Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Подгорной Е.П.
при секретаре
Прокофьевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2016 года гражданское дело N 2-9259/15 по апелляционной жалобе Тимошенковой Л. И., Малко-Скрозь И. Ф., Дедюлиной Т. М., Холодновой Л. А., Ганеева В. Е., Ганеевой М. Л., Драбкина Р. М., жилищно-строительного кооператива N 820 на решение Приморского районного суда С.-Петербурга от 28 сентября 2015 года по иску Тимошенковой Л. И., Малко-Скрозь И. Ф., Дедюлиной Т. М., Холодновой Л. А., Ганеева В. Е., Ганеевой М. Л., Драбкина Р. М., к Оболенцевой О. В., С.-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" о признании права отсутствующим, устранении нарушений, внесении изменений в документацию, по иску жилищно-строительного кооператива N 820 к Оболенцевой О. В., Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" об устранении препятствий в пользовании общим имуществом, внесении изменений в документацию.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя Тимошенковой Л.И., Малко-Скрозь И.Ф. Дедюлиной Т.М., Холодновой Л.А., Ганеева В.Е., Ганеевой М.Л., Драбкина Р.М. - К., представителя Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" - Р., представителя Оболенской О.В. - Ры., действующего в порядке передоверия, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам и, уточнив требования просили признать
отсутствующим право собственности Оболенцевой О. В., на
часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м первого этажа подъезда N ...
в жилом доме по адресу: "адрес", как части нежилого помещения по адресу: С. "адрес"
"адрес"; обязать Оболенцеву О. В. привести лестничную площадку первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес" в первоначальное (проектное) состояние: демонтировать стену, отделяющую часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м от остальной площади лестничной площадки, устранить препятствия в пользовании общим имуществом жилого дома по адресу: "адрес", обеспечить доступ к общедомовым коммуникациям: трубе газоснабжения с отключающим устройством, этажному электрическому распределительному щитку, трубе ливневой канализации; обязать Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" исключить из технического паспорта на нежилое помещение по адресу: "адрес"., часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес"
Аналогичные требования заявлены ЖКС N820 к Оболенцевой О. В., Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" об устранении препятствий в пользовании общим имуществом, внесении изменений в документацию.
Определением Приморского районного суда от 17.08.2015 гражданские дела были объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований истцы Тимошенкова Л.И., Малко-скрозь И.Ф., Дедюлина Т.М., Холоднова Л.А., Ганеев В.Е., Ганеева М.Л., Драбкин Р.М. указали, что они (истцы) являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме по адресу: "адрес" а также членами созданного в доме ЖСК N820. Ответчик Оболенцева О.В. является собственником нежилого помещения N ... находящегося в доме по адресу. "адрес" корпус N ... В подъезде N ... в указанном жилом доме ранее квартиры N ... были преобразованы в нежилое помещение с присвоением ему номера - N ... Собственником указанного нежилого помещения на лестничной площадке первого этажа возведена стена, в результате чего доступ к части лестничной площадки возможен только из нежилого помещения N ... При этом в указанной части лестничной
площадки расположен доступ к общедомовым коммуникациям: трубе
газоснабжения с отключающим устройством, этажный электрический
распределительный щит, телефонные провода, провода домофона, труба
ливневой канализации. В связи с указанными обстоятельствами нарушаются
различные нормы, регулирующие порядок эксплуатации жилых домов, о чем
в ЖСК N 820 поступают предписания об устранении допущенных
нарушений. Возведенная стена нарушает правила эксплуатации лифта и
затрудняет доступ к лифту. 17 марта 2015 года ответчик Оболенцева О.В. обратилась к членам ЖСК с заявлением, из которого следует, что ответчик считает отгороженную часть лестничной площадки своей собственностью, в силу права собственности на нежилое помещение. В соответствии с п.4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными
должностными лицами органа кадастрового учета выполняются (в том
числе) следующие кадастровые процедуры: учет изменений объекта
недвижимости; исправление технических ошибок в кадастровых сведениях.
Технический паспорт (технический план) на объект недвижимого имущества
выдается районным филиалом ГУП "ГУИОН" и является документом, на
основании которого ведется кадастровый учет объектов недвижимости. В
Кадастровом паспорте помещения от 13 сентября 2013 года часть лестничной
площадки включена в нежилое помещение N ... Учитывая, что площадь нежилого помещения N ... " ... " кв.м должна складывается из площадей бывших квартир N ... и N ... , без части лестничной площадки, площадью " ... " кв.м., очевидно, что в техническом плане (паспорте) объекта недвижимости границы нежилого помещения N ... указаны неверно.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда, полагая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Дедюлина Т.М., Оболенцева О.В., Тимошенко Л.И., Малко-Скрозь И.Ф., Холоднова Л.А., Ганеев В.Е., Ганеева М.Л., Драбкин Р.М., представители ООО "УК "ИнвестСтрой", государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, ООО "ПетербургГаз", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрация Приморского района Санкт-Петербурга, Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая требования и отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания отсутствующим права собственности Оболенцевой О.В. на часть нежилого помещения суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств нарушения их прав со стороны ответчика, заключающего в отсутствии свободного доступа к общедомовым коммуникациям, проходящим в помещении N ... по адресу: "адрес", помещение N ...
