судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
Председательствующего, судьи - Володиной Л.В.,
судей - Козуб Е.В., Клочко В.П.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
с участием:
представителя истцов - Зинченко Р.,
представителя ответчика - Галанцева Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Бахтина А.П., Бахтиной И.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, -
установила:
В июле 2015 года Бахтин А.П., Бахтина И.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" и просили признать за ними право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым на "адрес", расположенную в "адрес" в "адрес", мотивируя требования тем, что Бахтину А.П. в период прохождения военной службы в частях ЧФ РФ дислоцированных на территории Украины в 2002 году была предоставлена вышеуказанная квартира по ордеру на семью в составе трех человек. Выслуга Бахтина А.П. на должностях офицерского состава составляет "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев. Приказом командующего ЧФ от 31.12.2008 года N данная квартира исключена из числа служебных на основании рапорта Бахтина А.П. и желании быть обеспеченным постоянным жильем в г. Севастополе. Квартира находится в собственности РФ в лице Правительства Российской Федерации и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. В силу требований Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" он обращался с заявлением о приватизации квартиры к руководителям ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, однако, согласно сообщению ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ спорное помещение у него на учете не состоит, а ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ мотивированного отказа или согласия не предоставило. Занимаемая квартира не относится к указанным в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года N 1541-1 жилым помещениям, не подлежащим приватизации, квартира не передана в собственность муниципалитета, ни другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.
Определением районного суда от 09.09.2015 года по заявлению истцов исключено из числа ответчиков ФГКУ "ЮРУЖО".
Заочным решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 октября 2015 года иск Бахтина А.П. и Бахтиной И.А. к МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации в равных долях на 1/2 доли за каждым на "адрес" расположенную в "адрес" "адрес" в городе Севастополе удовлетворен. За Бахтиным А.П. и Бахтиной И.А. признано право собственности в порядке приватизации в равных долях на 1/2 доли за каждым на "адрес" расположенную в "адрес" "адрес" в городе Севастополе.
В апелляционной жалобе ответчик МО РФ просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что Бахтин А.П. в настоящее время проходит военную службу. Приказом командующего Черноморским флотом от 09.04.2015 года "Об отмене приказов командующего Черноморским флотом" отменены подпункты 72, 75, 76 пункта 1 приказа командующего Черноморским флотом от 31.12.2008 года N. Следовательно, в настоящее время занимаемая истцами квартира имеет статус служебного жилья и не подлежит приватизации в силу положений статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 N1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В дополнениях к апелляционной жалобе, поступивших в Севастопольский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, ответчик МО РФ указывает, что возражения от имени Министерства обороны РФ с ходатайством о приобщении к материалам дела копии приказа командующего Черноморским флотом от 09.04.2015 года N "Об отмене приказов командующего Черноморским флотом", а также о привлечении в качестве ответчика специализированного учреждения Минобороны России, в оперативном управлении которого находятся объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Крым, не были исследованы судом и по изложенным доводам судом оценка дана не была. Также отмечает, что решением суда нарушены права несовершеннолетних детей истцов, поскольку судом определены два собственника жилого помещения в порядке приватизации - их родители, тогда как дети истцов являются наравне членами семьи нанимателя жилого помещения и имеют с нанимателем равные права на пользование жилым помещением. Указывает, что судом не исследовался документ, согласно которому спорное имущество по состоянию на 28.10.2015 года, являлось государственной собственностью Российской Федерации, было закреплено за Министерством обороны Российской Федерации, которое, в свою очередь, осуществляет права собственника жилого помещения, а объект недвижимости принят на баланс подведомственного Минобороны России учреждения, которое владеет объектом на праве оперативного управления. Таким образом, судом постановлено решение в отсутствие достоверных сведений о надлежащем ответчике по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу, поданных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель истцов, действующий на основании доверенности, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции истцы, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе не явились, воспользовались правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого выражены в доверенности.
В соответствии с правилами ст.ст.167, 327 ГПК РФ, исходя из того, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие истцов, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов возражал против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителя ответчика и возражения представителя истцов, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив материалы гражданского дела и дополнительно истребованные доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - закон РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1), граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
В силу ст. 4 названного Закона РФ, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 11 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Бахтину А.П. в период прохождения военной службы в частях Черноморского флота РФ, ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера N была предоставлена квартира по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" на состав семьи из трёх человек - Бахтин А.П., жена Бахтина И.А., и дочь Б.Е.А.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.6). Выслуга Бахтина А.Н. на должностях офицерского состава составляет "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев.
