Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Анашкиной М.М.
при секретаре Шевчук В.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.И.М. на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2015г., которым постановлено:
"Исковые требования С.И.М. к Администрации Псковской области, Администрации Новосокольнического района Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности на Администрацию Новосокольнического района о предоставлении за счет средств субъекта РФ - Администрации Псковской области в 2015 году жилого помещения по договору социального найма, оставить без удовлетворения."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.И.М. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Администрации Новосокольнического района о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта РФ и возложении на Администрацию Новосокольнического района обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что в связи со смертью отца и лишением матери родительских прав она осталась без родительского попечения, в связи с чем в 1995г. была направлена в Невельский детский дом. При помещении в данное учреждение за ней был закреплен принадлежащий К.В.Л. жилой дом в дер.Маево Новосокольнической области, который в последствии был разрушен. После выпуска из интернатного учреждения она имела временную регистрацию по месту прохождения профессионального обучения, а в 2001 году была зарегистрирована в жилом помещении в д.Маево, однако данная регистрация носила формальный характер.
15 апреля 2008 года она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем до настоящего времени жильем не обеспечена.
В настоящий момент она совместно с супругом и двумя детьми проживает в г.Смоленске в съемном жилом помещении, необходимость проживания в котором обусловлена непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: "****", приобретенного на средства материнского капитала и принадлежащего ей и детям на праве общей долевой собственности.
В этих условиях, указывая также на то, что в соответствии с правовым регулированием, действовавшем на момент признания ее нуждающейся, она обладала правом на обеспечение жилье на условиях социального найма, С.И.М. просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта РФ - Администрации Псковской области и возложить на Администрацию Новосокольнического района обязанность по предоставлению в 2015 году благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 25 квадратных метров.
Истец С.И.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя, который в полном объеме поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области, иск не признал, указал, что в условиях проживания истицы в Смоленской области её требование об обеспечении жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обращено к уполномоченному на его разрешение органу исполнительной власти указанного субъекта. Кроме того, полагал заявленные требования по существу необоснованными ввиду настоящей обеспеченности истца жилой площадью сверх установленной нормы. Также, обращал внимание на то, что, поскольку С.И.М. не соблюден установленный законом порядок обращения в органы опеки и попечительства, её обращение за судебной защитой жилищных прав является преждевременным.
Представитель ответчика - Администрации Новосокольнического района, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - ГГУСЗН Псковской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - ТУ Новосокольнического района ГГУСЗН Псковской области в судебное заседание не явился, предоставил заявлении, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе С.И.М. просит об отмене этого судебного постановления и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В частности, выражая несогласие с выводом суда об отсутствии у нее нуждаемости в жилом помещении, указывает на непригодность для проживания дома, приобретенного ею на средства материнского капитала, в связи с чем полагает, что само наличие указанного жилья не может повлиять на реализацию не утраченного, по ее мнению, права на получение благоустроенной жилой площади. Кроме этого, апеллянт настаивает на своей позиции о том, что в условиях постановки на учет для получения жилой площади в Новосокольническом районе, её соответствующее право, которое возникло в период ранее действовавшего правового регулирования вопроса обеспечения жильем лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть реализовано именно органами исполнительной власти Псковской области, за счет предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда 1 инстанции.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были внесены изменения, согласно которым, в частности, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ утратил силу.
Кроме того, статья 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ была изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Псковской области от 09 января 2013 года N1241-оз "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По делу установлено, что в связи со смертью отца и лишением матери родительских прав С.И.М., (дд.мм.гг.) года рождения, стала являться ребенком, оставшимся без попечения родителей, вследствие чего распоряжением Администрации Новосокольнического района Псковской области от 15 июня 1995 года N373-р была направлена в детское интернатное учреждение.
Этим же распоряжением за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: Новосокольнический район, д.Маево, которое в последствии было утрачено.
На основании постановления Главы Администрации городского поселения "Новосокольники" от 15.04.2008 N40, изданного в соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 N411-оз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", С.И.М. с 27 февраля 2008 года поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека, включая дочь К.Т.В.
В настоящее время С.И.М. с семьей постоянно проживает в Смоленской области, где она с 2013г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "****".
Это жилье представляет собой частный жилой дом, приобретенный за счет средств материнского капитала в общую долевую собственность истицы и её н\л детей К.Т.В. и В.М.М.
Обращаясь в суд с данным иском, С.И.М. исходит из того, что в условиях постановки её на учет нуждающихся в жилом помещении в Новосокольническом районе она вправе требовать реализации своего права на обеспечения жильем за счет средств субъекта РФ - Псковской области путем возложения на Администрацию Новосокольнического района обязанности по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма.
Оценив эту позицию, суд правильно признал её необоснованной, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Исходя из приведенных выше правовых норм, с 01.01.2013г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по месту жительства указанных категорий граждан.
В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, также указывается на то, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
В свою очередь ст.20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поскольку, как указано выше, с 2013г. местом постоянного жительства С.И.М. является Смоленская область, то, следовательно, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она подлежит обеспечению жильем органом исполнительной власти указанного субъекта РФ.
Само по себе нахождение истицы на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, по Новосокольническому району, основанием для возложения соответствующей обязанности на Администрацию Псковской области не является, поскольку жилищные права С.И.М., о судебной защите которых она ставит вопрос, обусловлены наличием специального статуса и подлежат реализации в порядке, установленном действующим законодательством.
Последнее, в качестве общего условия обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусматривает наличие у данных категорий лиц нуждаемости в жилых помещениях.
В связи с этим суд, наряду с вышеприведенным основанием для отказа в иске, обоснованно учел и то, что в настоящее время С.И.М. является собственником 1\3 доли в праве собственности на жилой дом в "****".
Общая площадь этого жилья составляет 74,2 кв.м., тогда как учетная норма установлена решением Совета депутатов Издешковского СП Сафоновского района Смоленской области в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.
В этих условиях у С.И.М. отсутствует нуждаемость в обеспечении жильем по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Что же касается иных оснований из числа предусмотренных указанной нормой, то в рамках данного дела их наличие объективными и допустимыми доказательствами подтверждено не было.
На основании изложенного, судебная коллегия признает решение в целом законным и обоснованным, а апелляционную жалобу С.И.М. не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи О.Л. Ениславская
М.М. Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.