Именем Российской Федерации
2 марта 2016 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-292/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 сентября 2015 г. за N51-4556/2015 об отказе в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанное заявление,
установил:
Закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит:
- признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 об отказе в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 (77:02:0023007:1000) по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16;
- возложить обязанность принять к рассмотрению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и рассмотреть по существу заявление закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 (77:02:0023007:1000) по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16.
Требования мотивированы тем, что с 14 декабря 2009 г. закрытому акционерному обществу "Международный коммерческий союз" принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 39980,1 кв.м. по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16. Изначально данному нежилому зданию был присвоен условный кадастровый номер 77-77-12/023/2009-552, впоследствии кадастровый номер 77:02:0023007:1000. В настоящее время спорное нежилое здание имеет кадастровый номер 77:02:0023007:2130. 12 февраля 2014 г. административным истцом была получена в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве кадастровая справка, согласно которой кадастровая стоимость спорного нежилого здания, применяемая с 1 января 2014 г. составляет 2769704452 руб. 84 коп. Исходя из указанной кадастровой стоимости, административным истцом был исчислен и уплачен авансовый платеж на имущество организаций за первое полугодие, за девять месяцев 2014 г. Однако в ходе проведения камеральной налоговой проверки в ноябре 2014 г. ИФНС России N17 по г.Москве получила сведения о том, что кадастровая стоимость спорного нежилого здания составляет 4537011713 руб. 17 коп., в результате чего был составлен акт N13-14/5911 о занижении закрытым акционерным обществом "Международный коммерческий союз" авансового платежа по налогу на имущество организаций за 1-ое полугодие 2014 г. На запрос налогового органа Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве в своём письме от 27 февраля 2015 г. N2-11/03210 указало, что значение кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 в размере 2769704452 руб. 84 коп. было изменено Филиалом на 4537011713 руб. 17 коп. в результате исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости при удалении дублирующих данных 11 апреля 2014 г. При таких обстоятельствах правильным кадастровым номером здания является номер 77:02:0023007:2130, актуальная кадастровая стоимость спорного здания, применяемая с 1 января 2014 г., является стоимость в размере 4537011713 руб. 17 коп. Однако в нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве не направило в адрес закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" решение об исправлении кадастровой ошибки, что исключило возможность обращения административного истца в 2014 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г. В результате камеральной налоговой проверки решениями налогового органа от 22 апреля 2015 г. N13-14/228, N13-14/229, от 15 июля 2015 г. N13-14/221 закрытому акционерному обществу "Международный коммерческий союз" был доначислен налог на имущество организаций за первое полугодие, за девять месяцев 2014 г., организация также привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные решения налогового органа оспорены закрытым акционерным обществом "Международный коммерческий союз" в Арбитражный суд г.Москвы. Таким образом, об исправлении технической ошибки 11 апреля 2014 г. и установлении в отношении спорного нежилого здания кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 4537011713 руб. 17 коп. административный истец узнал только 29 апреля 2015 г. из письменного ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве. После этого административный истец заказал отчет оценщика об определении рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. и обратился 25 сентября 2015 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. Однако уведомлением комиссии от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 закрытому акционерному обществу "Международный коммерческий союз" было отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, по мотиву пропуска срока, установленного статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Административный истец считает незаконным указанный отказ комиссии в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г., оформленное в виде уведомления от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015. В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. С учетом приведенных норм права, административный истец считает, что имеет право на оспаривание кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., так как эта кадастровая стоимость здания, ставшая архивной, является актуальной для административного истца в целях исчисления налога на имущество организаций за 2014 г., подлежащего уплате в 2015 году, и авансовых платежей за первое полугодие и за девять месяцев 2014 г. В настоящее время Арбитражным судом г.Москвы рассматривается дело по оспариванию решений налогового органа о привлечении закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" к налоговой ответственности, ввиду неправильного исчисления налога за 2014 г., исходя из кадастровой стоимости здания по состоянию на 1 января 2013 г. Закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" обращалось 20 октября 2015 г. в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., приложив уведомление комиссии от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015. Однако определением Московского городского суда от 23 октября 2015 г. административное исковое заявление возвращено, ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Таким образом, отказ комиссии в принятии и рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г., лишает административного истца права на оспаривание в судебном порядке кадастровой стоимости здания по состоянию на 1 января 2013 г. и применения рыночной стоимости здания при исчислении налога на имущество организаций за 2014 г.