Бахтин А.П. состоял на учете нуждающихся военнослужащих в получении жилья в избранном постоянном месте жительства, и снят с учета в связи с тем, что приказом командующего Черноморским флотом от 31 декабря 2008 года N вышеуказанная квартира исключена из числа служебных. Выслуга Бахтина А.Н. на должностях офицерского состава составляет "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев.
Судом также установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что "адрес" по "адрес" N в "адрес" находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и входит в жилой фонд Министерства обороны РФ.
Из справки ГУП г. Севастополя "Управляющая компания "адрес"-1" от 25.04.2015 года N усматривается, что Бахтин А.П. действительно проживает по адресу: "адрес", "адрес", N "адрес", состав семьи: он лично, жена Бахтина И.А., дочь Б.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь Б.О.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Согласно справке КП "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" Севастопольского городского совета от 30.08.2014 года, за Бахтиным А.П., Бахтиной И.А., Б.Е.А.., Б.О.А. в соответствии с учетными данными архива КП "БТИ и ГРОНИ" СГС по состоянию на 31.12.2012 года в г. Севастополе квартиры, дома, принадлежащего на праве частой собственности за ними не зарегистрировано (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ истцы и их дети Б.Е.А. и Б.О.А. обратились к руководству ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и к руководству ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями о предоставлении им в собственность бесплатно в порядке приватизации спорного жилого помещения (л.д. 16, 17, 19, 20).
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в ответ на вышеуказанное обращение ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на балансе данного учреждения не состоит, право на данное жилое помещение за учреждением не зарегистрировано (л.д.18). ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации мотивированного отказа или согласия не представило.
Судом первой инстанции также установлено, что истцы ранее право на бесплатную приватизацию, в том числе и на территории г. Севастополя, не использовали, на праве собственности жилье не имели и не имеют.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", а потому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако судебная коллегия не может в полной мере согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, ввиду того, что удовлетворяя исковые требования, суд пришел к таким выводам с нарушением норм материального права, и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашел свое достоверное подтверждение факт наличия у истцов в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства права на получение занимаемого ими жилого помещения в собственность порядке приватизации.
Как указано выше, истец имеет выслугу более 20 лет, а потому он и члены его семьи имеют право на передачу им в собственность занимаемого ими на законных основаниях жилого помещения, в соответствии с требованиями ФЗ "О статусе военнослужащих", в независимости от того, увольняется он с военной службы, либо проходит военную службу по контракту.
Однако из материалов дела усматривается, что по указанной спорной квартире также зарегистрированы и в ней проживают несовершеннолетние дети истцов - дочери Б.Е.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые постоянно проживают в указанном спорном жилом помещении.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.93 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", несовершеннолетние граждане в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения вправе стать участниками общей собственности на это помещение, при этом отказ от участия несовершеннолетних в приватизации может быть осуществлен родителями последних только при наличии разрешения органа опеки и попечительства.
С учетом вышеуказанных обстоятельств дела и норм закона несовершеннолетние дети истцов - Бахтина А.П. и Бахтина И.А., являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением, имеют право на участие в приватизации вышеуказанной спорной квартиры наравне с совершеннолетними пользователями, и вправе стать участниками общей собственности на это помещение. От имени несовершеннолетних и в их интересах действуют родители.
Из материалов дела усматривается, что с заявлениями о передаче занимаемой истцами квартиры в собственность в порядке бесплатной приватизации, адресованными в ФГКУ "ЮРУЖО" и в ФГКУ Специальное ТУИО" МО РФ, обращались все члены семьи, в том числе и дети истцов.
Между тем, из искового заявления усматривается, что истцы просили признать только за ними право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым на "адрес", расположенную в "адрес" в "адрес", без учета жилищных прав несовершеннолетних детей, в нарушение их равного права на приватизацию квартиры.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцами исковым требованиям.
Суд первой инстанции указанные обстоятельства и нормы материального права при разрешении настоящего спора не учел, что привело к принятию судебного решения, которое нельзя признать законным и обоснованным, и в силу п. 1, п. 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.
При таких обстоятельствах заслуживающими внимание являются доводы апелляционной жалобы о том, что указанным решением суда нарушены права несовершеннолетних детей.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что в интересах детей исковые требования о признании за ними (детьми) право собственности в порядке приватизации в равных долях указанной квартиры не заявлялось, законными представителями несовершеннолетних (родителями) разрешение органа опеки и попечительства на отказ от участия несовершеннолетнего в приватизации не было получено, таких доказательств в деле нет, право на приватизацию детей производно от прав их родителя - истца Бахтина А.П., судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что занимаемая истцами спорная квартира не подлежит приватизации, так как имеет статус служебного жилья в связи с изданием Приказа командующего Черноморским флотом от 09.04.2015 года N "Об отмене приказов командующего Черноморским флотом", которым отменены подпункты 72, 75, 76 пункта 1 Приказа командующего Черноморским флотом от 31.12.2008 года N, в силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по следующим основаниям.
