Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Полосухиной Н.А., Чернецовой Н.А.
при секретаре Власовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования на решение Центрального районного суда г.Тулы от 18.11.2015 года по гражданскому делу по иску Джалаляна С.С., Джалаляна С.С. к Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования о признании права на получение разовой социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
установила:
Джалалян С.С. и Джалалян С.С. обратились в суд с иском к Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования о признании права на получение разовой социальной выплаты, указав, что зарегистрированы по месту жительства в принадлежащей Джалалян И.С. на праве собственности квартире, расположенной по адресу: "адрес". Иного жилья у них (истцов) не имеется.
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией обследования жилой "адрес" признан ветхим.
Указанный акт межведомственной комиссии утвержден постановлением главы Щекинского района Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации МО р.п.Огаревка Щекинского района Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ они (истцы) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией было произведено повторное обследование указанного жилого дома, о чем составлен акт N, зафиксировано неудовлетворительное техническое состояние дома, дано заключение о непригодности дома для постоянного проживания.
С целью улучшения своих жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2014-2020 годы" государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области", утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013г. N660, они (истцы) обратились к ответчику с заявлением о предоставлении им разовой социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с привлечением ипотечных кредитных средств, однако, получили отказ (письмо N от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на несоответствие заявителей категории, предусмотренной п.2 Положения о порядке, размере и условиях предоставления разовых социальных выплат отдельным категориям граждан, а именно на то, что жилое помещение, в котором они (истцы) зарегистрированы, признано непригодным для проживания после 01.01.2012г.
Не согласившись с данным отказом, истцы, уточнив свои исковые требования, просили суд признать на ними право на получение разовой социальной выплаты для категории граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 01.01.2012г. непригодными для постоянного проживания, в порядке, предусмотренном Положением о порядке, размере и условиях предоставления разовых социальных выплат отдельным категориям граждан" в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2014 - 2020 годы", государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области", утвержденном постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013г. N660, в порядке очередности.
Истец Джалалян С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Истец Джалалян С.С. и его представитель по ордеру адвокат Тарасова И.Ю. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по основаниям, указанном в иске, просили эти требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования по доверенности Хорошилов Д.Н. исковые требования не признал, полагая их необоснованными.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щекинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 18.11.2015г. исковые требования удовлетворены. Суд признал право Джалаляна С.С., Джалаляна С.С. на получение в порядке очередности разовой социальной выплаты для категории граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 01.01.2012 года непригодными для постоянного проживания в порядке, предусмотренном Положением о порядке, размере и условиях предоставления разовых социальных выплат отдельным категориям граждан в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2014-2020 года", государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области", утвержденном постановление Правительства Тульской области от 19.11.2013г. N660.
В апелляционной жалобе Региональный фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Джалаляна С.С. и его представителя по ордеру адвоката Тарасовой И.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Джалаляна С.С., Джалаляна С.С. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, собственником квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", является Джалалян И.С., зарегистрированная по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы и постоянно проживают с ДД.ММ.ГГГГ ее сыновья - истцы по делу Джалалян С.С. и Джалалян С.С., что подтверждается выписками из домовой книги и лицевого счета.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение постановления главы Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об образовании временной Межведомственной комиссии по обследованию жилых домов (жилых помещений МО Щекинский район)" было произведено обследование жилого "адрес".
Как следует из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, по данным технического учета указанный 11-квартирный одноэтажный дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, фундамент - деревянные стулья, стены: сборно-щитовые, перегородки деревянные, кровля шиферная, износ дома на июль ДД.ММ.ГГГГ - 36%, капитальный ремонт дома производился в ДД.ММ.ГГГГ. При визуальном обследовании установлено: цоколь фундамента имеет трещины, стены сырые, кровля имеет трещины, в жилых помещениях имеются следы протекания, оконные блоки поражены гнилью, рассохлись, дверные полотна осели, в полах трещины.
По результатам обследования межведомственная комиссия признала жилой "адрес" - ветхим.
Постановлением главы Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден акт межведомственной комиссии по обследованию жилого "адрес", указанный дом признан ветхим.
При проведении повторного обследования ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного жилого помещения, в котором проживают истцы, межведомственной комиссией зафиксировано ухудшение технического состояния здания: кровля имеет сколы, по стенам комнаты имеются трещины, прогибы в обрешетке, из-за проседания фундамента наблюдается отклонение стен и перегородок.
Межведомственной комиссией дано заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данное жилое помещение не пригодно для постоянного проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции".
Из представленных истцами документов следует, что иного жилого помещения у истцов Джалалян С.С. и Джалалян С.С. ни на праве собственности, ни по договору социального найма не имеется.
Постановлением администрации МО р.п.Огаревка Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден протокол N от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии о признании семьи ФИО1 из 4 человек, в т.ч. сына - Джалаляна С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына - Джалаляна С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке администрации МО р.п.Огаревка Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ N истцы социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств бюджета Тульской области не получали.
