Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела административное дело N 2-8978/2015 по апелляционной жалобе Можаева Е. И., действующего в интересах Шарафутдинова И. Д. на основании доверенности, на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2015 года, принятое по административному исковому заявлению Шарафутдинова И. Д. о признании незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца Шарафутдинова И.Д. и его представителя - Можаева Е.И., представителя административного ответчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Карпухиной Н.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарафутдинов И.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) от 28 апреля 2015 года N ... о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований Шарафутдинов И.Д. указал, что он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с "дата" 1983 года. Оценивая жилищную обеспеченность административного истца, жилищная комиссия администрации района необоснованно суммировала площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности жене Шарафутдинова И.Д. и его матери, а также учла наличие в собственности жены административного истца объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности 8%, расположенный в д. "адрес".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Шарафутдинов И.Д. просил суд возложить на администрацию района обязанность восстановить его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты первоначального признания нуждающимся в жилых помещениях.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга 26 октября 2015 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции административный истец и его представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Ш.В.И. (мать административного истца) и Ш.С.Д. (сестра) с "дата" 1985 года, Шарафутдинов И.Д. (административный истец) с "дата" 2003 года, Ш.А.И. (дочь) с "дата" 2013 года, З.И.А. (племянница истца) с "дата" 2011 года, а всего 5 человек зарегистрированы в трехкомнатной коммунальной квартире "адрес", общей площадью 60,03 кв.м., где занимают 2 комнаты общей площадью 30.71 кв.м. (13,06+17,65).
Указанная квартира находится в общей долевой собственности, где собственником " ... " долей жилого помещения является мать административного истца - Ш.В.И. на основании договора безвозмездной передачи доли квартиры в собственность граждан от "дата" 2006 года.
По причине проживания в квартире, заселенной несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, а также по причине отсутствия иного жилья, пригодного для постоянного проживания, т.е. на основании п.16.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N 712/6 семья Шарафутдиновых в составе из четырех человек ( Ш.Д.С. - отец истца, Ш.В.И.- мать, " ... ", Шарафутдинова И.Д. и Ш.С.Д. - сестра) "дата" 1983 года приняты на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым на основании договора социального найма.
"дата" 2006 года Шарафутдинов И.Д. заключил брак с Ш.А.Ю. (до брака " ... ").
Ш.А.Ю. зарегистрирована по месту жительства в отдельной трехкомнатной квартире "адрес", общей площадью 66,40 кв.м., жилой - 42,10 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности, приобретенного на основании договора безвозмездной передачи квартиры в общую совместную собственность граждан от "дата" 1992 года, а также на основании договора дарения долей в квартире от "дата" 2012 года.
8 апреля 2015 года Шарафутдинов И.Д. обратился в администрацию района с заявлением о включении в учетное дело его несовершеннолетнюю дочь Ш.А.И.
При рассмотрении данного заявления администрация района суммировала площади жилых помещений, занимаемых семьей Шарафутдиновых - коммунальной квартиры "адрес" и отдельной трехкомнатной квартиры, находящейся в собственности супруги административного истца - квартиры "адрес", а также площадь объекта незавершенного строительства (недостроенного жилого дома), находящегося в собственности супруги административного истца, и сделала вывод об обеспеченности административного истца жилой площадью свыше учетной нормы и нормы предоставления. В связи с этим 28 апреля 2015 года прияла оспариваемое решение N ... о снятии Шарафутдинова И.Д. с учета нуждающихся.
15 июня 2015 года Шарафутдинов И.Д. обратился в администрацию района с заявлением о восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, указав, что находящаяся в собственности его супруги недвижимость не является совместно нажитым имуществом.
Решением жилищной комиссии от 7 июля 2015 года в восстановлении на учете административному истцу отказано по тем же основаниям, о чем Шарафутдинову И.Д. сообщено письмом от 10 июля 2015 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции согласился с утверждением представителя администрации о том, что Шарафутдинов И.Д. утратил право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма, по причине жилищной обеспеченности свыше нормы предоставления, а потому правомерно снят с учета нуждающихся.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации, давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии с п. 16.2. ранее действовавших Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признались граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Пунктом 29.1 указанных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде установлено, что снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил - минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв.м. на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Частью 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 30 июня 2005 года) установлено, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно ч.2 ст.3 названного Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 Семейного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
По утверждению административного истца, в квартиру своей жены Ш.А.Ю. - "адрес", он не вселялся. В справке о регистрации также отсутствуют сведения о временной или постоянной регистрации административного истца в указанной квартире.
Доказательств, например акта выхода в адрес, опровергающих утверждение административного истца о невселении и фактическом непроживании в квартире своей жены, администрация района суду не предоставила.
С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с правильностью утверждения административного истца о том, что, несмотря на регистрацию брака с Ш.А.Ю., но в отсутствие доказательств вселения в жилое помещения, принадлежащее Ш.А.Ю. на праве собственности, членом семьи собственника жилого помещения в понимании ст. 31 ЖК Российской Федерации, он не является. Следовательно, рассчитывая жилищную обеспеченность административного истца, администрация района не имела правовых оснований для учета площади квартиры, принадлежащей Ш.А.Ю. на праве собственности.
Также при расчете жилищной обеспеченности Шарафутдинова И.Д. не подлежит учету объект незавершенного строительства - жилой дом в "адрес", степень готовности 8%, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК Российской Федерации и ч.ч.2,3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Понятие жилого помещения содержится в ч.2 ст. 15 ЖК Российской Федерации. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из договора купли продажи от "дата" 2014 года и свидетельства о государственной регистрации права собственности от "дата" 2014 года следует, что супруге административного истца принадлежит жилой дом (объект незавершенного строительства, площадь застройки 99 кв.м., степень готовности 8%) в "адрес".
Незавершенный строительством и не принятый в эксплуатацию органами технического учета жилой дом не включается в понятие "жилищный фонд" и не является жилым помещением, которое учитывается при определении жилищной обеспеченности граждан.
Таким образом, поскольку Шарафутдинов И.Д. продолжает проживать в коммунальной квартире, и при определении уровня его жилищной обеспеченности не подлежат учету объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности его супруге, то основания признания его нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, предусмотренные п. 16.2 вышеуказанных Правил, не отпали. Следовательно, администрация района не имела законных оснований для снятия административного истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку неправильное применение норм жилищного законодательства повлекло неверное разрешение спора, то решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь п.2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2015 года отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N ... от 28 апреля 2015 года о снятии Шарафутдинова И. Д. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма.
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга в срок по 31 марта 2016 года включительно восстановить Шарафутдинова И. Д. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма с даты первоначальной принятия на учет нуждающихся "дата" 1983 года, с сохранением номера очереди N ...
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.