Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Нартова С. Д., Нартовой А. С. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 ноября 2015 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения Нартовой А.С., Нартова С.Д, представителя истцов Горшкова И.А., представителя администрации г. Хабаровска Завгородней Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нартов С.Д., Нартова А.С. обратились в суд с административными исками о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности исполнить ранее принятое постановление, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками квартиры "адрес".
26.06.2012 года началась реконструкция улицы "адрес" на участке от "адрес" до "адрес", в связи с чем указанное выше жилое помещение подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" в связи со строительством автодороги местного значения "данные изъяты" на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск".
23.07.2013 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю произведена государственная регистрация решения администрации города Хабаровска об изъятии жилых помещений на основании вышеуказанного постановления от 19.04.2013 N (в редакции постановления от 10.07.2013 N).
05.09.2013 года они уведомлены администрацией города Хабаровска в лице МКУ "Служба заказчика" о государственной регистрации постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N, в соответствии с которым для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" изымается квартира, расположенная по "адрес".
До настоящего момента им не предоставлен ни оригинал, ни проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем до настоящего момента не определены сроки и порядок реализации такого соглашения, не проведена экспертная оценка жилого помещения и находящегося в нем имущества с целью определения размера возмещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме или определения порядка предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Постановлением администрации города Хабаровска от 04.09.2015 N 3149 "О предоставлении жилых помещений из муниципального жилищного фонда городского округа "Город Хабаровск" администрацией города Хабаровска из муниципального жилищного фонда в собственность предоставлены жилые помещения собственникам жилых помещений, расположенных по "адрес", а по договору социального найма предоставлены жилые помещения нанимателям жилых помещений по "адрес".
Просили обязать администрацию города Хабаровска исполнить постановление администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N) в части заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд; провести независимую экспертную оценку стоимости вышеуказанного жилого помещения и находящегося в нем имущества с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме; произвести выплату возмещения за жилое помещение с учетом рыночной стоимости либо предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя, по уплате государственной пошлины.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска, оформленным в протокольной форме в судебном заседании 10 ноября 2015 года, дела по административным искам Нартова С.Д. и Нартовой А.С. объединены в одно производство (л.д. 135).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 ноября 2015 года административные исковые требования Нартова С.Д., Нартовой А.С. удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию города Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение исполнения постановления администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N) в части заключения соглашения с Нартовой А. С., Нартовым С. Д. собственниками жилого помещения - квартиры "адрес" об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, организации по проведению оценки изымаемого жилого помещения в целях определения их выкупной цены, заключить с собственниками изымаемого жилого помещения - Нартовой А. С., Нартовым С. Д. соглашение о выкупе жилого помещения либо соглашение о предоставлении другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену; взыскать с администрации города Хабаровска в пользу Нартовой А. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты", расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты"; взыскать с администрации города Хабаровска в пользу Нартова С. Д. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома "адрес", в том числе квартиры N названного дома, связано со строительством автомобильной дороги "адрес", которая, фактически, до настоящего времени в эксплуатацию не введена. Муниципальным контрактом N от 01.03.2013 года, заключенным между МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" и МУП города Хабаровска "Дорремстрой", предусмотрено, что он действует вплоть до момента полного исполнения сторонами всех обусловленных контрактом взаимных обязательств. На сегодняшний день согласовано техническое задание с целью внесения изменений в проектную документацию, в части исключения из проекта снос дома "адрес". В свою очередь, в постановлении администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N) сроки изъятия жилых помещений не установлены. Таким образом, на дату принятия решения законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности на недвижимость в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа не нарушен. Фактически жилое помещение не изъято, права собственников владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, не ограничено. Вывод суда о нарушении прав истцов на проживание в безопасном жилом помещении, в связи с неисполнением вышеприведенного постановления необоснован и не подтвержден материалами дела. Установленный судом месячный срок исполнения решения является необоснованным и неисполнимым, поскольку для проведения мероприятий по исполнению данного решение необходимо не менее 80 рабочих дней.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В статье 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 3.2 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии с частью 1 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 239.2).
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с размещением объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов), в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Жилищные права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, в собственности Нартовой А.С., Нартова С.Д. находится по "данные изъяты" доли жилого помещения - квартиры, расположенной по "адрес", в котором они зарегистрированы и проживают по постоянному месту жительства.
