Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу Данилова А.Н. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2016 года и постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 19 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Данилова А.Н.
установил:
постановлением председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 19 ноября 2015 года Данилов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2016 года постановление должностного лица от 19 ноября 2015 года оставлено без изменения, жалоба Данилова А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Данилов А.Н. просит отменить вынесенные по делу решения, производство по делу прекратить, ссылаясь как на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, так и на его малозначительность, действия лица в состоянии крайне необходимости, а также на существенное нарушение в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальных требований закона. Ссылается, что министерству здравоохранения Саратовской области на момент заключения контрактов было известно о том, что на указанные цели предусмотрены бюджетные средства, а уведомления о лимитах бюджетных обязательств будут доведены в 2013 году; лимиты бюджетных обязательств в 2013 году были предусмотрены Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"; действия Данилова А.Н. не повлекли причинение ущерба или вреда охраняемым законом интересам; в результате действий Данилова А.Н. предотвращено нарушение иных положений законодательства РФ, а также прав граждан, страдающих туберкулезом, на получение медицинской помощи, устранена угроза нарушения прав неограниченного круга лиц. Автор жалобы считает, что действия Данилова А.Н. подлежали квалификации по ст. 15.14 КоАП РФ. Ссылается на рассмотрение дела об административном правонарушении без участия Данилова А.Н. в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.
В судебном заседании защитник Данилова А.Н. - Асташкин А.Н. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить принятое по делу решение, производство по делу прекратить либо применить в отношении Данилова А.Н. положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Представители контрольно-аналитического комитета Саратовской области - Алешина М.В. и Кашицына С.А. возражали по доводам жалобы, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на жалобу Данилова А.Н., полагали, что оснований для отмены обжалуемых решений не имеется, как и не имеется оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Данилов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем суд рассмотрел жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность постановления суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
На основании п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Пунктом 5 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (первый абзац названного пункта).
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).
В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года N 386-П, министерство здравоохранения Саратовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций) (п. 1). Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, счета в кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы, реализует в соответствии с требованиями законодательства имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде (п. 3). Министерство реализует функцию по организации финансирования деятельности учреждений здравоохранения, мероприятий по охране здоровья (п. 8). Министр, а также другие должностные лица министерства несут персональную ответственность за соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ и федеральных законов (п. 13).
По делу установлено, что в соответствии с Положением о порядке осуществлении органом внутреннего государственного финансового контроля Саратовской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года N 781-П, контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области на основании приказа от 31 августа 2015 года N 138 проведена внеплановая проверка в министерстве здравоохранения Саратовской области по соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств в 2013 году.
В ходе проверки установлено, что в период с 16 декабря 2013 года по 25 декабря 2013 года "данные изъяты" Даниловым А.Н. заключены государственные контракты на поставку лекарственных препаратов и наборов реагентов ГУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" на общую сумму 47330380 рублей 05 копеек.
По условиям государственных контрактов их оплата производится за счет средств областного бюджета за счет и в пределах лимитов, предоставленных из федерального бюджета РФ в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 16 октября 2013 года N 928, распоряжения Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 1944-р.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом Саратовской области от 25 ноября 2013 года N 196-ЗСО (Приложение N 9 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"), "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов областного бюджета на 2013 год", министерству здравоохранения Саратовской области предусмотрена сумма 53901,1 тыс. руб. на мероприятия, направленные на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактические мероприятия по разделу 09 подразделу 09 целевой статьей 4810400 виду расходов 013 (прочие расходы).
