Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Балашова А.В. на решение Высокогорского районного суда РТ от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Балашова А.В. к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан о восстановлении статуса ребенка сироты и обязании предоставить жилое помещение вне очереди отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балашов А.В. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан о восстановлении статуса ребенка сироты и обязании предоставить жилое помещение вне очереди, ссылаясь на то, что он до 1982 года проживал с бабушкой Чернышовой А.С., матерью Балашовой А.Т. и братом Балашовым С.В. по адресу: "адрес".
В 1982 году Балашова А.Т. осуждена к лишению свободы, лишена родительских прав (решение Высокогорского районного суда РТ от 25.10.1982), его отправили в школу-интернат "адрес", где он пробыл до 1990 года, а затем поступил в "адрес", который окончил в 1993 году.
В период обучения в школе-интернате "адрес" Балашов А.В. являлся несовершеннолетним, своих прав, как ребенка-сироты не знал, постинтернатское сопровождение у него отсутствовало. Вопрос его жилья никто не решал. Участок земли с домом родителей, после их смерти, никто за ним и братом уполномоченные органы не закрепили, дом без присмотра сгорел.
С мая 1993 года по июль 1995 года им предпринимались обращения за помощью в предоставлении жилья, как выпускнику детского дома, но администрация Высокогорского района помощи не оказала. В мае 1995 года истец обратился с жалобой в органы прокуратуры, которая вынесла постановление, обязывающее администрацию Высокогорского района выдать братьям Балашовым жилье как сиротам и погорельцам вне очереди. До настоящего времени жилье не предоставлено.
В июле 1995 году Балашову А.В. прокуратурой Высокогорского района РТ предложено вновь обратиться в администрацию Высокогорского района с просьбой о предоставлении жилья, но в администрации ему ответили, что жилья у них нет и их могут поставить его только в очередь на жилье. Узнав этот факт, заместитель прокурора Высокогорского района решилподать совместно с ним иск в суд в его защиту 10 июля 1995 года, однако 9 июля 1995 года он был взят под стражу и осужден к лишению свободы. Отбывал наказание в г. Менделеевск до 25 июля 2003 года. В связи с этим истец не мог заниматься вопросом своего жилья.
Кроме этого участок земли с родительским домом, который Балашов А.В. всегда считал своим, администрация сельского поселения с. Высокая Гора разрешили оформить в собственность соседке Абрамовой В. Таким образом он с братом остались без жилья и земли.
На его обращения о предоставлении документа - выписки из домовой книги по адресу ул. Луговая, 337А, с. Высокая Гора администрация сельского поселения не отвечает, а при личной встрече отказывает в выдаче, поэтому не может доказать наличие земельного участка.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе истец Балашов А.В. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что он в период с 1993 по 1995 годы неоднократно обращался в компетентные органы по вопросу обеспечения его жильём, однако предоставить письменные доказательства не может, поскольку архивы уничтожены по истечению срока давности хранения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1, 3, 7, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Татарстан определяется Законом Республики Татарстан от
12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
В соответствии со статьей 1 указанного Закона Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, следует, что несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 24 января 2013 года N 102-О, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Из материалов дела следует, что Балашов А.В. до 1982 года проживал с бабушкой Чернышовой А.С., матерью Балашовой А.Т. и братом Балашовым С.В. по адресу: "адрес". В 1982 году его мать осуждена к лишению свободы, лишена родительских прав (решение Высокогорского районного суда от 25.10.1982), истец же был отправлен в школу-интернат "адрес", где пробыл до 1990 года, а затем поступил в СПТУ N "адрес", который окончил в 1993 году. В период обучения в школе-интернате г "адрес" Балашов А.В. являлся несовершеннолетним.
Установлено, что до достижения 23-х лет истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, в Исполнительном комитете Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, не состоит, с таким заявлением до 2013 года он не обращался, в том числе и как погорелец, и в настоящее время он не относится к категории лиц, которые могут быть включены в списки для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в силу указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм районный суд пришел к правильному выводу об отказе в иске, поскольку гарантируемая мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью предоставляется до достижения указанными в законе лицами 23-летнего возраста. Допустимые доказательства обращения в соответствующие органы о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем не представлены.
Доводы, на которые истец Балашов А.В. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
В частности, следует отметить и то, что истец обеспечен жильем и проживает в квартире в г. Набережные Челны, приобретенное его семьей по программе "Молодая семья".
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Высокогорского районного суда РТ от 24 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Балашова А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.