Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Александрова А.О., Баимовой И.А.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Сакирко Л.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Назарово о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца Сакирко Л.В.,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сакирко Л.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Назарово о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать"
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сакирко Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Назарово (далее - УСЗН г. Назарово) о признании незаконным отказа в предоставлении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя тем, что 19 октября 2015 года она обратилась в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответом УСЗН администрации г. Назарово от 22 октября 2015 года ей было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляют только гражданам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства, ею представлены документы, подтверждающие временную регистрацию. Считает данный отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и необоснованным. 08 июля 2015 года администрацией г. Назарово ей было предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за плату во владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности, расположенное в "адрес". Срок договора составляет 5 лет с 08 июля 2015 года по 08 июля 2020 года, в соответствии с подп. 4 п. 7 указанного договора она имеет право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных ст. 159 ЖК РФ. Указывает, что местом ее постоянного жительства является жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", предоставленное ей сроком на 5 лет с последующим заключением договора социального найма, иного жилого помещения она не имеет, за данное жилое помещение она своевременно вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, постоянно там проживает с несовершеннолетним ребенком. Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в соответствии с постановлением Администрации Назаровского района Красноярского края от 14 февраля 2008 года N-п находится в ветхом, не пригодном для проживания состоянии. В связи с чем, просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации г. Назарово Красноярского края об отказе в предоставлении жилищной субсидии от 22 октября 2015 года N незаконным, обязать УСЗН администрации г. Назарово предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 01 ноября 2015 года по 30 апреля 2016 года в связи с подачей документов 19 октября 2015 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Сакирко Л.В. просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, указывая, что ее право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прямо предусмотрено договором найма от "дата". Кроме того, жилое помещение, предоставленное ей на основании договора найма, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для нее единственным местом жительства. Регистрация является способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
В судебное заседание истец Сакирко Л.В., ее представитель Литвинов Р.А., представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Назарово, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Как установлено судом, Сакирко Л.В. на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенного 08.07.2015г. с администрацией г. Назарово проживает в качестве нанимателя в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, состоящем из квартиры общей площадью 31,8 кв.м., расположенной по адресу: "адрес"
В указанном договоре срок действия определен 5 лет с 08.07.2015г. по 08.07.2020г., а также предусмотрено право нанимателя на использование его для проживания, в том числе с несовершеннолетними детьми; на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных ст. 159 ЖК РФ; на предоставление в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ другого благоустроенного помещения в границах г. Назарово в случае расторжения настоящего договора и выселения нанимателя и членов его семьи; на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срок действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок (п.п. 1,4,5, 6 п. 7 договора).
В указанном жилом помещении Сакирко Л.В. и ее сын В.К.А., "дата" г.р., зарегистрированы по месту пребывания с 07.08.2015г. по 08.07.2020гг.
Согласно паспортным данным, Сакирко Л.В., она с 12.05.2003г. зарегистрирована по месту жительства в "адрес"
В Постановлении администрации г. Назарово от 14.02.2008 г. N-П об определении в государственное учреждение несовершеннолетних Сакирко Л.В., "дата" г.р. и С.В.В., "дата".р. указано, что дом по адресу: "адрес", где зарегистрированы несовершеннолетние, является частной собственностью, документы на которую не оформлены, находится в ветхом, не пригодном для проживания состоянии.
Решением УСЗН г. Назарово по заявлению Сакирко Л.В. от 21.10. 2015г. N истице отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на п.п. "а" п. 8 вышеназванных Правил в связи с предоставлением документов, подтверждающих временную регистрацию и отсутствием регистрации по месту постоянного проживания.
О принятом ответчиком решении истица уведомлена письмом от 22.10.2015г. N.
Отказывая в удовлетворении требований Сакирко Л.ВА., суд первой инстанции исходил из регистрации истицы в жилом помещении по адресу: "адрес" на определенный договором найма срок, по месту пребывания временно, при этом пришел к выводу о запрете предоставления жилищных субсидий гражданам, не зарегистрированным по месту жительства постоянно.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении совокупности норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствует обстоятельствам дела.
Так, Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26 мая 2006 года, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания. Напротив, приведенные нормы прямо предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Факт постоянного проживания Сакирко Л.В. в предоставленном ей по договору найма специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда по адресу: "адрес" подтверждено материалами дела, в том числе сведениями об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, обучении истицы "данные изъяты", и стороной ответчика не оспаривается.
Сохранение формальной регистрации истицы по иному месту жительства и временная регистрация в вышеуказанном жилом помещении по месту пребывания не свидетельствуют об отсутствии у Сакирко Л.В. права претендовать на предоставление ей жилищной субсидии в соответствии с п. 2 ст. 159 ЖК РФ как пользователю жилого помещения муниципального жилого фонда.
Кроме того, жилое помещение, предоставленное Сакирко Л.В. по договору найма, находящееся в муниципальной собственности - квартира, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для истицы местом ее постоянного жительства, которым она пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях данного закона даны определения понятий места пребывания и места жительства.
Под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.
Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживание в специализированных домах (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие).
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Принимая во внимание, что регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не определяет право пользования жилым помещением, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии у истицы права на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за жилое помещение, где она проживает постоянно на законном основании, но зарегистрирована временно по месту пребывания, является неверным.
Положения п.п. "а" п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и корреспондирующие им положения ч. 9 ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", предусматривающие предоставление гражданами копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, не могут ограничивать право истицы на получение соответствующих субсидий по месту постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требований Сакирко Л.В. не имелось. В этой связи, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения о признании незаконным решения УСЗН администрации г. Назарово Красноярского края от 22 октября 2015г. N об отказе Сакирко Л.В. в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и возложении обязанности предоставить ей соответствующую субсидию с 01 ноября 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 25 января 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации г. Назарово Красноярского края от 22 октября 2015г. N об отказе Сакирко Л.В. в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Обязать ответчика предоставить Сакирко Л.В. с 01 ноября 2015 г. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.