Самарский областной суд в составе
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N3а-195/2016 по административному исковому заявлению Шаминой Т.И. о признании нормативного правового акта недействующим в части,
с участием прокурора Атяскиной О.А.
представителя административного истца адвоката Богословцева А.А.,
представителя Правительства Самарской области Корноухова Е.Ю.,
представителя Администрации Волжского района Самарской области Харенковой Е.В., представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Ермаковой О.А.,
установил:
Шамина Т.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области 21.06.2006 N77 в редакции от 27.03.2015 года со дня его принятия, с 27.03.2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленное требование в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в пояснениях по делу.
Представитель административного ответчика заявленное требование не признал в соответствии с доводами, изложенными в возражениях.
Представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области просила отказать в удовлетворении заявленного требования.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, представитель которого просила отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего требование административного истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2015 года N140 внесены изменения в Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан"/далее Порядка/.
Согласно указанного Постановления пункт 5.6 Порядка изложен в следующей редакции: предоставление социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" осуществляется в приоритетном порядке.
Указанное Постановление издано уполномоченным органом, направлено на урегулирование общественных отношений, рассчитано на неоднократное применение, содержит нормы и правила, обязательные в отношении неопределенного круга лиц, опубликовано в газете "Волжская коммуна" N75 /29274/ от 31.03.2015 года, и в силу изложенного отвечает признакам нормативного правового акта.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Шамина Т.И. указала, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены ее права. Являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, она стояла на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под N16. В 2015 году социальная выплата была предоставлена 14 ветеранам Великой Отечественной войны. С учетом приоритетного порядка обеспечения жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в 2015 году социальные выплаты на обеспечение жильем предоставлены 7 гражданам, стоявшим до нее в очереди, и 7 гражданам, стоявшим позади нее, в результате чего ее очередь продвинулась до N9. Истица полагает, что оспариваемый пункт Порядка изменил объем ее социальных прав, издан с превышением полномочий и противоречит ст.1, 13 Жилищного кодекса РФ, Указу Президента РФ N714 от 07.05.2008 года, статьям 14, 15, 21 Закона "О ветеранах", предоставляющим инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и членам семей погибших /умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны равное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и не устанавливающим приоритет в получении социальной выплаты кому-либо из указанных лиц.
В соответствии со статьями 14, 15, 21 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
Законодатель предусмотрел обеспечение жилыми помещениями граждан, исходя из объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и зачисляемым на счета бюджетов субъектов Российской Федерации /пункты 2, 4 статьи 23.2 Закона "О ветеранах/ и не установилвозможности единовременного обеспечения жилыми помещениями всех граждан, для которых законом "О ветеранах" предусмотрена названная мера социальной поддержки.
Положения Федерального закона "О ветеранах", предусматривая в статьях 14,15, 21 в качестве меры социальной поддержки обеспечение участников, инвалидов и членов семей погибших /умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета, предусматривают виды мер социальной поддержки, но не регламентируют единый порядок их применения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших/умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, которые не могут противоречить федеральным законам /части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации/.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий /часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации/.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, помимо полномочий, указанных в пунктах 1-8.2, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 23.2 Закона " О ветеранах" и пунктом 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N614, предусмотрено, что формы и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденный постановлением Правительства Самарской области N77 от 21.06.2006, разработан в соответствии с Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", и определяет механизм обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, установленных пунктами 2-4 части 2 статьи 2 закона, в соответствии с которым предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списками, формируемыми органами местного самоуправления ежегодно до 1 января.
Анализируя федеральное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что приоритетный порядок предоставления социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями определенной категории граждан, установленный пунктом 5.6 Порядка, охватывается понятием порядка, право на определение которого предоставлено субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
В связи с этим утверждения административного истца о том, что Правительство Самарской области приняло оспариваемый нормативный правовой акт с нарушением статьи 13 Жилищного кодекса РФ, выйдя за пределы своей компетенции, являются необоснованными.
Принятие Правительством Самарской области нормативного правового акта о приоритетном порядке обеспечения жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны продиктовано необходимостью первоочередного обеспечения жилыми помещениями граждан, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, с учетом их возрастной категории.
О необходимости принятия мер по приоритетному предоставлению жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Закона "О ветеранах", было отмечено на заседании Российского организационного комитета "Победа" от 17.03.2015 года с участием Президента Российской Федерации.
Доводы Шаминой Т.И. о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 1 Жилищного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что названная статья предусматривает ограничение жилищных прав на основании федерального законодательства в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемым нормативным правовым актом права истицы не ограничены. Как следует из материалов дела, что Шамина Т.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список ветеранов Великой Отечественной войны 26.02.2015 года. По состоянию на 01.04.2015 года она стояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под N16. В 2015 году социальная выплата была предоставлена 14 ветеранам, поэтому истице она не была предоставлена. При этом объем прав истицы, предоставляемый законом "О ветеранах", оспариваемым нормативным правовым актом не изменился.
Доводы истицы об ограничении ее прав сводятся к нарушению оспариваемым нормативным правовым актом ее очередности в списке граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные доводы не являются предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку предметом заявленных требований является соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации положениям федерального законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном законом порядке и не противоречит требованиям федерального законодательства.
Руководствуясь ст.208-215 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требования Шаминой Т.И. о признании недействующим пункта 5.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области 21.06.2006 N77, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.