Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. на вступившее в законную силу определение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 27 июля 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 27 июля 2015 года протокол об административном правонарушении и другие материалы дела по ст. 15.11 КоАП РФ в отношении директора Департамента бухгалтерского учёта - главного бухгалтера Министерства образования и науки Российской Федерации ** возвращены в Счётную палату Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, названное определение не обжаловалось.
В протесте заместитель прокурора города Москвы Ведерников В.В. просит об отмене определения мирового судьи, ссылаясь на необоснованный возврат протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, его составивший, так как протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нём отражено событие административного правонарушения, к протоколу приложены все материалы, имеющие значение для рассмотрения административного дела; основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в отношении **** послужило истечение сроков давности привлечения должностного лица бюджетного учреждения к административной ответственности, однако п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ такого основания не содержит; срок давности привлечения ***. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, связанное с нарушением бюджетного законодательства, не истёк.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, нахожу определение мирового судьи законным и обоснованным.
Административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ наступает за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности, а равно порядка и сроков хранения учётных документов.
Примечанием к указанной статье установлено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Как следует из материалов дела, 21 мая 2015 года главным инспектором Счётной палаты Российской Федерации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении директора Департамента бухгалтерского учёта - главного бухгалтера Министерства образования и науки Российской Федерации ***** за то, что 25 июня 2014 года по адресу: город Москва, Тверская улица, дом 11 она допустила искажение бюджетной отчётности по форме 0503130 "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" на 01 января 2015 года: строка **** справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах на начало и на конец 2014 года должна отражать *** (* бланка трудовых книжек, имеющихся в кассе), вместо **на начало и * на конец * года (искажение более чем на 10%), отсутствует строка *2, отражающая наличие бланков, выданных под отчёт в соответствии с письмом Министерства от 11 августа 2014 года N 04-756вн, по которой на начало 2014 года должно отразиться * (* бланков дипломов и * бланков ГИОС), а на конец 2014 года - * бланков ГИОС и 25 928 бланков дипломов, искажение более чем на 10 %), соответственно по строке 30 должно быть отражено на начало 2014 года *8 рублей, на конец 2014 года - * (искажение более чем на 10%).
Бухгалтерский учёт в силу ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" от 16 декабря 2011 года (далее - Закон о бухгалтерском учёте) представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ является совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, образующего учётную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учёта, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учётных документов.
В силу п.п. 2 части 1 статьи 2 Закона о бухгалтерском учёте действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
На основании части 2 указанной статьи Закона настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учёта активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчётности.
Следовательно, ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона установлена обязанность его применения при ведении бюджетного учёта и составлении бюджетной отчётности.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учёте годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним.
Статьёй 162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлено, что Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; формирует бюджетную отчётность (обеспечивает формирование бюджетной отчётности) и представляет бюджетную отчётность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчётности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчётность включает:
1) отчёт об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчёт о финансовых результатах деятельности;
4) отчёт о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Приказом Минфина России N 191 от 28 декабря 2010 года утверждена инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной система Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу пункта 1 названной инструкции (п. 1 в ред. Приказа Минфина России от 29.12.2011 N191н) главные распорядители бюджетных средств, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета, осуществляющие полномочия главного распорядителя бюджетных средств по предоставлению в установленном порядке данному учреждению как получателю бюджетных средств субсидий из соответствующего бюджета на выполнение установленного ему государственного задания, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции.
Как следует из п. 11.1 Инструкции в состав бюджетной отчётности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит в том числе, баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
В соответствии с п. 20 Инструкции справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учёту имущества и обязательств, отражённых по следующим забалансовым счетам: счет 01 "Имущество, полученное в пользование".
В соответствии с п. 50 Инструкции отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) составляется на основании данных по исполнению бюджета получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, администраторов доходов бюджета в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности, в том числе по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации.
Согласно п. 10 Инструкции, получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчётность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Статьёй 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчётности состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 15.15.6 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ст. 15.11 КоАП РФ.
Кроме того, введение одним законодательным актом в часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ двухлетнего срока привлечения к административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и в главу 15 КоАП РФ группы статей с 15.15.1 по 15.15.16, свидетельствует о введении специальных норм, предусматривающих ответственность за совершение конкретных нарушений бюджетного законодательства в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении * дела об административном правонарушении, имели место 24 июня 2014 года.
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, по настоящему делу истёк 25 июня 2015 года.
При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об истечении на момент поступления на судебный участок протокола об административном правонарушении и других материалов дела срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, является правильным и оснований не согласиться с ним не имеется.
Протест не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
определение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 27 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ в отношении директора Департамента бухгалтерского учёта - главного бухгалтера Министерства образования и науки Российской Федерации ***** оставить без изменения, протест заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.