Между тем с указанными выводами суда, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Г ... приобрел на основании договоров купли-продажи от 19.09.1997 и 14.11.1997 квартиры N ... соответственно, расположенные по адресу: "адрес".
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.09.1998 N 970-р квартиры N ... по адресу: "адрес", переведены в нежилой фонд для использования под офис (т.1 л.д.34).
Ответчик Оболенцева О.В. является собственником нежилого помещения N ... расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 23.04.2014, свидетельство о регистрации права собственности выдано 07.05.2014 (т.1 л.д.21).
Как следует из указанных документов, площадь нежилого помещения N ... составляет " ... " кв.м. (т.1 л.д.21, т.2 л.д.63-64).
Как следует из протокола заседания комиссии МВК от 11.11.1998 года на заседании утвержден проект перепланировки нежилых квартир (так в тексте) N ... и N ... под офис и устройство обособленного выхода (т.1 л.д.35).
Проект перепланировки в материалы дела не представлен, представитель ответчика как в суде первой, так и апелляционной инстанции возражал против представления в материалы дела проекта перепланировки указанных квартир.
Вопрос о согласовании присоединения к указанным квартирам части лестничной площадки, на котором расположены указанные квартиры, комиссией МВК не рассматривался.
Согласно Акту межведомственной комиссии от 23.12.1998 N 97, утвержденному заместителем директора Приморского районного жилищного агентства, работы по перепланировке бывших квартир N ... , N ... под офис и обустройство дополнительного выхода выполнены в соответствии с проектом, утвержденным протоколом от 11.11.1998 N 92 (т.1 л.д.35-36).
При проведении инвентаризации в декабре 1998 года филиалом были зафиксированы строительно-монтажные работы (монтаж/демонтаж перегородок, демонтаж сантехнического оборудования, переоборудование оконного проема в дверной), в результате чего ранее учтенные квартиры были объединены в одно помещение с присвоением ему номера N ... Общая площадь помещения N ... составила " ... " кв.м, кроме того площадь лоджий " ... " кв.м, этаж расположения - " ... " Наружные границы помещения N ... изменились по отношению к совокупным наружным границам квартир N ... , N ... за счет присоединения части лестничной клетки (т.1 л.д.22-25).
Технический паспорт на нежилое помещение N ... не изготавливался (т.2 л.д.44).
Таким образом, из материалов дела следует, что изменения по отношению к совокупным наружным границам квартир N ... , N ... за счет присоединения части лестничной клетки имели место уже в 1998 году.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005) Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку работы по перепланировке жилого помещения были выполнены в 1998 году, а ответчица приобрела нежилое помещение в 2014 году и на неё как на собственника нежилого помещения возлагаются определенные законом обязанности, к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применению как нормы жилищного законодательства, действовавшие до, так и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 84 ЖК РСФСР переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя, с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Аналогичные положения содержались в п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, согласно которому переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.
Исходя из приведенных правовых норм, для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения до 01.03.2005, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, требовалось разрешение органов местного самоуправления.
Аналогичные требования содержатся в п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязанность собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, в целях проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставить в орган, осуществляющий согласование, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
В силу ч. ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, выдает заявителю документ, подтверждающий принятие решения о согласовании, который является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Между тем материалы дела не содержат сведений о наличии у ответчика разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, органа, осуществляющего согласование, на перепланировку и занятие вспомогательного помещения, являющегося местом общего пользования жилого дома, наличие которого для разрешения спора в судебном порядке по смыслу вышеназванных норм являлось обязательным.
В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Поскольку Г. приобрел по договорам купли - продажи квартиры общей площадью " ... " кв.м. и " ... " кв.м., т.е. " ... " кв.м., и был разрешен перевод именно квартир в нежилой фонд, согласована перепланировка данных квартир в одно нежилое помещение с обустройством отдельного выхода, т.е. без присоединения части лестничной площадки, то перепланировка могла быть произведена только в пределах границ квартир, и только на площадь в пределах данных границ возникло право собственности Г. на созданное нежилое помещение, в связи с чем у Оболенцевой О.В., приобретшей нежилое помещение с иными характеристиками, т.е. с большей площадью, чем площадь двух помещений ранее являвшимися квартирами, отсутствует право собственности на часть лестничной площадки, являющейся в соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации общим имуществом собственников помещений дома.
