Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2016 года административное дело N 2-5830/2015 по апелляционной жалобе Харитонова Ф. А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года, принятое по заявлению Харитонова Ф. А. о признании незаконным отказ администрации Калининского района Санкт-Петербурга в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя истца Харитонова Ф.А. - Беликова Е.В., действующего на основании доверенности от 21 января 2016 года, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга - Михаськиной Н.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 года, полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонов Ф.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 4 февраля 2015 года в признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявления ссылался на то, что он и члены его семьи, а всего 8 человек зарегистрированы и проживают в квартире "адрес", общей площадью 45,20 кв.м., следовательно, жилищная обеспеченность каждого члена семьи составляет 5,65 кв.м., что менее учетной нормы 9 кв.м., установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
До "дата" 2014 года Харитов Ф.А. и трое его несовершеннолетних детей были зарегистрирован в квартире "адрес", принадлежащей его матери. Общая площадь квартиры 44,20 кв.м., следовательно, жилищная обеспеченность заявителя составляла по 8,84 кв.м., что также менее учетной нормы, установленной вышеприведенным законом Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах перемена Харитоновым Ф.А. места жительства и регистрации с адреса: квартира "адрес" на адрес: квартира "адрес" не ухудшила жилищную обеспеченность заявителя, который в каждой из указанных квартир обеспечен жилой площадью менее учетной нормы. Поэтому данное обстоятельство администрацией района неправомерно отнесено к намеренным действиям, ухудшившим жилищную обеспеченность заявителя и ссылаясь на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) администрация района незаконно 04 февраля 2015 года отказала в признании заявителя нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просил суд возложить на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга обязанность принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и вынести новое решение, удовлетворив заявленные требования.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель заинтересованного лица - Комитета финансов Санкт-Петербурга не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене, а заявление удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд первой инстанции, как и администрация Калининского района Санкт-Петербурга, рассчитали жилищную обеспеченность заявителя в квартире "адрес" по 11,05 кв.м. на каждого из 4-х зарегистрированных в квартире членов семьи заявителя (44.20 кв.м./4 человека=11.05 кв.м.). При этом ни суд первой инстанции, ни администрация района не учитывали право собственника жилого помещения - матери заявителя, пользоваться данной квартирой, несмотря на отсутствие у нее регистрации в квартире, и не произвели расчет жилищной обеспеченности заявителя исходя из 5 человек, имеющих право пользования жилым помещением. Неверный расчет жилищной обеспеченности заявителя в квартире "адрес" повлек ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что перемена места жительства заявителем ухудшила его жилищные условия, в связи с этим администрация района обоснованно отказа в удовлетворении заявления о признании Харитонова Ф.А. нуждающимся в предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма.
Учитывая неверный расчет судом жилищной обеспеченности заявителя, Судебная коллегия считает выводы суда о законности решения администрации ошибочными.
Так, согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью 2 названной статьи закона членам семьи собственника жилого помещения предоставлено право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из справки о регистрации (формы N9) следует, что в квартиру "адрес" заявитель Харитонов Ф.А. и его несовершеннолетние дети: Х.А., Х.Е. Х.В. вселены в качестве членов семьи собственника жилого помещения - Х.Н.М. (матери заявителя). Следовательно, каждый из перечисленных лиц, а именно собственник жилого помещения и 4 члена его семьи, приобрели право пользования данной квартирой. В связи с этим жилищная обеспеченность заявителя в квартире "адрес" составляла 8,84 кв.м. (44,20 кв.м./5 человек=8,84 кв.м.), что менее учетной нормы 9 кв.м., установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Л.д. " ... ").
"дата" 2014 года Харитонов Ф.А. и несовершеннолетние дети зарегистрированы в квартире "адрес", общей площадью 45.20 кв.м., которая на праве общей долевой собственности принадлежит жене заявителя Х.М.Ю., ее родителям Л.Ю.Н., Л.Н.А. и брату Л.А.Ю. (л.д. " ... ").
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга в оспариваемом решении от 4 февраля 2015 года и в суде первой инстанции согласилась с утверждением заявителя, что его жилищная обеспеченность в указанной квартире составляет 5.65 кв.м. (45.20 кв.м./8 человек =5.65 кв.м.), что также менее учетной нормы в 9 кв.м., установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
По смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Учитывая, что жилищная обеспеченность заявителя в каждой из перечисленных квартир менее учетной нормы, установленной законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", то сама по себе перемена места жительства и регистрации Харитонова Ф.А. не являются действием, повлекшим ухудшение жилищного положения заявителя и не свидетельствует об искусственном создании условий для признания его нуждающимся.
В связи с этим отказ администрации района от 04 февраля 2015 года в признании заявителя нуждающимся со ссылкой на положения ст. 53 ЖК РФ, является незаконным. И поскольку неправильное применение норм жилищного законодательства повлекло неверное разрешение спора, то решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь п.1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года отменить.
Признать незаконным решение администрации Калининского района Санкт-Петербурга, выраженное в письме от 4 февраля 2015 года N ... об отказе в принятии Харитонова Ф. А. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Обязать администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с 4 февраля 2015 года принять Харитонова Ф. А. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.