Согласно постановления Правительства РФ N 643 от 31.08.2000 года "Об уполномоченном органе Правительства РФ по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины", в целях обеспечения реализации Соглашения между Правительством РФ и КМ Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности ЧФ РФ на жилищный фонд, уполномочено управление Черноморского Флота на приобретение и осуществление от имени РФ имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Федеральным конституционным законом N-ФКЗ от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в состав РФ включены новые субъекты.
В связи с принятием указанного ФКЗ и произошедшими территориальными изменениями на территориях новых субъектов РФ применяется законодательство РФ с 01.01.2015 года.
Пунктом 1 Приказа Министерства Обороны РФ 03.11.2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства Обороны РФ и специализированных организациях Министерства Обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" определено, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ является уполномоченным органом Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом МО РФ 2010 года N 1280.
Также, п. 2 Приказа Министерства Обороны РФ 03.11.2010 года N 1455 установлено, что уполномоченный орган Департамент жилищного обеспечения МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ, указанные в этом пункте.
Согласно приказу МО РФ от 23.12.2010 года N 1888 года и приказа МО РФ от 03.11.2011 года, в подпункт 1 пункта 8 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации внесены изменения и дополнены функции Департамента ЖО МО РФ в лице его специализированных организаций в части подготовки проектов решений по вопросам отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду и исключению жилых помещений из указанного фонда.
Распоряжением Правительства РФ, которое выступает от имени собственника спорного жилья, от 17.12.2014 года N 2580-р "О создании федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений", именно ФГКУ "КТУИО" МО РФ имеет полномочия на учет, управление и распоряжение жильем, его предоставления. Постановки на учет, как служебного, и исключения из состава служебного.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Пункт 3 указанных Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.
Согласно пункту 15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В силу п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, в том числе служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Как усматривается из представленной справки 166 Отдела морской инженерной службы Минобороны России от 02.10.2014 года N, выданной Бахтину А.П., он, а также его жена Бахтина И.А. и дочери Б.Е.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.О.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и постоянно проживают в "адрес" в "адрес", квартира исключена из числа служебных, Приказ командующего ЧФ N от 31.12.2008 года.
Также, согласно справки Отдела ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" (г.Севастополь) от 19.02.2015 года N, выданной Бахтину А.П., занимаемое им и членами его семьи неслужебное жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", предоставлено ему в период прохождения военной службы на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 1997 отделом морской инженерной службы Черноморского флота, для постоянного проживания, приказом командующего Черноморским флотом N от 31.12.2008 года исключена из числа служебных квартир, согласно положениям статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и передается, согласно перечню домов по Крымскому федеральному округу, в муниципальную собственность города Севастополя.
В порядке ст. ст. 56, 60 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и доказательств, свидетельствующих об изменении статуса жилого помещения в порядке, установленном действующим законодательством.
Кроме того, решение о включении квартиры в число служебных может быть принято только уполномоченным органом, а в данном случае в соответствии с законодательством РФ с 01.01.2015 года специализированным учреждением - ФГКУ "КТУИО" МО РФ, и только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам, и после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, что правильно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Не соглашается судебная коллегия и с доводами представителя ответчика о том, что у истцов отсутствует право на приватизацию в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по основаниям отсутствия заключенного с истцом договора социального найма спорного жилого помещения, поскольку истцы фактически занимают данную квартиру на условиях договора социального найма с 2008 года, а именно с момента, когда эта квартира была исключена из числа служебных, и с момента, когда истец был снят с учета как нуждающийся в предоставления жилья по постоянному месту жительства.
Не соглашается судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы об отсутствии достоверных сведений о надлежащем ответчике по делу, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно пунктам 2 и 3 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которые, в частности, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512" и пунктом 16 Инструкции.
Таким образом, ответчиком по делу выступает Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно наличия в материалах дела судебного акта об обжаловании приказа Командующего ЧФ РФ от 09.04.2015 года, которым отказано в отмене данного приказа, не принимает во внимание судебная коллегия, поскольку в материалах дела имеется только светокопия указанного судебного акта не заверенная надлежащим образом с отметкой о вступлении в законную силу, не заверена мокрой печатью суда, и также данный документ не имеет преюдициального значения, поскольку истцы не участвовали в рассмотрении дела, по которому постановлено указанный судебный акт.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, и вышеприведенные нормы законодательства РФ, решение суда первой инстанции на основании п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
Заочное решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 28 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Бахтина А.П., Бахтиной И.А. о признании права собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доли за каждым на "адрес" в "адрес" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Л.В.Володина
Судьи: Е.В.Козуб
В.П.Клочко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.