Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-судьи Родиной Т.А.
При секретаре Филатовой К.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N3а-134/2016 по административному исковому заявлению АО "Авиаагрегат" о признании недействующим в части нормативного правового акта,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
представителей Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Гладких Л.А.и Мокшина Ю.А.,
представителя ОАО "Предприятие тепловых сетей" Бортник И.А.,
У с т а н о в и л :
АО "Авиаагрегат" обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N386 от 22.11.2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" в части установления в приложении N5 тарифа на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в период с 01.01.2015 по 30.06.2015, поставляемую ОАО "Предприятие тепловых сетей" г.о.Самары на 2015 год.
АО "Авиаагрегат" не обеспечило участие в судебном заседании своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще. В предыдущих судебных заседаниях представители административного истца заявленные требования поддерживали и просили назначить экономическую экспертизу.
Представители административного ответчика не признали заявленные исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в возражениях.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО "Предприятие тепловых сетей", представитель которого просила отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с изложенными в возражениях доводами.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в иске следует отказать, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" /далее Закон о теплоснабжении/.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен /тарифов/ устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию /мощность/, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в Самарской области является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области /далее Министерство/.
Приложением N5 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 года N386 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" на 2015 год установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Предприятие тепловых сетей" г.о.Самары, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения /без НДС/, по одноставочному тарифу на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 года в размере 1189 руб./ Гкал, а на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 1236 руб./Гкал.
Приказ Министерства от 22.11.2014 года N386 издан уполномоченным органом, опубликован в издании "Волжская коммуна" N316 /29168/ 02.12.2014 года, рассчитан на неоднократное применение и на регулирование общественных отношений, применяется в отношении неопределенного круга лиц, поэтому отвечает признакам нормативного правового акта.
Утверждение Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства о том, что данный приказ не относится к нормативным правовым актам, поскольку рассчитан на конкретные теплоснабжающие организации: ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Предприятие тепловых сетей", ОАО "ТЭВИС", не может быть признано обоснованным в связи с тем, что оспариваемый приказ регулирует правоотношения не только теплоснабжающих организаций, но и значительного круга потребителей тепловой энергии.
С 01.01.2016 года оспариваемый приказ утратил силу на основании пункта 9 приказа Министерства от 09.12.2015 года N579 в связи с истечением срока действия утвержденных тарифов, однако, в настоящее время он применяется в отношении административного истца в связи с рассмотрением в арбитражном суде исковых требований ОАО "Предприятие тепловых сетей" к АО "Авиаагрегат" о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, рассчитанной, в том числе, в соответствии с тарифами, установленными приказом Министерства N386 от 22.11.2014 года.
Исходя из изложенного и с учетом положений ст.213 п.11 КАС РФ оснований для прекращения производства по делу не установлено.
По мнению административного истца, тариф на тепловую энергию, получаемую истцом, превышает максимальный уровень тарифа, установленный Федеральной службой по тарифам России, расчет тарифов не соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую /тепловую/ энергию на розничном /потребительском/ рынке, Министерство увеличило в несколько раз от предложений ОАО "Предприятие тепловых сетей" статьи расходов на служебные командировки, обучение персонала, страхование производственных объектов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог. В экспертном заключении от 21.11.2014 года по оценке предложений об установлении тарифов имеется несоответствие по численности персонала ОАО "Предприятие тепловых сетей".
Согласно ст.10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен / тарифов/ на тепловую энергию /мощность/ осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен /тарифов/ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1-.23 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и /или/ их предельных /минимальных и максимального/ уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В силу пунктов 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен /тарифов/ установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен /тарифов/ и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен/тарифов/.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N760-э/далее Методических указаний/, одним из методов при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используется метод экономически обоснованных расходов /затрат/.
Пунктом 7 Методических указаний установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции /услуг/ на расчетный период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию /мощность/ и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными /минимальными и /или/ максимальными/ уровнями тарифов на тепловую энергию /мощность/, установленными федеральным органом регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен/тарифов/ для такой регулируемой организации, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности /п.12 Методических указаний/.
Из материалов дела следует, что 30.04.2014 года ОАО "Предприятие тепловых сетей" обратилось в Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Предприятие тепловых сетей" потребителям на расчетный период регулирования 2015-2017 г.г. с применением метода экономически обоснованных расходов, предоставив расчет тарифов и обосновывающие материалы.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования Департаментом регулирования тарифов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области проведена экспертиза на предмет определения экономической обоснованности предложений об установлении тарифов.
На заседании коллегии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 года /протокол N44-К/ принято решение о введении в действие тарифов в установленном действующим законодательством порядке.
Определение состава расходов, включаемых в валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности произведена в соответствии с законодательством РФ.
Установлено, что приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.10.2014 года N 755 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара на период с 2014 по 2019 год" ОАО "Предприятие тепловых сетей" присвоен статус единой теплоснабжающей организации, утверждена схема теплоснабжения г.о. Самара.
В соответствии с утвержденной схемой ОАО "Волжская ТГК" передало в эксплуатацию ОАО "Предприятие тепловых сетей" теплосетевое имущество Самарского филиала.
В связи с этим обстоятельством объем отпускаемой тепловой энергии с горячей водой значительно увеличивается, появляется отпуск тепловой энергии с паром.
