Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.
при секретаре Мархееве А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "С" к администрации г. Иркутска о признании п. 13.2. приложения N 1 к "Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции" недействующим и не подлежащим применению с момента вступления его в силу,
по апелляционной жалобе ООО "С"
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ООО "С" обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование заявления с учетом уточнений, указав, что между администрацией г. Иркутска и ООО "С" заключены договоры аренды земельных участков: Номер изъят от 31.05.2013 г., согласно которому по акту приема-передачи предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер Номер изъят, площадью 3342 кв.м из земель населенных пунктов с целью использования для благоустройства; Номер изъят от 08.04.2013 г., согласно которому по акту приема-передачи предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер Номер изъят, площадью 10345 кв.м из земель населенных пунктов с целью использования для благоустройства.
Постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9 (ред. от 07.02.2014) "Об утверждении Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск" установлен Порядок определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск. Поскольку коэффициент к арендной плате является частью формулы, определяющей размер годовой арендной платы за земельные участки, и непосредственно влияет на ее размер, указанный коэффициент должен быть экономически обоснованным.
Постановление мэра г. Иркутска от 20.02.2009 г. N 031-06-522/09 не содержит экономического обоснования коэффициента, учитывающий вид разрешенного использования абсолютно для всех категорий земель, составляет от 1 до 11, и только под благоустройство 10 000, что является экономически необоснованным.
ООО "С" полагает, что оспариваемый пункт Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования не соответствуют положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и создают ООО "С" препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации ставок. За пользование земельными участками насчитана арендная плата за 2015 г. в размере 622 098,58 рублей и 200 971,17 рублей на основании экономически необоснованных коэффициентах, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Просил суд признать п. 13.2. приложения N 1 "Коэффициенты, применяемые к размеру арендной ставки земельного налога для различных видов разрешенного использования земельных участков и категорий арендаторов" к "Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", утвержденных Постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9, противоречащим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недействующим и не подлежащим применению с момента вступления его в силу.
Определением Кировского районного суда г. Ирктска от 19.10.2015г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Иркутской области и Управление Федеральной антимонопольной службы Иркутской области.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2015 года в удовлетворении требований ООО "С" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "С", ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что представленный Администрацией г. Иркутска отчет нельзя отнести к доказательствам, подтверждающим законность принятого нормативного правового акта, поскольку не содержит исследования и экономического обоснования коэффициентов, установленных оспариваемым постановлением.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле находит апелляционную жалобу необоснованной, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации г. Иркутска считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца С.Ю., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Глущенко К.Д., просит решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Прокурор Зайцева С.А., находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., рассмотрев административное дело, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па (ред. от 27.01.2010).
Так, согласно пункту 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категории земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
В силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами (ст. 38 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке.
Вместе с тем, наличие полномочий у органа местного самоуправления на самостоятельное установление названного расчетного коэффициента не предполагает, что его размер может быть произвольным.
Так, в соответствии с положениями ст. ст. 22 и 65 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшений положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования не соответствуют положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и экономически не обоснован, заслуживает внимания.
Из материалов дела усматривается, что между администрацией г. Иркутска и ООО "С" заключены договоры аренды земельных участков Номер изъят от 31.05.2013 г., расположенного по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер Номер изъят, площадью 3342 кв.м из земель населенных пунктов с целью использования для благоустройства; Номер изъят от 08.04.2013 г., расположенного по адресу: "адрес изъят", кадастровый номер Номер изъят, площадью 10345 кв.м. из земель населенных пунктов с целью использования для благоустройства.
Постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9 (ред. от 07.02.2014) "Об утверждении Порядка определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск" установлен Порядок определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск.
Порядком определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования город Иркутск, установлено, что коэффициент, устанавливаемый муниципальным образованием город Иркутск к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков рассчитывается по формуле:
К = Кри x Ка x Ку,
где:
К - коэффициент, применяемый к размеру арендной платы с учетом вида разрешенного использования;
Кри - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования (приложение N 1);
Ка - коэффициент к базовой ставке арендной платы, утверждаемый ежегодно постановлением администрации города Иркутска;
Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельных участков (приложение N 2).
В рассматриваемом случае, административным истцом оспаривается Кри - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования (приложение N 1), а именно п. 13.2 Приложения 1, устанавливающий коэффициент вида разрешенного использования земельного участка под благоустройство в размере 10000.
В качестве экономического обоснования установления оспариваемого заявителем коэффициента - 10 000, применяемого к размеру арендной платы, администрация г. Иркутска представила выкопировку из отчета N 13-02, составленного ООО "Д".
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции не учел, что данная выкопировка отчета представляет собой таблицы, в которой указаны виды разрешенного использования земельных участков, коэффициенты применяемые к размеру налоговой ставки земельного налога, выводы эксперта. При этом из указанной выкопировки невозможно установить: проводились ли в процессе подготовки отчета оценка и анализ экономических факторов влияющих на уровень доходности, осуществлялась ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков; проведен ли сравнительный анализ ставок арендной платы, установленных на рынке аренды земельных участков.
Кроме того, как следует из содержания приведенного выше основного принципа определения арендной платы за землю, размер арендной платы поставлен не только в зависимость от доходности земли, но и от вида разрешенного использования.
Однако, в судебном заседании администрация не обосновала размер оспариваемого Заявителем коэффициента в сравнении с коэффициентами, установленными для иных видов разрешенного использования.
При этом в соответствии с ч. 9 ст. 213 КАС РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, который принял акт.
В ходе апелляционного рассмотрения дела административному ответчику было предложено представить документы, подтверждающие экономическую обоснованность установления коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы. Однако, иных документов кроме представленной в суд первой инстанции выкопировки отчета, представлено не было.
Представитель администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, подлинник отчета не сохранился, и никаких иных документов, обосновывающих расчет спорного коэффициента, не сохранилось, и, соответственно, не может быть представлено суду.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация не доказала, что установленный коэффициент, применяемый к размеру арендной платы, экономически обоснован и определен с соблюдением установленных постановлением Правительства РФ N 582 основных принципов определения арендной платы, т.е. соответствует доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Установление коэффициента, применяемого к размеру арендной платы, без соблюдения основных принципов, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 582, является произвольным, не может быть признано соответствующим нормам законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок установления размера арендной платы для земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Кроме того, произвольное установление коэффициента к арендной плате влечет необоснованный рост арендной платы и, соответственно, нарушает права административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю, коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы за землю, учитывающих условия использования земельного участка и вид деятельности, а также категорию арендатора, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признанно законным и обоснованным и подлежит отмене в соответствии с п.п. 3,4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим, полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2015 года, отменить, апелляционную жалобу ООО "С" - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 13.2. Приложения N 1 "Коэффициенты, применяемые к размеру арендной ставки земельного налога для различных видов разрешенного использования земельных участков и категорий арендаторов" к "Порядку определения коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для различных видов разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования "город Иркутск", утвержденных Постановлением мэра г. Иркутска от 20.02.2009 N 031-06-522/9.
Возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.