТИ и управления Росреестра по Костромской области, сведения о регистрации права собственности за Норовковым В.М. на недвижимое имущество на территории г.Нерехты и Нерехтского района отсутствуют. Заключением территориального органа социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г.Нерехта и Нерехтский район от 24.06.2013 года признан невозможным факт проживания в ранее занимаемом истцом жилом помещении. На основании приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 04.07.2013 года N19 Норовков В.М. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жилое помещение Норовкову В.М. не предоставлено.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела участвовали департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что требование о возложении на администрацию Костромской области обязанности предоставить жилое помещение вытекает из публичных правоотношений, поэтому подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Ссылается на то, что, принимая решение, суд не учел того, что в соответствии с действующим законодательством участие администрации в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается лишь в принятии такого распоряжения. Кроме того, это распоряжение возможно при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. В настоящем случае имеются неопровержимые доказательства об отсутствии свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Обращает внимание на то, что департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области является уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений и главным распорядителем предусмотренных в бюджете денежных средств на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц, а также обладает правами юридического лица и является самостоятельным исполнительным органом государственной власти Костромской области, который не входил и не входит в структуру администрации Костромской области. Ссылаясь на незаконность решения суда, указывает о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области. Возлагая на администрацию Костромской области обязанность по предоставлению Норовкову В.М. жилья, суд не учел, что администрация Костромской области специализированного жилищного фонда в собственности не имеет, не наделена полномочиями по заключению договоров найма жилых помещений. В нарушение п.5 ст.10.1 Закона Костромской области от 06.10.2007г. N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" судом не исследован вопрос, касающийся очередности предоставления жилых помещений указанной категории лиц, чем нарушаются права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагая, что условия предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются аналогичными основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предусмотренными ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ, указывает, что истец в установленном порядке малоимущим и нуждающимся не признан.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Нерехтский межрайонный прокурор Чижов Л.А. полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание в суд апелляционной инстанции Норовков В.М., представители: администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что Норовков В.М., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен субъектом Российской Федерации - Костромской областью в лице администрации Костромской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Норовков В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Норовкова В.М. - Норовкова Т.Д. заочным решением Нерехтского городского суда Костромской области от 19.05.2009 года лишена в отношении него родительских прав, сведения об отце указаны со слов матери.
С 08.04.2009 года по 31.08.2009 года и с 30.06.2011 года по 31.08.2011 года Норовков В.М. находился на полном государственном обеспечении в ОГКУ "Нерехтский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга", с 01.09.2009 года по 01.07.2011 года обучался в ОГБОУ "Костромской строительный техникум" г.Костромы.
С 08.04.1994 года Норовков В.М. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии от 10.06.2013 года, назначенной постановлением главы Ёмсненского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район N29 от 01.09.2010 года, жилой дом по адресу: "адрес", признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания. Дом уничтожен огнем, частично остались кирпичные стены и фундамент, к дому подведен сетевой газ.
Заключением территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г.Нерехта и Нерехтский район N1209 от 24.06.2013 года признан невозможным факт проживания Норовкова В.М. в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г.Нерехта и Нерехтский район от 04.07.2013 года N19 Норовков В.М. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено, что Норовков В.М. трудоустроен и работает в г.Нерехта Костромской области.
По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГП Костромской области "Костромаоблкадастр" - Областное БТИ отдел кадастровых работ и технической инвентаризации капитального строительства N3, группа N2, администрации Ёмсненского сельского поселения муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области Норовков В.М. и его мать Норовкова Т.Д. жилых помещений в собственности, по договору социального найма не имеют.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Норовков В.М. жилым помещением не обеспечен.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 п.1 ст.8).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8).
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 г. N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2 ст.6).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3 ст.6).
Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность на администрацию Костромской области по предоставлению Норовкову В.М. жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Основанием для заключения с Норовковым В.М. договора найма специализированного жилого помещения будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, ее участие в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Не может служить поводом к отмене решения и ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для удовлетворения иска по причине непризнания Норовкова В.М. в установленном порядке малоимущим, поскольку вышеприведенными законодательными актами, как федерального уровня, так и действующими в Костромской области, решение вопроса об обеспечении жилым помещением категории лиц, к которой относится истец, не связывается с малоимущностью.
Довод апелляционной жалобы о неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, не обоснован. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца на предоставление жилого помещения.
Кроме того, глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая включалась в подраздел III раздела II, признана утратившей силу с 15.09.2015 года на основании Федерального закона от 08.03.2015 года N23-ФЗ.
С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.