Более того, как установлено материалами дела на лестничной площадке первого этажа, часть которой присоединена к нежилому помещению, находящемуся в собственности ответчика Оболенцевой О.В., расположен доступ к трубе газоснабжения с отключающим устройством, через которую подаётся газ в квартиры с 1 по 9 этаж.
ООО "Петербурггаз" на основании договора N8.ВД.00110 от 01.01.2010 оказывает услуги по техническому, аварийному обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО), управление которыми осуществляется ЖСК N820.
В соответствии с п. 4.1. Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного Приказом Минрегинразвития РФ N 239 от 26.06.2009г. - техническое обслуживание внутридомового газового обслуживания (ВДГО) включает в себя: техническое обслуживание наружных и внутренних домовых
газопроводов сети газопотребления (общее имущество жильцов); техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования (газовые плиты, водонагреватели и пр. - частная собственность); аварийное обслуживание (содержание аварийных бригад в постоянной (круглосуточной) готовности к локализации и ликвидации аварийных ситуаций); проведение ремонтных работ как на наружных и внутренних домовых газопроводах сети газопотребления (общее имущество жильцов), так и на бытовом газоиспользующем оборудоватши (частная собственность).
Из содержания указанного нормативно-правового акта и условий договора следует, что техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) - это услуга комплексного характера, целью которой является обеспечение бесперебойного и безопасного газоснабжения жилого дома.
При этом, внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) многоквартирного жилого дома, исходя из толкования взаимосвязанных норм законодательства РФ, включает в себя:
1) внутридомовую инженерную систему газоснабжения, которая является общим имуществом жильцов многоквартирного дома (пп. "д" п. 2, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением Правительства РФ N491 от 13.08.2006 г.);
2) внутриквартирное газовое оборудование (газовая плита, водонагреватель), принадлежащее собственнику помещения многоквартирного дома, в котором оно установлено.
Пунктом 12 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ N 239 от 26.06.2009г. утверждены сроки и порядок осуществления технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования.
Тем самым, ООО "ПетербургГаз" оказывает услугу комплексного характера, направленную на обеспечение безопасного и бесперебойного газоснабжения жилых домов, выполнение одного из элементов которой (техническое обслуживание внутриквартирного газоиспользующего оборудования) полностью поставлено в зависимость от наличия допуска в жилое помещение.
В соответствии с положениями Договора одним из основных условий по выполнению обязанностей, является наличие допуска к объектам, т.е. в жилые помещения, помещения общего пользования (назначения), где установлено газовое оборудование (п.п. 2.6., 4.1.1. Договора).
В ходе обследования систем газоснабжения по вышеуказанному адресу сотрудниками ООО "ПетербургГаз" были выявлены нарушения в виде отсутствия доступа к газопроводу и отключающему устройству.
На основании данного факта Оболенцевой О.В. и представителю ЖСК N820 было выдано Уведомление от 06.11.2013 с указанием срочно устранить данные нарушения /л.д. 26 т. 1/.
Несмотря на это, нарушения не были устранены и 29.10.2014 ООО "ПетербургГаз" было выдано уведомление о срочном обеспечении доступа к газопроводу и отключающему устройству /л.д. 27, 28 т. 1/.
Также Уведомлением от 24.11.2014 также были выявлены нарушения в отсутствие доступа к газопроводу и отключающемуся устройству (общие краны ограждены стеной на лестничной клетке собственником помещения. /л.д. 29 т. 1/.
Таким образом, наличие установленной перегородки, т.е. возведенной стены, отделяющей нежилое помещение от лестничной площадки, препятствуюет обслуживанию газового оборудования.
Кроме того ООО "УК "ИнвестСтрой", был составлен акт-предписание N 01 от 30.08.2013 года об устранении нарушений в указанном помещении, а именно, нет доступа к отсекающей запорной арматуре на линии газопровода, нет доступа к этажному электрощиту, нет доступа к стояку ливневой канализации и указано на необходимость демонтировать незаконно установленную перегородку, преграждающую доступ к обслуживанию участка газопровода, электрощита, стояка ливневой канализации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в указанной части лестничной клетки имеется оборудование, необходимое для обслуживания других помещений в доме и дома в целом.
Обратного ответчиком Оболенцевой О.В. не представлено.
