Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Хавчаева Х.А.
судей Гаджиева Б.Г. и Гомленко Н.К.
при секретаре Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы городского округа "город Избербаш" на решение Избербашского городского суда от 20 января 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Избербаш в интересах Курбановой А.Г. и постановлено взыскать с администрации ГО "Город Избербаш" в пользу Курбановой А. Г. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период 2012-2014 гг. в сумме 61304 рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан на финансирование указанных расходов.
Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения Курбановой А.Г., просившей об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Избербаш обратился в интересах Курбановой А.Г. в суд с иском к администрации городского округа "город Избербаш" о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату коммунальных услуг. В обосновании указал, что по заявлению Курбановой А.Г. прокуратурой г. Избербаш была проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам отделом субсидий администрации городского округа "город Избербаш". Проведенной проверкой установлено, что Курбановой А.Г. не выплачена субсидия на оплату коммунальных услуг за 2012 - 2014 гг. в сумме 61304 рублей. Семья Курбановой А.Г. относится к числу малообеспеченных, имеет право на получение субсидии, однако, отделом субсидий МБУ "УЖКХ" г. Избербаш указанная субсидия не выплачена по мотиву отсутствия финансовых средств, выделенных на эти цели. Из ответа отдела субсидий МБУ "УЖКХ" г. Избербаш следует, что фактическая задолженность по субсидиям перед Курбановой А.Г. за 2012 - 2014 гг. составляет 61304 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа "город Избербаш" просит решение суда отменить, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006г. N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", указывает, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Кроме того, задолженность по субсидиям перед Курбановой А.Г. возникла из-за недостаточного финансирования Министерством финансов РД своих бюджетных обязательств. При удовлетворении указанного иска денежные средства должны быть взысканы за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Суд необоснованно переложил обязательства республиканского бюджета на администрацию ГО "город Избербаш".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители прокуратуры г.Избербаш и администрации ГО "город Избербаш".
Факт надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела подтверждается почтовыми уведомлениями, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Этой же нормой предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд явилось заявление Курбановой А.Г., отнесенной к числу малообеспеченных, о защите ее социальных прав на получение субсидий на оплату коммунальных услуг.
Согласно ч.1 ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправление пополнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий
Согласно ст.1 Закона Республики Дагестан от 24.12.2007 N 68, действовавшего на момент принятия судом решения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 5 данного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм постановлением Правительства Республики Дагестан от 26.08.2011 года N 294 утвержден "Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан".
Этим Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления перечислять средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Материалами дела установлено, что задолженность перед Курбановой А.Г. по выплате субсидий за 2012-2014 годы включительно составляет 61304 руб. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что отдел субсидий МБУ УЖКХ, являясь структурным подразделением администрации ГО "г.Избербаш", осуществляет начисление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, после чего администрацией ГО "г. Избербаш" производится перечисление указанных сумм субсидий на лицевые счета их получателей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах Курбановой А.Г.
Поскольку Курбанова А.Г. имеет предусмотренное законом право на получение субсидий, обязанность по их выплате, согласно приведенным нормативным актам, возложена на органы местного самоуправления, доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании администрации ГО "город Избербаш" Министерством финансов Республики Дагестан не могут служить основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении исковых требований о защите нарушенных прав Курбановой А.Г.
Кроме того, согласно Приказу Минрегиона России N58, Минздравсоцразвития России N 403 от 26.05.2006 (в ред. от 09.10.2015) "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик, на которого в силу закона возложена обязанность по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принимал какие-либо меры, в том числе путем обращения в судебные органы, по обеспечению надлежащего финансирования органом государственной власти в целях реализации переданных ему полномочий.
Доводы жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств, сам по себе не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку ответчик не лишен возможности заявить соответствующие требования к органу, в полномочия которого входит финансирование вышеуказанных обязательств.
Кроме того, как следует из решения суда, вышеуказанная задолженность подлежит взысканию с ответчика из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 20 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа "город Избербаш" Сулейманова А.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.