судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Клочко В.П., Кондрак Н.И.
при секретаре: Дубравской А.И.
при участии:
истца Оленева А.Г.,
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Оленева А.Г. к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Севастополю об обжаловании решения, с апелляционной жалобой Оленева А.Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
19.11.2015 года Оленев А.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил: признать решение органов ФМС незаконным и на основании ст. 4 N6-ФКЗ обязать органы ФМС выдать ему подтверждение гражданства РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что Оленев А.Г. обратился в УФМС РФ по г. Севастополю с заявлением о проведении проверки наличия, либо отсутствия у него гражданства РФ, к заявлению было приложено решение "данные изъяты" от 11.12.2014 года об установлении Оленеву А.Г. факта постоянного проживания на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по состоянию на 18 марта 2014 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2015 года в удовлетворении административного иска Оленева А.Г. к Управлению Федеральной миграционной службы России по городу Севастополю об обжаловании решения, - отказано.
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель ответчика в удовлетворении жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Пояснила, что оспариваемое решение принято полномочным органом, отказ связан с предоставлением недостоверной информации.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий административного ответчика при принятии решения об отсутствии у Оленева А.Г. гражданства Российской Федерации.
Коллегия судей, проверяя решением суда первой инстанции на его соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Спорные правоотношения регулируются Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18.03.2014), Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", федеральным законом от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также подзаконными нормативными правовыми актами по вопросам гражданства.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ).
Статьей 4 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Статья 11 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в качестве основания приобретения гражданства Российской Федерации определяет, в частности, международный договор Российской Федерации.
Согласно статье 17 ФЗ от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.
18 марта 2014 года подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Статьей 5 Договора предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, является, в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.
Статья 30 этого же Закона определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов, в частности, определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона.
Производство по делам о гражданстве Российской Федерации определено главой 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325 (с изменениями и дополнениями).
Пунктом 30 Положения определены полномочия территориальных органов Федеральной миграционной службы, в частности, прием в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверка соответствия заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением; определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения (пункты 51-52).
Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 года N64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, который определяет порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство; требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.
Административные процедуры по определению наличия гражданства Российской Федерации, проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51 - 52 Положения) регламентированы пунктом 15 Административного регламента.
Пунктом 15 Административного регламента определено, что процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.
Согласно пункту 15.4. Административного регламента, исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.
По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа (15.6).
Согласно решению Балаклавского районного суда города Севастополя от 11.12.2014 года по гражданскому делу N заявление Оленева А.Г., заинтересованное лицо - Управление Федеральной миграционной службы России по г. Севастополю об установлении юридического факта постоянного проживания на территории города Севастополя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на 18.03.2014 года, - удовлетворено.
Из материалов дела усматривается, что Оленев А.Г. 08.07.2015 года подал в УФМС РФ по г. Севастополю заявление о подтверждении принадлежности к гражданству РФ.
Согласно письма УФМС РФ по г. Севастополю исх. N от 28.10.2015 года Оленева А.Г. извещают, что проведенной проверкой установлено, что он гражданином РФ не является, что также указано в заключении старшего специалиста первого разряда отдела по вопросам гражданства, убежища и реадмиссии УФМС России по г. Севастополю N.
Проверяя поданное Оленевым А.Г. заявление на наличие у последнего гражданства Российской Федерации на основании части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", административный ответчик установилосновные критерии для определения наличия/отсутствия гражданства РФ, а именно: наличие постоянной трудовой деятельности, документальное подтверждение сведений о нахождении детей на территории города Севастополя, документальное подтверждение сведений о наличии ранее постоянной регистрации места проживания на территории города Севастополя и снятии с регистрационного учета и фактического проживания в городе Севастополе.
Как следует из заключения, составленного административным ответчиком, Оленев А.Г. документы, соответствующие указанным выше критериям, не представил. При проверке представленных документов - паспорта гражданина Украины, свидетельства о рождении, копии договора аренды жилого помещения, трудового договора, ходатайства ВМ "Ночные волки" было установлено, что трудовой договор расторгнут 31 июля 2013 года, а ходатайство ВМ "Ночные волки" не выдавалось. Вместе с тем, суду при подаче заявления об установлении факта постоянного проживания истца в г. Севастополе была представлена трудовая книжка, в которой отсутствует запись об увольнении.
В судебном заседании представитель ответчика поясняла, что проверкой было установлено предоставление истцом административному ответчику недостоверных сведений, а именно: в трудовой книжке истца имеется запись о заключении трудового договора, при этом отсутствует запись о расторжении трудового договора, что подпадает под критерий постоянной трудовой деятельности в городе Севастополе для определения гражданства. Вместе с тем, трудовой договор расторгнут 31 июля 2013 года, сведения о трудоустройстве отсутствуют.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение.
Согласно п. "д" ст. 16 Закона N 62-ФЗ приобретение гражданства не допускается в отношении лиц, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 года N 1325 представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы касательно того, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что в отношении административного истца Балаклавским районным судом г.Севастополя принято решение об установлении факта его постоянного проживания на территории г.Севастополя на момент вхождения г.Севастополя в состав Российской Федерации, что само по себе является достаточным для признания его гражданином РФ.
Так, п/п 15.2 пункта 15 Административного регламента устанавливает, что заявление должно содержать конкретные сведения, в частности, о постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта (абз.3).
Применяя аналогию данной нормы к правоотношениям о постоянном проживании на территории Российской Федерации до 18 марта 2014 года и исходя из ее анализа, можно прийти к выводу, что наличие решения суда об установлении факта постоянного проживания на территории г.Севастополя не является самостоятельным и безусловным основанием и рассматривается в совокупности с иными достоверными сведениями, свидетельствующими о постоянном проживании.
Основываясь на приведённых выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оленева А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.