В судебном заседании представитель административного истца закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" - Шипилова А.Н., действующая по доверенности и имеющая высшее юридическое образование, поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперский А.С., действующий по доверенности и имеющий высшее юридическое образование, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Суду пояснил, что результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП, действовали в период с 1 января 2014 г. по 11 декабря 2014 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г. только 25 сентября 2015 года, когда кадастровая стоимость здания, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП, уже перестала действовать и применяться. Таким образом, административный истец пропустил срок для оспаривания кадастровой стоимости здания по состоянию на 1 января 2013 г., установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии уведомляет заявителя. Вследствие этого секретарем комиссии в адрес административного истца было направлено уведомление об отказе в принятии документов на рассмотрение комиссии. Также полагает, что административный истец не лишен возможности восстановить нарушенные права путем судебного разбирательства в Арбитражном суде г.Москвы с налоговыми органами.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - Лисицкий Д.И., действующий по доверенности и имеющий высшее юридическое образование, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях. Суду пояснил, что на момент обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве истек срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на 2013 год, поэтому у комиссии отсутствовала правовая возможность рассмотреть данное заявление. Вследствие этого и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отказ комиссии в принятии документов является правомерным и не нарушает права административного истца. Также полагает, что требование о возложении на комиссию обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости является ненадлежащим способом защиты нарушенного права. Кроме того, спорное нежилое здание поставлено на кадастровый учет 1 января 2014 г., следовательно, датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости является "1 января 2014 г.", а не 1 января 2013 г.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) не направило в судебное заседание своего представителя, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещено.
Выслушав объяснения явившихся представителей административных истца и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" с 14 декабря 2009 г. является собственником нежилого здания площадью 39980,1 кв.м. по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 декабря 2009 г. серии 77 АМ N102140 (л.д.25). По сведениям кадастровой выписки от 23 марта 2015 г., изначально указанное нежилое здание имело условный кадастровый номер 77-77-12/023/2009-552, впоследствии кадастровый номер изменялся на номер 3225/3 и на 77:02:0023007:1000. По состоянию на 1 января 2014 г. и по настоящее время нежилое здание имеет кадастровый номер 77:02:0023007:2130 (л.д.26).
В отношении спорного нежилого здания постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. исходя из средних и минимальных удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории города Москвы. Указанные результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы действовали в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г., поскольку последующим постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 г., которые вступили в силу с 1 января 2015 г., а постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП признано утратившим силу.
12 февраля 2014 г. административный истец получил в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта, из содержания которой следует, что в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 установлена кадастровая стоимость, применяемая с 1 января 2014 г., в размере 2769704452 руб. 84 коп. (л.д.24). Исходя из указанной кадастровой стоимости нежилого здания, административный истец уплачивал авансовые платежи по налогу на имущество организаций за первое полугодие и за девять месяцев 2014 г.
В ноябре 2014 г. Инспекция ФНС N17 по г.Москве провела в отношении закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" камеральную налоговую проверку, по результатам которой составлен акт N13-14/5911 от 10 ноября 2014 г. и решениями заместителя начальника Инспекции ФНС N17 по г.Москве от 22 апреля 2015 г. N13-14/228, N13-14/229 доначислены суммы неуплаченных налогов на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г., начислены пени. Кроме того, решением Инспекции ФНС N17 по г.Москве от 15 июля 2015 г. N13-14/221 закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения: неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 1554347 руб. (л.д.66-124). Из содержания указанных решений налогового органа усматривается, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган установил занижение закрытым акционерным обществом "Международный коммерческий союз" налогооблагаемой базы - кадастровой стоимости спорного нежилого здания, из размера которой в силу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статей 2, 3 Закона Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" исчисляется налог на имущество организаций за 2014 г., в том числе авансовые платежи по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г. Так закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" произвело исчисление авансовых платежей по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г. исходя из кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 2769704452 руб. 84 коп. Однако по сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., применяемая с 1 января 2014 г., составляет 4537011713 руб. 17 коп.
Ввиду того, что закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" предоставило налоговому органу кадастровую справку от 12 февраля 2014 г., согласно которой кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января 2013 г., применяемая с 1 января 2014 г., составляет 2769704452 руб. 84 коп., налоговый орган направил запрос в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, с просьбой разъяснить причины разночтения по кадастровой стоимости объекта недвижимости. Из письменного ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 27 февраля 2015 г. N2-11/03210, а также предоставленного суду решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 11 апреля 2014 г. N77/601/14-46800 следует, что нежилое здание площадью 39672,3 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:1000 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, в государственном кадастре недвижимости имеет статус "архивный" с 11 апреля 2014 г. в результате проведения органом кадастрового учета работ по верификации и гармонизации данных в государственном кадастре недвижимости и удаления дублирующих сведений. Объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0023007:1000 вошел в Перечень объектов для проведения массовой государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2013 г., результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП, с кадастровой стоимостью 4537011713 руб. 17 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 113481,75 руб. за кв.м. Также в государственном кадастре недвижимости содержаться сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - нежилом здании площадью 39672,3 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16. Поскольку удельные показатели кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 соответствуют удельному показателю нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0023007:1000, значение кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 в размере 2769704452 руб. 84 коп. было изменено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на 4537011713 руб. 17 коп. в результате исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости при удалении дублирующих данных 11 апреля 2014 г. (л.д.64-65, 127). Аналогичные ответы направлены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в адрес административного истца от 20 апреля 2015 г., от 29 апреля 2015 г. (л.д.53-55, 59-60).
