Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А.,
судей Ахрамеева С.В., Половниковой Л.П.,
при секретаре Козыревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ахрамеева С.В. дело по апелляционной жалобе Платицына А.М. на решение Жуковского районного суда Калужской области от 16 октября 2014 года,
постановленное по делу по иску Платицына А.М. к федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области о признании незаконным решения о приостановлении учета изменений объекта недвижимости, осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
8 сентября 2014 года Платицын А.М. обратился в суд с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" и просил признать незаконным решение ответчика от 30 июля 2014 года о приостановлении учета изменений объекта недвижимости, обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
В обоснование заявленных требований сослался на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 32 335 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: " ... ". На основании его заявления по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка на "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" состоялись публичные слушания и затем постановлением администрации муниципального района "Жуковский район" от 16 июля 2014 года разрешено изменить вид разрешенного использования земельного участка. Однако решением органа кадастрового учета от 30 июля 2014 года был приостановлен учет изменений в части вида разрешенного использования. Данное решение полагает незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка, поскольку законодательство допускает возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях полагал требования подлежащими оставлению без удовлетворения, ссылаясь на то, что принадлежащий истцу земельный участок относится к сельхозугодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, на который градостроительные регламенты не устанавливаются. Федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования таких земель, отсутствует. Администрация муниципального района не полномочна принимать решение об изменении вида разрешенного использования таких земельных участков.
Представители третьего лица администрации муниципального района "Жуковский район" полагали требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения "Село Совхоз "Победа" в судебное заседание не явился, в письменном заявлении не возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 16 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истцом Платицыным А.М. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Исследовав дополнительные доказательства, проверив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что истец Платицын А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью 32 335 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: " ... ". Право собственности истца на этот участок зарегистрировано 12 января 2010 года на основании протокола собрания участников общей долевой собственности от 2 июля 2008 года и свидетельства на право собственности на землю от 16 марта 1995 года.
17 марта 2014 года истец обратился в адрес администрации сельского поселения "Село Совхоз "Победа" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства".
Решением Сельской Думы сельского поселения "Село Совхоз "Победа" от 29 мая 2014 года утверждены итоги прошедших 19 мая 2014 года публичных слушаний по намерениям изменения вида разрешенного использования земельного участка на разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Постановлением администрации муниципального района "Жуковский район" от 16 июля 2014 года N 1117 разрешено изменить вид разрешенного использования земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на " для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
17 июля 2014 года истец обратился в орган кадастрового учета в целях учета изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Решением отдела кадастрового учета филиала ФГУБ "ФКП Росреестра" по Калужской области от 30 июля 2014 года приостановлено проведение кадастрового учета со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"; указанным решением рекомендовано для изменения вида разрешенного использования обратиться в уполномоченный орган для изменения категории земель путем перевода в другую категорию или предоставить документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом.
Из дела видно и не оспаривается в апелляционной жалобе, что принадлежащий истцу земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 указанного Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами ( пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30 , части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
На основании изложенного районным судом постановлено правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация муниципального района не вправе была принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поэтому представленные истцом в орган кадастрового учета документы в целях учета изменений вида разрешенного использования земельного участка по содержанию не соответствовали требованиям закона (пункт 9 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), что являлось основанием для приостановления проведения кадастрового учета в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, согласно исследованным судом апелляционной инстанции дополнительным доказательствам указанное выше постановление администрации муниципального района "Жуковский район" от 16 июля 2014 года N 1117 было отменено постановлением того же органа от 29 октября 2014 года N 1747.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не указывают на основания для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Платицына А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.