С целью улучшения своих жилищных условий, в рамках реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2014-2020 годы" государственной программы Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области", утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N, истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении им разовой социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с привлечением ипотечных кредитных средств.
Региональный фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования письмом N от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцам в предоставлении разовой социальной выплаты, сославшись на несоответствие заявителей категории, предусмотренной п.2 Положения о порядке, размере и условиях предоставления разовых социальных выплат отдельным категориям граждан, поскольку жилое помещение, в котором они зарегистрированы, признано непригодным для проживания после 01.01.2012г.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно Закону Тульской области от 10.06.2006г. N713-ЗТО "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Тульской области", устанавливающему принципы государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования в Тульской области; формы и методы государственной поддержки жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и участвующих в долгосрочных целевых программах развития ипотечного жилищного кредитования в Тульской области, разовой социальной выплатой является единовременно выплачиваемая из средств бюджета области денежная сумма, составляющая часть стоимости жилого помещения, приобретаемого заемщиком с помощью долгосрочного ипотечного жилищного кредита и данной социальной выплаты.
Размер и условия предоставления разовой социальной выплаты определяются в соответствии с государственными программами и иными нормативными правовыми актами области.
Согласно п.2 ст.13 указанного Закона Тульской области социальная выплата предоставляется заемщикам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области", на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановлением от 19.11.2013 года N 660 утвердило государственную программу Тульской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области".
В соответствии с Положением о порядке, размере и условиях предоставления разовых социальных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 19.11.2013 года N 660, разовая социальная выплата предоставляется следующим категориям граждан, определенных Программой:
- работникам государственных учреждений Тульской области и муниципальных учреждений, финансируемых полностью или частично из бюджета Тульской области и местных бюджетов, государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и имеющим доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа);
- гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года непригодными для постоянного проживания, или в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, и зарегистрированным в указанных жилых помещениях до 1 января 2012 года, независимо от права собственности на указанные жилые помещения, и не имеющим других жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма или на праве собственности и имеющим доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа);
- многодетным семьям (имеющим трех и более детей), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и имеющим доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа).
Граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года непригодными для постоянного проживания, или в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, и зарегистрированные в указанных жилых помещениях до 1 января 2012 года, независимо от права собственности на указанные жилые помещения, и не имеющие других жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма или на праве собственности и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа), должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.
Применительно к настоящему Положению под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, понимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Факт признания нуждающимися устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 указанного Положения, размер предоставляемой социальной выплаты устанавливается в процентах от расчетной стоимости жилья и дифференцируется по категориям граждан. Для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года непригодными для постоянного проживания, или в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке на 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, и зарегистрированных в указанных жилых помещениях до 1 января 2012 года, независимо от размера площади этих жилых помещений и права собственности граждан на указанные жилые помещения, и не имеющих в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, - 60 процентов.
Гражданин, желающий получить социальную выплату, представляет в Региональный фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования следующие документы:
- заявление по форме;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи;
- свидетельство о заключении (расторжении) брака;
- свидетельства о рождении детей;
-копию трудовой книжки, заверенную печатью и подписью ответственного работника государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального органа (в зависимости от места работы (службы)) на каждой странице (для работников государственных и муниципальных учреждений);
- копии документов, подтверждающих признание граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, заверенные выдавшим их органом;
- копии документов, заверенных администрацией муниципального образования, подтверждающих признание имеющегося у гражданина жилья непригодным для постоянного проживания до 1 января 2012 года или аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2012 года. В случае признания жилья непригодным для постоянного проживания или аварийным:
до 23 сентября 2003 года - акт межведомственной комиссии об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания и решение исполкома районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для проживания;
до 14 февраля 2006 года - акт межведомственной комиссии об отнесении здания
или жилого помещения к категории непригодного для проживания;
после 14 февраля 2006 года - акт, заключение комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания и решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления по итогам работы комиссии;
- справку из уполномоченного органа о наличии или отсутствии в собственности у каждого члена семьи гражданина - получателя социальной выплаты жилого помещения;
- документ, подтверждающий наличие у гражданина доходов, достаточных для получения ипотечного жилищного кредита или решение кредитора о предоставлении ипотечного жилищного кредита на приобретение или строительство жилья, действующее на дату его подачи;
- выписки из домовой книги и финансового лицевого счета;
- справку за подписью руководителя и главного бухгалтера государственного или муниципального учреждения, подтверждающая финансирование из бюджета Тульской области или местных бюджетов государственного или муниципального учреждения (для категории граждан "работники государственных и муниципальных учреждений", за исключением государственных и муниципальных служащих).
Согласно ст. 49.1 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г. (до вступления в законную силу ЖК РФ), граждане могут улучшить свои жилищные условия путем приобретения в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда за плату в порядке, определяемом соответствующими Советами народных депутатов на условиях, предусмотренных законодательством РСФСР, а также на аукционах.
Статьей 49.3 ЖК РСФСР, было предусмотрено, что если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности, либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома (введена Законом РСФСР от 06.07.91 N 1552-1 - Ведомости СНД РСФСР и ВСРСФСР, 1991, N 28, ст. 963).
Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставляется либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.
Статьей 8 ЖК РСФСР регламентирован порядок исключения из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений. В соответствии с данной статьей непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; дом (жилое помещение) грозит обвалом; дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Статья 1 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусматривает, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие, начиная с 01 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Часть 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 2 той же статьи, действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных данным Законом.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 2.1 требований "Методики по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания", утвержденной приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31 декабря 1999 года N 177, к категории непригодных для проживания относятся жилые здания и расположенные в них жилые помещения, отдельные жилые помещения на следующих основаниях:
- жилое здание, расположенное в зоне, запрещенной к застройке (в зоне опасного влияния факторов окружающей природной среды на условия жизнедеятельности и здоровье человека);
- техническое состояние строительных конструкций или инженерного оборудования, представляет опасность для проживающих в здании или помещении, с учетом физического износа и повреждения конструкций;
- нарушения санитарно - гигиенических условий проживания, в том числе нарушений температурно - влажностного режима помещений и конструкций, повышенного шума или вибрации, недостаточного освещения;
- недостатки планировки и уровня внутреннего благоустройства;
-жилые помещения, расположенные в жилом здании, признанном непригодным для проживания;
- отсутствие постоянного обслуживания жителей или отсутствие технической эксплуатации здания.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года N 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, которое действовало в период признания жилого дома, в котором проживают истцы, непригодным для проживания.
Данное Положение устанавливало порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.
В соответствии с п. 2 указанного Положения непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):
а) находящиеся в ветхом состоянии;
б) находящиеся в аварийном состоянии;
в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
Согласно п. 4 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется - комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.
Как указано в п. 8 Положения комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает одно из следующих решений:
а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;
б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований);
в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.
Согласно п. 9 Положения решение комиссии оформляется актом по форме согласно приложению. Акт составляется в 2 экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, выражают его (в письменной форме) в отдельном документе, который является неотъемлемой частью акта. В обоих экземплярах акта делается отметка о наличии особого мнения.
Комиссия в 5-дневный срок направляет один экземпляр акта в орган местного самоуправления и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос (п. 10 Положения).
В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.
В соответствии с п. 2.1 Постановление Госстроя РФ от 20.02.2004 года N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" к непригодным для проживания относятся:
а) жилые дома в аварийном состоянии;
б) ветхие жилые дома;
в) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;
г) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
д) жилые дома, расположенные в местах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);
е) жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.
Согласно п. 2.5 Постановление Госстроя РФ от 20.02.2004 года N 10 к ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Как указано в п. 2.6 вышеуказанного Постановление Госстроя РФ от 20.02.2004 года N 10 для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.
В силу постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года N 552 "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания", в частности п. а ч. 2 данного постановления, и постановления Госстроя России от 20.02.2004 года N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих", раздела 2, к непригодным для проживания относятся ветхие жилые дома.
Установив вышеуказанные обстоятельства дела, исследовав и оценив, представленные доказательства, руководствуясь вышеперечисленными нормами действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что жилой "адрес", признанный ветхим, являлся непригодным для проживания.
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" Жилищный кодекс РФ вводится в действие, начиная с 01 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Анализируя установленные по делу обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право истцов на получение другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания дома, в котором расположена квартира, в которой они зарегистрированы и проживают, возникло в период ранее действовавшего законодательства, гарантировавшего право требовать защиты прав.
Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющимися собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия Жилищного кодекса РФ не лишает граждан права требовать защиты их прав, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что еще в 2005 году администрация Муниципального образования Щекинский район Тульской области признала свою обязанность по предоставлению жильцам "адрес", другого жилого помещения, поскольку указанный дом по своему техническому состоянию непригоден для постоянного проживания.
В настоящее время состояние дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, не изменилось, что участниками процесса не оспаривалось и подтверждается актом обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией.
Доводы апелляционной жалобы представителя Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования по доверенности Хорошилова Д.Н. о том, что представленный истцами акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ не является актом, которым, по действующему на тот период законодательству, устанавливался факт непригодности жилого помещения для постоянного проживания, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что жилой "адрес" является непригодным для постоянного проживания.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылался также на то, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался Постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 г. N10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категориям ветхих и аварийных", которое, согласно письму Минюста РФ от 23.04.2004 г. N 07/4174-ЮД, не было зарегистрировано. Этот довод апелляционной жалобы правового значения по данному делу не имеет, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения об удовлетворении исковых требований руководствовался также Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 552, которым утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, действовавшим в период признания жилого дома непригодным для проживания.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановилзаконное решение в пределах заявленных исковых требований и по указанным истцом основаниям.
Нарушений норм материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда, изложенных в решении. Все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст.ст.59,60,67 ГПК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тулы от 18.11.2015 г. по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования по доверенности Хорошилова Д.Н.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 18.11.2015 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Регионального фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования по доверенности Хорошилова Д.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.