В связи со строительством автомобильной дороги "адрес" постановлением администрации города Хабаровска от 09.01.2013 N 11 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд городского округа "город Хабаровск" решено изъять для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" путем выкупа, земельные участки, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, путем прекращения права аренды в установленном действующим законодательством порядке, земельные участки, указанные в приложении N 2 к настоящему постановлению; постановлением администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "город Хабаровск", с учетом изменений внесенных постановлением администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N решено изъять для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" жилые помещения для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" в соответствии с приложением к настоящему постановлению.
Согласно перечню изымаемых для муниципальных нужд жилых помещений, находящихся в собственности граждан, квартира "адрес", общей площадью 26,5 кв.м., вошла в перечень имущества, подлежащего изъятию.
Срок окончания строительства указанной дороги согласован сторонами муниципального контракта от 01.03.2013 N МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" и МУП города Хабаровска "Дорремстрой" - 30.11.2014; фактически до настоящего времени дорога в эксплуатацию не введена.
05 сентября 2013 года административные истцы уведомлены о государственной регистрации постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N, однако до настоящего момента им представлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не определены сроки и порядок реализации данного соглашения, не проведена экспертная оценка жилого помещения и находящегося в нем имущества с целью определения размера возмещения с учетом стоимости общего имущества в многоквартирном доме или определения порядка предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, что, по мнению административных истцов, является нарушением их жилищных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд на основании представленных в дело доказательств пришел к выводу, что поскольку принятое администрацией города Хабаровска постановление от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N) является действующим и подлежит исполнению административным ответчиком, которым организационные мероприятия по изъятию недвижимости для муниципальных нужд до настоящего времени не начаты, решение об изъятии для муниципальных нужд не принято, соответственно законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности на недвижимость в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа надлежащим образом соблюден не был, что свидетельствует о бездействии администрации города Хабаровска и нарушении прав Нартовой А.С., Нартова С.Д. на проживание в безопасном жилом помещении.
Оценив законность принятого решения на основании оценки материалов дела и требований действующего законодательства, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их ошибочными.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что фактически до настоящего времени строительные работы не закончены, дорога в эксплуатацию не введена; постановлением администрации города Хабаровска от 19.04.2013 N "Об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд городского округа "Город Хабаровск" (с изменениями и дополнениями на основании постановления администрации города Хабаровска от 10.07.2013 N) срок его реализации установлен не был; фактически жилое помещение у административных истцов не изымалось.
Разрешая дело по существу заявленных требований, суд не учел, что государственная регистрация решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд не ограничивает правомочий собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться данным жилым помещением и не снимает с собственника обязанности нести бремя содержания жилого помещения (статья 209 ГК РФ, части 2 - 4 статьи 30, часть 5 статьи 32 ЖК РФ). Таким образом, принятие вышеуказанных постановлений администрации города Хабаровска не повлекло неблагоприятных последствий для административных истцов, фактически не повлияло на их права собственности.
Ссылку суда на нарушение прав административных истцов на проживание в безопасном жилом помещении, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку решение об изъятии дома "адрес" для муниципальных нужд связано со строительством автомобильной дороги, а не с фактом признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что свидетельствовало бы о реальной угрозе жизни и здоровью проживающих в нем граждан, и служило бы безусловным основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Доказательств наличия неблагоприятных условий для проживания в связи с производством строительных работ, и необходимостью разрешения вопроса о предоставлении иного жилого помещения ( выкупе) - не предоставлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений прав Нартовой А.С., Нартова С.Д. администрацией города Хабаровска на момент рассмотрения спора не допущено, каких-либо препятствий к осуществлению прав, свобод и законных интересов административных истцов, в том числе, и как собственников жилого помещения, не создано.
Кроме того, администрацией города Хабаровска в связи с выявленной в ходе строительства возможности изменения трассы в районе дома "адрес", что предполагает возможность исключения данного многоквартирного дома их числа домов, подлежащих изъятию, принято решение по вопросу согласования выполнения стоимости работ по внесению изменений в проектную документацию, а то обстоятельство, что проектная документация по проекту "Разработка мероприятий по снижению шумового воздействия на жилой дом "адрес"" не разработана, не согласована и не утверждена - является следствием длительной процедуры согласования и исполнения указанного решения и не свидетельствует о незаконном бездействии администрации города Хабаровска.
Рассматривая данное дело, суд неправильно определилзначимые по делу обстоятельства, не исследовал их в совокупности со всеми материалами дела, пришел к необоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Нартова С. Д., Нартовой А. С. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности совершить определенные действия - отменить, апелляционную жалобу представителя администрации города Хабаровска - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Нартова С. Д., Нартовой А. С. о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.