По сведениям новой кадастровой справки от 23 октября 2015 г. кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по состоянию на 1 января 2014 года составляет 4537011713 руб. 17 коп. (л.д.28).
На основании приведенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что в государственном кадастре недвижимости в отношении одного и того же объекта недвижимости - нежилого здания площадью 39672,3 кв.м. по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, содержались сведения под двумя различными кадастровыми номерами, в частности:
- под кадастровым номером 77:02:0023007:1000, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2013 г., применяемая с 1 января 2014 г. в размере 4537011713 руб. 17 коп.;
- под кадастровым номером 77:02:0023007:2130, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 2769704452 руб. 84 коп.
Поскольку объект недвижимости один и тот же, по сути, объекты дублировали друг друга, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 11 апреля 2014 г. исправлена техническая ошибка в государственном кадастре недвижимости. Объекту недвижимости под кадастровым номером 77:02:0023007:1000 присвоен статус "архивный", а объект недвижимости под кадастровым номером 77:02:0023007:2130 признан "актуальным", но в нём изменено значение кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. с "2769704452 руб. 84 коп." на актуальное значение "4537011713 руб. 17 коп.".
Таким образом, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся лишь актуальные сведения об объекте недвижимости - нежилом здании площадью 39672,3 кв.м. по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, под кадастровым номером 77:02:0023007:2130, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2013 г., применяемая с 1 января 2014 г., в размере 4537011713 руб. 17 коп.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом приведенной нормы права, административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По сведениям публичной кадастровой карты и из предоставленных суду доказательств следует, что нежилое здание площадью 39672,3 кв.м. по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, было поставлено на кадастровый учет:
- под кадастровым номером 77:02:0023007:1000 с 24 мая 2012 г.;
- под кадастровым номером 77:02:0023007:2130 с 1 января 2014 г.
В результате исправления технической ошибки, спорное нежилое здание в государственном кадастре недвижимости значится под кадастровым номером 77:02:0023007:2130 и поставленным на кадастровый учет с 1 января 2014 г. Вместе с тем, указанные обстоятельства не лишают административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости нежилого здания, которое после исправления технической ошибки значится под кадастровым номером 77:02:0023007:2130, по состоянию на 1 января 2013 г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
Положения пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
По смыслу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости изменяется, только в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик, которое повлекло изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
На основании приведенных выше обстоятельств судом установлено, что изначально спорное нежилое здание поставлено на кадастровый учет 24 мая 2012 г. под кадастровым номером 77:02:0023007:1000 и вошло в Перечень объектов для проведения массовой государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2013 г., результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП, с кадастровой стоимостью 4537011713 руб. 17 коп. Последующее исправление технической ошибки и присвоение спорному нежилому зданию кадастрового номера 77:02:0023007:2130 и установление его кадастровой стоимости в размере 4537011713 руб. 17 коп. не повлекло за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик данного объекта недвижимости, спорное нежилое здание осталось прежним по своим техническим характеристикам.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу, что последующее присвоение нежилому зданию кадастрового номера 77:02:0023007:2130, ввиду исправления технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, не повлекло за собой изменение даты постановки нежилого здания на кадастровый учет с "24 мая 2012 г." на "1 января 2014 г.", так как качественные и (или) количественные характеристики данного объекта недвижимости не изменились. Вследствие этого административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания под кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по состоянию на 1 января 2013 г. При этом довод представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что спорное нежилое здание под кадастровым номером 77:02:0023007:2130 поставлено на кадастровый учет только 1 января 2014 г. и, следовательно, датой определения его кадастровой стоимости является 1 января 2014 г., суд считает необоснованным.
