Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Рагозиной Н.С., поступившую в суд кассационной инстанции 15 февраля 2016 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 28 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Рагозиной Н.С. к ООО "Солярис" (третьи лица - Рагозина Л.П., Рагозина Г.С.) об обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда,
установил:
Рагозина Н.С. обратилась в суд с иском к ООО "Солярис" (третьи лица - Рагозина Лидия Петровна, Рагозина Галина Сергеевна) об обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 28 августа 2015 года в удовлетворении заявленных Рагозиной Н.С исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Рагозина Н.С.ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Рагозиной Н.С. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что Рагозина Л.П. (мать истца Рагозиной Н.С.) является собственником 1/2 доли в праве общей собственности квартиры N 163, расположенной по адресу:***, общей площадью 82,2 кв.м.; Рагозина Г.С. (сестра Рагозиной Н.С.) является собственником 1/2 доли в праве общей собственности квартиры N 163, расположенной по адресу: город Москва, ***, ***, общей площадью 82,2 кв.м.; согласно карточки учета собственника N *** в указанной квартире постоянно зарегистрированы Рагозина Л.П. мать истца Рагозиной Н.С.) и истец Рагозина Н.С.; Рагозина Г.С. является собственником без регистрации на указанной жилой площади; согласно свидетельства о государственной регистрации права N *** от 03 мая 2000 года Рагозина Г.С. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: ***; собственником указанной квартиры, расположенной по адресу: ***, является Бегишев А.И.; ООО "Солярис" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Москва, ул. ***, ***; согласно извещению о начислении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг Рагозиной Н.С. была предоставлена субсидия в размере 637 руб. 61 коп. за период с 01 декабря 2006 года по 30 ноября 2007 года; согласно отметке на заявлении о предоставлении субсидии от 19 марта 2008 года Рагозиной Н.С. в предоставлении субсидии было отказано, поскольку за ней имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг; согласно ответу ООО "Солярис" от 04 октября 2010 года N ***на заявление Рагозиной Н.С. от 01 октября 2010 года N 42 ей предоставляется бюджетная дотация на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире N 163, поскольку Рагозина Л.П., является собственником 1/2 части данной квартиры, сумма данной дотации рассчитывается исходя из принадлежащей ей на праве собственности площади; для получения бюджетных дотаций на полную площадь квартиры второму собственнику необходимо зарегистрироваться в этой квартире, при условии, что она будет являться его единственных жильем; согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; в соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; в силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги; на основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению; согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса; размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; в силу положений ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований); тем самым, размер платы за содержанием и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жиля либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив; если такое решение собственникам принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; в силу ст. 159 ЖК РФ предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации; для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму; право на субсидии имеют граждане; 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений; субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей; субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса; субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению; при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей; размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей; порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации; финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации; орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии; дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета; субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное; во исполнение ст. 159 ЖК РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 14 декабря 2005 года N 761, которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; согласно положениям п. п. 2, 3, 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 14 декабря 2005 года N 761 повторяют нормы положений статей жилищного кодекса; согласно п.п. "г" п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"; ООО "Солярис" субсидии на 1/2 доли Рагозиной Л.П., являющейся зарегистрированным собственником указанной квартиры, начислялись; поскольку один из сособственников - Рагозина Г.С. - в данной квартире не зарегистрирована, постольку права на соответствующую субсидию не имеет; тем самым, заявленные Рагозиной Н.С. исковые требования удовлетворению не подлежат.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Данные выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Рагозиной Н.С. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Рагозиной Н.С. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 28 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Рагозиной Н.С. к ООО "Солярис" (третьи лица - Рагозина Л.П., Рагозина Г.С.) об обязании произвести перерасчет, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.