В экспертном заключении отражено, что согласно представленным материалам полезный отпуск тепловой энергии на 2015 год ОАО "Предприятие тепловых сетей" принят в размере 7 431 тыс. Гкал.
Размер необходимой валовой выручки ОАО "Предприятие тепловых сетей" заявлен в размере 9 633 304 тыс.руб.
Проанализировав расходы ОАО "Предприятие тепловых сетей", органом регулирования тарифов принята необходимая валовая выручка на 2015 год в размере 9 026 629 тыс.руб., в том числе на 1 полугодие -5 373 055 тыс. руб., на второе полугодие -3 653 574 тыс.руб..
Средний тариф на производство тепловой энергии заявлен ОАО "Предприятие тепловых сетей" в размере 1 338 тыс. руб., органом регулирования тарифов он уменьшен до 1 204 тыс. руб.
Органом регулирования были уменьшены расходы, заявленные ОАО "Предприятие тепловых сетей" на амортизацию основных средств и нематериальных активов с 368 211тыс.руб. до 29 554 тыс. руб.
Расходы на оплату труда, заявленные ОАО "Предприятие тепловых сетей" на сумму 449 645 тыс. руб., уменьшены органом регулирования до 395 954 тыс.руб.
Расходы на ремонт основных средств, заявленные ОАО "Предприятие тепловых сетей" на сумму 359 364 тыс. руб., снижены органом регулирования до 289 947 тыс. руб.
Орган регулирования скорректировал в сторону уменьшения расходы, заявленные ОАО "Предприятие тепловых сетей" на оплату иных услуг и работ, выполняемых по договорам с организациями, на сумму 965 159 тыс. руб., до 331 731 тыс. руб.
Предприятием представлены расходы на арендную плату, концессионную плату, лизинговые платежи в размере 614 804 тыс.руб., орган регулирования снизил их до 597 163 тыс. руб., из них на аренду сетей Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" г.Самары - 550 000 тыс.руб.
Отчисления на социальные нужды ОАО "Предприятием тепловых сетей" заявлены в размере 136 238 тыс. руб., орган регулирования снизил их до 119 578 тыс.руб.
Выпадающие доходы не были учтены из-за недостаточного обоснования организации.
Данные приведены в экспертном заключении, отвечающем требованиям пункта 29 Правил регулирования цен /тарифов/.
По результатам анализа представленных ОАО "Предприятие тепловых сетей" материалов экспертами увеличен ряд предложенных обществом расходов для расчета тарифов.
Заявленные обществом расходы на служебные командировки в размере 188 тыс. руб. при расчете тарифа на 2015 год увеличены органом регулирования до 473 тыс. руб..
Расходы на обучение персонала, заявленные ОАО "Предприятие тепловых сетей" в размере 1 716 тыс. руб., увеличены органом регулирования до 4 339 тыс. руб.; расходы на страхование производственных объектов, заявленные обществом в размере 4 584 тыс. руб., увеличены до 9 055 тыс. руб..
Увеличение указанных расходов экономически обосновано расходами по статьям затрат и объемов полезного отпуска тепловой энергии с учетом эксплуатации дополнительно принимаемого теплосетевого имущества и персонала от ОАО "Волжской ТГК и подтверждено установленной отчетностью.
Налог на имущество организаций, заявленный ОАО "Предприятие тепловых сетей" в размере 6 796 тыс.руб., увеличен органом регулирования до 7 184 тыс. руб., земельный налог увеличен до 3 835 тыс. руб. против заявленного ОАО "Предприятие тепловых сетей" в размере 438 тыс. руб., в соответствии с расходами, отраженными в отчете Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" за завершенный период - 2013 год.
Численность персонала, указанная в экспертном заключении, соответствует представленным данным. Пунктом 5.2 "Оплата труда" экспертного заключения предусмотрено, что по предложению регулируемой организации годовой фонд оплаты труда в 2015 году составит 449 645 тыс. руб., при численности персонала 1100 единиц. Экспертной группой предложены расходы на оплату труда в размере 395 954 тыс. руб. при численности персонала 1100 единиц, из них 358 единиц с учетом персонала, обслуживающего арендованные сети Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК".
Численность персонала в количестве 106 человек на обслуживание бесхозяйных сетей в данных расходах не учитывалась.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 года N227-э/з "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию /мощность/, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год", предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, установлены с 01.01.2015 по 30.06.2015 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту РФ, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2014 года и максимальной величины роста тарифов по субъекту РФ.
Для Самарской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию с 01.01.2015 по 30.06.2015 года в Самарской области составляет 100,0%, с 01.07.2015 по 31.12.2015 -108,8%.
Согласно приложения N5 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N440 от 19.12.2013 года для ОАО "Предприятие тепловых сетей" с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1189 руб./Гкал.
Таким образом, тариф, установленный оспариваемым приказом Министерства энергетики, остался на прежнем уровне и не превысил предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что установленные приложением N5 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N386 от 22.11.2014 года для потребителей ОАО "Предприятие тепловых сетей" тарифы являются экономически обоснованными, рассчитаны с соблюдением баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, поэтому не имеется правовых оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта. Суд также не усмотрел оснований для назначения экономической экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.208-217 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требования АО "Авиаагрегат" о признании недействующим Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N386 от 22.11.2014 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" в части установления в приложении N5 тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Предприятие тепловых сетей", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.