Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Яцун Е.М.
судей
Истоминой И.В.
Койпиш В.В.
при секретаре
Филипповой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Цымляковой Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о назначении пенсии, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя истицы Цымляковой Н. А. - Лопухова А.С.
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 октября 2015 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Цымляковой Н. А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о назначении страховой пенсии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истицы Цымляковой Н.А. - Лопухова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска Лавреновой Э.А. против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Цымлякова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска ( далее - ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г.Мурманска или Пенсионный орган) о назначении пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истица указала, что Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г.Мурманска от _ _ 2015 года N ... ей отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на том основании, что она фактически живет и работает на территории Республики Армения.
Такой отказ истица полагала незаконным, поскольку постоянно зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации, до переезда в Армению училась, жила и работала в городе Мурманске, имеет гражданство Российской Федерации.
Полагает, что в соответствии со статьями 1 и 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" имеет право на назначение ей пенсии по законодательству Российской Федерации.
Ссылаясь на положения Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-4 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", указала на ошибочность вывода Пенсионного органа о том, что местом ее жительства является г. Ереван Республики Армения.
Просила суд признать незаконным указанное решение ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г.Мурманска и обязать назначить ей пенсию.
В качестве компенсации морального вреда просила взыскать *** рублей, а также заявила о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме *** рублей и по оплате государственной пошлины- *** рублей.
В судебное заседание истица Цымлякова Н.А. не явилась, ее представитель Лопухов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г.Мурманска - Лавренова Э.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Цымляковой Н.А. - Лопухов А.С., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что Цымлякова Н.А., являясь гражданкой Российской Федерации, по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах сама определилаобъем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализовала их по своему усмотрению.
Настаивает на том, что истица имеет право на пенсионное обеспечение как в Республике Армения, так и в Российской Федерации, и, приняв решение получать пенсию в Российской Федерации, она отказалась от получения пенсии в Армении, при этом исполнила формальность, встав на регистрационный учет по месту жительства в городе Мурманске с целью реализации права на пенсионное обеспечение по месту жительства и по законодательству государства, на территории которого проживает.
Указывает, что отказ в назначении пенсии в Российской Федерации нарушил права и свободы истицы, в частности, его конституционное право на достойное пенсионное обеспечение в старости.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истица Цымлякова Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определили в необходимом объеме установилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил к спорным отношениям нормы материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего и применявшегося на дату обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии) условиями назначения трудовой пенсии по старости для женщин являлись: достижение возраста 55 лет и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 01 января 2015 года указанный закон (ФЗ от 17.12.2001 N173-ФЗ) не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истица Цымлякова Н.А. родилась *** года, имеет гражданство Российской Федерации и с _ _ 2014 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Мурманск, пер. ... , д. ... , кв. ...
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что приведенных выше обстоятельств недостаточно для того, чтобы истице была назначения пенсия в соответствии законодательством Российской Федерации.
Такой вывод суда в полной мере соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим отношения между истицей и ответчиком.
Согласно положениям статей 1 и 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого являются Российская Федерация и Республика Армения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из буквального содержания приведенных норм международного права следует, что обязательным условием для решения вопроса о том, по законодательству какого государства - участника Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения будет осуществляться пенсионное обеспечение гражданина одного из этих государств, является установление фактического места жительства этого гражданина.
Не усмотрев оснований для признания незаконным оспариваемого истицей решения Пенсионного органа об отказе в назначении ей пенсии, суд сделал правильный вывод, что ответчик принял правомерное решение.
Поскольку при рассмотрении заявления Цымляковой Н.А. от _ _ 2014 года было установлено, что она проживает и работает на территории Республики Армения, Пенсионный орган законно и обоснованно отказал истице в назначении пенсии по законодательству Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы, основанный на применении к спорным правоотношениям Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", являлся предметом проверки суда первой инстанции и получил в решении надлежащую оценку, с которой судебная коллегия согласна.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" приведены основные понятия, которые используются в целях указанного нормативно-правового акта, к числу которых отнесено и понятие места жительства.
Согласно статье 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 этого же Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1).
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1, так и в других нормативных актах.
В частности, пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
С учетом изложенного при разрешении спора суд правильно исходил из того, что регистрация истицы по месту жительства на территории Российской Федерации не является безусловным доказательством фактического ее проживания по месту такой регистрации.
Положения Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", не связывают право на получение пенсии с регистрацией лица по месту жительства, однако, устанавливают в качестве обязательного условия для получения гражданином пенсии по законодательству государства-участника данного Соглашения проживание гражданина на территории этого государства.
Ссылка в апелляционной жалобе на ошибочность вывода суда о непроживании истицы на территории Российской Федерации опровергается материалами дела.
Из имеющихся в материалах дела копии трудовой книжки истицы, копии справки Национального архива Армении от _ _ .2014 N *; копии справки школы N * им. Дж. Киракосяна ( г. Ереван) от _ _ .2015 N *; копии справки ЗАО "Армэнерго" следует, что Цымлякова Н.А. с _ _ 1975 года по _ _ 1991 год работала в Армглавэнерго (Главное производственное управление энергетики и электрификации Армянской ССР) в должности ***; с _ _ 1985 года по настоящее время работает в Ереванской школе N * имени *** Республики Армения *** ( л.д. 50-59).
В материалах дела содержится, также, копия ответа Государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от _ _ 2015 N * на запрос ГУ УПФ РФ в Октябрьском округе г. Мурманска, из которого следует, что в отношении Цымляковой Н.А. имеется пенсионное дело N *, ей в г. Ереване выплачивалась частичная пенсия за выслугу лет до _ _ 2015 года ( л.д. 53). Судом установлено и не оспаривается сторонами, что выплаты пенсии производились с _ _ года и прекращены на основании личного заявления истицы ( л.д. 61).
Оценив приведенные выше обстоятельства, суд сделал правильный вывод, что истица постоянно проживает в г.Ереване. Кроме того, из протокола судебного заседания от 14.102015 следует, что представитель истицы подтвердил фактическое проживание истицы на территории Армении (л.д. 60). Таким образом, по делу установлено, что местом жительства истицы является г.Ереван Республики Армения.
Несостоятелен и довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком нарушено право истицы на пенсионное обеспечение.
Несмотря на то, что приведенные нормы материального закона не устанавливают для истицы право выбора на получение пенсии по законодательству Республики Армения либо по законодательству Российской Федерации вне зависимости от места ее жительства, Цымлякова Н.А. вправе претендовать на получение пенсии по законодательству того государства- участника Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, на территории которого она проживает.
В целом доводы жалобы сводятся к изложению позиции представителя истицы при разрешении спора судом первой инстанции и переоценке обстоятельств дела, а также представленных сторонами доказательств. Оснований для такой переоценки судебная коллегия не усматривает в связи с изложенным выше.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 октября 2015 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Цымляковой Н. А. - Лопухова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.