Согласно пп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В данном случае ответчиком нарушены требования, предъявляемые к обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, содержащиеся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Постановление Госстроя от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" установлено, что на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность по техническому обслуживанию жилищного фонда, которая включает в себя работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем, и должно осуществляться путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установилдля собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определилпределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, судебная коллегия, установив, что перегородка отделяет часть лестничной площадки, фактически указанной частью лестничной площадки пользуется только ответчик, нарушая при этом права иных собственников, приходит к выводу, что требования о признании отсутствующим права собственности Оболенцевой О.В. на часть лестничной площадки и возложение на Оболенцеву О.В. обязанности по приведению лестничной площадки в первоначальное состояние, в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1975 года, путем демонтажа стены, отделяющей часть лестничной площадки от остальной площади лестничной площадки, являются обоснованными, а решение суда в указанной части, соответственно, подлежит отмене.
Судебная коллегия считает, что в данном случае подлежат применению положения по аналогии положения ст. 29 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Кроме того также подлежат удовлетворению требования истцов в части устранения препятствий в пользовании общим имуществом жилого дома по адресу: "адрес" и обеспечении доступа к общедомовым коммуникациям: трубе газоснабжения с отключающим устройством, этажному электрическому распределительному щитку, трубе ливневой канализации по следующим основаниям.
В силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющей компании лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, выполнению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу п. 13 Правил содержания общего имущества, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или управляющей организацией.
Согласно подпункту "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Требования истцов о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ к трубе газоснабжения с отключающим устройством, этажному электрическому распределительному щитку, трубе ливневой канализации также подлежат удовлетворению, поскольку на лестничной площадке расположена внутридомовая система газоснабжения, энергоснабжения, канализация, а факт отсутствия доступа к указанному оборудованию подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" исключить из технического паспорта на нежилое помещение, часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м. первого этажа подъезда N ... в жилом доме по вышеуказанному адресу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что сведения, внесенные в техническую документацию являются правомерными и обоснованными. ГУП "ГУИОН" правомерно осуществлял свою деятельность, в связи с чем права и законные интересы истцов не нарушил.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Задачами государственного технического учёта и технической инвентаризации являются сбор, формирование информационной базы и предоставление информации об объектах капитального строительства. ГУП "ГУИОН", как организация, осуществляющая государственный технический учёт и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, осуществляет фиксацию фактических характеристик объектов учёта и их изменений (с учетом информации об их правовых основаниях, поступающей из соответствующих официальных источников). По обращению в ГУП "ГУИОН" собственника помещения были зафиксированы и отражены в технической документации его фактические характеристики. Необходимые документы, подтверждающие перевод жилых помещений (квартир) в нежилое помещение в соответствии с действующим законодательством, представлены. Сама по себе изготовленная ГУН "ГУИОН" техническая документация в отношении помещения не влечет возникновение, прекращение, изменение прав.
Учитывая то, что документально подтверждён перевод жилых помещений - квартир N ... , N ... в нежилое помещение N ... в соответствии с действующим на 1998 год законодательством, сведения, внесенные в техническую документацию, являются правомерными и обоснованными. ГУП "ГУИОН" правомерно осуществлял свою уставную деятельности, а значит, не нарушал ни чьих законных прав и интересов. Документы, изготовленные ГУП "ГУИОН" в отношении помещения в 1998 году, никем не оспаривались, на сегодняшний день срок исковой давности для их обжалования истек.
Доводы жалобы в указанной части требований являются несостоятельными и не влекут отмену решения суда.
Таким образом решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года подлежит отмене в части, с вынесением нового решения о признании отсутствующим право собственности Оболенцевой О. В. на часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес"; обязании Оболенцеву О. В. привести лестничную площадку первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес" в первоначальное (проектное) состояние в соответствии с техническим паспортом на 1975 год, демонтировать стену, отделяющую часть лестничной площадки от остальной площади лестничной площадки, устранить препятствия в пользовании общим имуществом жилого дома по адресу: "адрес", обеспечить доступ к трубе газоснабжения с отключающим устройством, этажному электрическому распределительному щитку, трубе ливневой канализации.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года в части ОТМЕНИТЬ.
Признать отсутствующим право собственности Оболенцевой О. В. на часть лестничной площадки площадью " ... " кв.м. первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес".
Обязать Оболенцеву О. В. привести лестничную площадку первого этажа подъезда N ... в жилом доме по адресу: "адрес" в первоначальное (проектное) состояние в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 1975 год; демонтировать стену, отделяющую часть лестничной площадки от остальной площади лестничной площадки; устранить препятствия в пользовании общим имуществом жилого дома по адресу: "адрес": обеспечить доступ к трубе газоснабжения с отключающим устройством, этажному электрическому распределительному щитку, трубе ливневой канализации.
В остальной части решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.