В обоснование заключенных государственных контрактов министерством здравоохранения Саратовской области представлены:
- уведомление от 29 ноября 2013 года N 3837 об изменении бюджетных ассигнований по расходам областного бюджета на 2013 год, согласно которому (на основании Закона Саратовской области от 25 ноября 2013 года N 196-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") произведено изменение по КБК: 039 09.09.4810400013310 (+53901100,00);
- уведомление от 29 ноября 2013 года N 3838 об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2013 год, согласно которому (на основании Закона Саратовской области от 25 ноября 2013 года N 196-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") произведено изменение лимитов бюджетных обязательств: 039 09.09.4810400013310 (+53901100,00);
- уведомление от 30 декабря 2013 года N 4504 об изменении бюджетных ассигнований по расходам областного бюджета на 2013 год, согласно которому (на основании письма министерства от 27 декабря 2013 года N 05-01-25/354-Г) произведены изменения по КБК: 039 09.09 4810400 013 340 (+53901100,00) - Увеличение стоимости материальных запасов", 039 09.09 4810400 013 310 (- 53901100,00) - "Увеличение стоимости основных средств";
- уведомление от 30 декабря 2013 года N 4504 об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2013 год, согласно которому (на основании письма министерства от 27 декабря 2013 года N 05-10-25/354-Г) произведены изменения лимитов бюджетных обязательств: 039 0909 4810400 013 340 (+ 53901100,00) - "Увеличение стоимости материальных запасов", 039 0909 4810400 013 310 (-53901100,00) - "Увеличение стоимости основных средств".
Однако строка "Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечения закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивость возбудителя" выведена в приложение N 1 "Безвозмездные поступления на 2013 год" к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на основании Закона Саратовской области от 25 декабря 2013 года N 229-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 229-ЗСО).
Министерству по коду главного администратора 039 и по коду бюджетной классификации 2 02 04064 02 0000 151 безвозмездные поступления в сумме 53901,1 тыс. руб. предусмотрены Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в редакции от 25 декабря 2015 года.
Таким образом, распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 1944-р изначально утверждено распределение на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) на Саратовскую область. Заключение государственных контрактов в период с 16 декабря 2013 года по 25 декабря 2013 года произведено министерством здравоохранения Саратовской области при отсутствии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. На момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал.
Установленные административным органом и судом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица Данилова А.Н., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы по ст. 15.15.10 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями бюджетного законодательства, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона, регулирующего данные правоотношения, переоценке исследованных судом доказательств и не опровергают выводы о виновности названного лица в совершении указанного административного правонарушения.
В жалобе Данилов А.Н. приводит доводы о том, что им предприняты меры для соблюдения порядка принятия бюджетных обязательств, ссылаясь на наличие на момент заключения контрактов информации о том, что выделение бюджетных средств на данные цели предусмотрено бюджетным законодательством субъекта. Данные доводы не являются основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку в уведомлениях от 29 ноября 2013 года министерство здравоохранения Саратовской области было информировано об изменении лимитов бюджетных обязательств по КБК - "увеличение стоимости основных средств", сведения об изменении лимитов бюджетных обязательств по КБК - "увеличение стоимости материальных запасов" отсутствовали.
При этом представленный в судебное заседание защитником Асташкиным А.Н. ответ Министерства здравоохранения Саратовской области от 20 февраля 2016 года на адвокатский запрос не влияет на правильность выводов суда.
Необоснованной является ссылка автора жалобы на действия по заключению государственных контрактов в состоянии крайней необходимости - для соблюдения прав граждан на медицинскую помощь, устранения опасности, непосредственно угрожающей неопределенному кругу лиц. Допустимых и относимых доказательств наличия такой опасности, с учетом периода времени, в течение которого допущено нарушение бюджетного законодательства, как и того обстоятельства, что эта опасность не могла быть устранена иными средствами, не представлено.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно выявления самого факта принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств. Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений, независимо от наличия или отсутствия реального ущерба. Так, совершенное Даниловым А.Н. правонарушение посягает на нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, в связи с чем нарушение требований бюджетного законодательства влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Довод жалобы о рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу, и в отсутствие сведений о надлежащем извещении данного лица несостоятелен, был предметом проверки суда первой инстанции и ему дана правильная правовая оценка.
При этом учитываю, что направленное по месту жительства (регистрации) Данилова А.Н. почтовое отправление, содержащее извещение о времени и месте рассмотрения дела, возвращено с отметкой об истечении срока хранения. Оснований полагать, что данным заказным письмом с уведомлением направлена какая-либо иная корреспонденция, не имеется.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 40).
Данные разъяснения обоснованно применены административным органом к порядку извещения Данилова А.Н. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения Данилова А.Н. к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением двухгодичного срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Данилову А.Н. в пределах санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ с учетом требований ст. ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2016 года и постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 19 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Данилова А.Н. оставить без изменения, жалобу Данилова А.Н. - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.