Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ахметзянова А.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в переводе земельного участка в другую территориальную зону
по апелляционной жалобе Ахметзянова А.Г. на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения представителя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Баевой Т.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
Ахметзянов А.Г. (далее - заявитель) обратился в суд с административным исковым заявлением (далее - заявление) к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет), в котором просил признать незаконными действия Комитета по отказу в переводе, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, площадью 3086кв.м., из зоны делового общественного и коммерческого назначения (О-1) в зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2), с основным видом разрешённого использования: "предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт, складирование)" и возложить обязанность на Комитет по принятию решения о таком переводе данного земельного участка из одной территориальной зоны в другую.
Требования мотивированы тем, что действия Комитета не соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя как землепользователя участка, на котором расположено принадлежащее ему же 1-этажное смешанного исполнения здание овощехранилища, поскольку данное имущество используется им исключительно в сельскохозяйственных целях.
Граница зоны, к которой отнесен земельный участок, принята без учета его фактического использования.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В жалобе просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ахметзянов А.Г., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направил, в связи с чем на основании статьи 150, части 6 статьи 226, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда считает, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как видно из материалов дела и установилсуд первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 08.04.2004 N 599 в ЕГРП зарегистрировано право собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: ****, площадью 3086кв.м.
По сведениям государственного кадастра недвижимости указанному земельному участку присвоен кадастровый номер **. Участок отнесен к категории земель поселений, имеет вид разрешенного использования - под общественную застройку. На этом участке размещено 1-этажное смешанного исполнения здание овощехранилища, лит. А, общей площадью 705,7кв.м., принадлежащее заявителю на праве собственности, о чем 03.04.2003г. внесена соответствующая запись в ЕГРП.
Решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 28.-05.2014г. N 65 утверждены Правила землепользования и застройки данного сельского поселения, а решением от 19.03.2014г. N 50 утверждён его генеральный план.
17 апреля 2015 года заявитель обратился в Комитет с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Заболотского сельского поселения (далее - ПЗЗ) в отношении земельного участка с кадастровым номером **, путем изменения территориальной зоны с О-1 на СХ-2 и изменения вида разрешенного использования данного участка.
В письме от 10.08.2015 N 963 Комитет сообщил заявителю о рассмотрении его обращения о внесении изменений в ПЗЗ комиссией по землепользованию и застройке, на заседании которой 02.06.2015г. принято решение об отклонении его заявления, в связи с тем, что действующий вид разрешенного использования земельного участка "под общественную застройку" соответствует установленной в отношении этой территории территориальной зоне О-1, а также со ссылкой на запланированное в непосредственной близости от участка заявителя строительство комплексной физкультурно-игровой площадки.
Ссылаясь на незаконность таких действий Комитета, заявитель обратился в суд с административным иском.
Исходит из того, что фактическое использование принадлежащего ему земельного участка не подпадает ни под один из видов разрешенного использования, установленный градостроительными регламентами для данной части территории, что свидетельствует о его несоответствии территориальным зонам и нарушает права собственника.
Полагает, что данное обстоятельство служит основанием для применения статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускающего внесение в правила землепользования и застройки изменений в случае, если в результате их применения причиняется вред правообладателям земельных участков.
По существу предметом требований заявителя является внесение изменений в названные выше Правила в части вида разрешенного использования его земельного участка и территориальной зоны, в границах которой он расположен - с О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения) на СХ-2 (зона объектов сельскохозяйственного назначения).
Решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть оспорены в суде лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Кодекса).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая общественно-деловые и сельскохозяйственного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Таким образом, зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается.
Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Самостоятельный же выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом (части 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который применительно к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, такой возможности не допускает, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования в нем не обозначен.
Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне О-1 осуществлено решением представительного органа местного самоуправления, которое не обжаловано в установленном порядке.
Само по себе исключение земельного участка из одной территориальной зоны и включение его в границы другой зоны, законом не предусмотрено, возможно только в рамках изменения ПЗЗ, причём Комитет такими полномочиями не обладает.
Судом данные требования закона были учтены, в связи с чем обжалуемое судебное постановление следует признать законным.
В связи с недоказанностью наличия совокупности условий для признания незаконными оспариваемых действий, суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не допущено.
Содержание жалобы не подтверждает нарушение норм права, по существу сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной судом, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствует о нарушениях судом норм материального и (или) процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахметзянова А.Г. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.