Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Медведевой Д.С.,
судей краевого суда Фоминова Р.Ю. и Луневой С.П.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя по доверенности Момотовой М.А.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 01 сентября 2015 года
по делу по заявлению Подопригора С.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
установила:
Подопригора С.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
признать отказ администрации города Ставрополя в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - незаконным.
Обязать администрацию города Ставрополя предоставить Подопригора С.Г. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, общей площадью не менее 39,4 кв. м.
В обоснование заявленных требований указано, что заявитель со своей семьей проживают в доме N по улице П. в городе Ставрополе, общей площадью 39,4 кв. м.
В соответствии с актом технического состояния жилого дома по улице П. по состоянию на 06.08.1990 указанное домовладение находится в центральной части оползня и имеет на момент обследования многочисленные деформации оползневого генезиса. Строение имеет многочленные деформации. В этой связи решением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов от 04.09.1990 N 382/22 указанное домовладение признанно непригодным для проживания.
Заявитель с семьей были приняты 09.10.1990 на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района города Ставрополя.
16.06.2015 заявитель, составом семьи 3 человека (он, жена, сын) включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома, в котором они проживают непригодным для проживания. По состоянию на 01.04.2015 номер заявителя по льготной очереди 126.
В этой связи Подопригора С.Г. обратился в администрацию города Ставрополя по вопросу предоставления жилого помещения вне очереди. Письмом от 28.07.2015 N 05/1-13/05-10243 заявителю было сообщено, что вопрос предоставления жилого помещения его семье может быть рассмотрен в порядке очереди, правовые основания для предоставления жилого помещения вне очереди у администрации города Ставрополя отсутствуют.
Считает отказ во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма администрации города Ставрополя незаконным и необоснованным, нарушающим его права по следующим основаниям.
Дом по улице П. в городе Ставрополе был признан в установленном порядке непригодным для проживания органом местного самоуправления. Данное решение органа местного самоуправления не оспорено и не отменено и является действующим. По этим основаниям Подопригора С.Г. и члены его семьи были включены во внеочередной список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещение. То есть такое право за Подопригора С.Г. было признанно.
До настоящего времени администрацией города Ставрополя никакого решения в связи с признанием дома по улице П. в городе Ставрополе, непригодным для проживания не принято.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 01 сентября 2015 года заявление Подопригора С.Г. - удовлетворено.
Признан отказ администрации города Ставрополя в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - незаконным;
Суд обязал администрацию города Ставрополя предоставить Подопригора С.Г. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, общей площадью не менее 39,4 кв.м. в пределах территориальных границ г. Ставрополя.
С решением не согласна администрация г. Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, и их представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. Указывает, что предоставление семье заявителя квартиры в обход очередности администрации города Ставрополя не имеет правовых оснований, так как это приведет к ущемлению прав и законных интересов впереди стоящих граждан, а также к спорным правоотношениям не должны применятся нормы ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии Подопригора С.Г., просил решение суда оставить без изменения.
В заседание судебной коллегии остальные лица, участвующие в деле, не явились, что, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела по доводам жалобы.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что заявителю Подопригора С.Г. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 78,8 кв.м. по адресу: г. Ставрополь, ул. П.
В соответствии с актом технического состояния жилого дома по улице П., по состоянию на 06.08.1990 г., утвержденным решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Ставрополя от 04.09.1990 г. N382/22, указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.
09.10.1990 года заявитель был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района г. Ставрополя составом семьи 3 человека: он, жена Подопригора С.И., сын Подопригора А.С., что следует из постановления администрации г. Ставрополя от 16.06.2015 года N1201.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 16.06.2015 года N1201 заявитель включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием жилого дома по ул. П. непригодным для проживания, по общей очереди номер 2629, по списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма - номер 126.
В соответствии с действующим на момент составления указанного акта Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985г. N529, рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалась на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 3.5 данного Положения, решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносятся исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомом акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.
В данном случае, уполномоченным органом местного самоуправления на основании вышеуказанного акта технического состояния жилого дома заявителя принято решение об улучшении жилищных условий заявителя и членов его семьи, поскольку 09.10.1990 года они приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района города Ставрополя.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление Подопригора С.Г., суд правильно исходил из того, что поскольку заявитель и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а жилое помещение, в котором проживает заявитель и члены его семьи признано аварийным и подлежащим сносу, постольку у администрации г. Ставрополя в силу п. 1 ст. 85, ч. 1 ст. 57, п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод жалобы о том, что предоставление семье заявителя квартиры в обход очередности администрации города Ставрополя не имеет правовых оснований, так как это приведет к ущемлению прав и законных интересов впереди стоящих граждан, а также к спорным правоотношениям не должны применятся нормы ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не может быть принят судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных часть. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Статьями 86, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации определены требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно, после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в связи с чем оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 01 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.