25 сентября 2015 г. закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. К заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, в том числе отчет N63/С-15 от 14 августа 2015 г. об определении рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью ""Департамент Архитектурного и Строительного Инжиниринга", положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 4 сентября 2015 г. N4234/2015 (л.д.154-314). Однако уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 закрытому акционерному обществу "Международный коммерческий союз" было отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, по мотиву пропуска срока, установленного статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценивая доводы административного истца о незаконности указанного решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В отношении спорного нежилого здания утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве". Указанное постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП действует с 1 января 2014 г. Последующим постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 г., которые вступили в силу с 1 января 2015 г., а постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП признано утратившим силу.
Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. действовали в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. Следовательно, заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. подлежало подаче в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г. только 25 сентября 2015 г. С учетом приведенных обстоятельств, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве направила в адрес административного истца уведомление от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 об отказе в принятии документов. Основанием для отказа в принятии документов на комиссию послужил пропуск административным истцом срока для оспаривания кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем, положения абзацев 1 и 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, положениями абзацев 3 и 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ закреплено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности общества, и если не истек пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что на момент обращения административного истца в комиссию и в суд с настоящим административным иском, результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. являются актуальными для закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз", так как применены в апреле 2015 г. налоговым органом при исчислении налогов на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г. и за весь 2014 г.
Исправление технической ошибки в государственном кадастре недвижимости 11 апреля 2014 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве повлекло изменение значения кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. с "2769704452 руб. 84 коп." на актуальное значение "4537011713 руб. 17 коп.", что, в свою очередь, явилось основанием для возникновения у административного истца обязанности уплачивать налог на имущество организации за 2014 г. в бюджет города Москвы, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 4537011713 руб. 17 коп. в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ и статьями 2, 3 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Так, согласно статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 3 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций за 2014 г. подлежит уплате не позднее 30 марта 2015 г., но, кроме того, данный налог также оплачивается юридическими лицами авансовыми платежами по итогам отчетного периода (то есть подлежат оплате авансовые платежи по налогу за первое полугодие и девять месяцев 2014 г.).
Как указывалось выше, по результатам проведенной в отношении закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" камеральной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции ФНС N17 по г.Москве приняты два решения от 22 апреля 2015 г. N13-14/228, N13-14/229 о доначислении обществу суммы неуплаченных налогов на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г., пени. Кроме того, решением Инспекции ФНС N17 по г.Москве от 15 июля 2015 г. N13-14/221 закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения: неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 1554347 руб. (л.д.66-124). Закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" оспорило указанные решения Инспекции ФНС N17 по г.Москве в Арбитражном суде г.Москвы. На момент рассмотрения настоящего дела в суде дело NА40-18138/15-108-1465 не рассмотрено Арбитражном судом г.Москвы, что подтверждается определением Арбитражного суда г.Москвы от 22 января 2016 г. об отложении судебного заседания.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент обращения закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и на момент рассмотрения настоящего спора в суде, кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. является актуальной для административного истца, ввиду наличия спора с налоговым органом относительно начисления налога на имущество организаций за первое полугодие 2014 г., за девять месяцев 2014 г. и за весь 2014 г., привлечения организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Необходимо также отметить, что пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., не истек.
Заслуживают внимания доводы административного истца и о том, что закрытое акционерное общество "Международный коммерческий союз" было лишено возможности своевременно, в 2014 году, обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., поскольку не знало об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве. Так, кадастровую справку о кадастровой стоимости спорного нежилого здания в размере 2769704452 руб. 84 коп. административный истец получил 12 февраля 2014 г. в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (л.д.24). Техническая ошибка исправлена органом кадастрового учета 11 апреля 2014 г. При этом в нарушение требований части 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не направило в адрес административного истца принятое решение от 11 апреля 2014 г. N77/601/14-46800 об исправлении технической ошибки. Указанное обстоятельство не оспаривается ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в письменном ответе от 29 апреля 2015 г. N2-18/07439 (л.д.54).
Положения части 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Обстоятельства исправления технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, основания изменения значения кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. с "2769704452 руб. 84 коп." на актуальное значение "4537011713 руб. 17 коп.", были доведены до налогового органа и административного истца в письменном ответе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 27 февраля 2015 г. N2-11/03210 на запрос Инспекции ФНС N17 по г.Москве в ходе проведения в отношении закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" камеральной налоговой проверки.
Необходимо учитывать, что для обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. административному истцу необходимо было предоставить письменный отчет оценщика об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, положительное экспертное заключение на данный отчет оценщика, что также требует времени. Из материалов дела следует, что отчет об определении рыночной стоимости нежилого здания подготовлен оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Департамент Архитектурного и Строительного Инжиниринга" 14 августа 2015 г., договор на оценку заключен 27 июля 2015 г. Положительное экспертное заключение на указанный отчет оценщика составлено экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" 4 сентября 2015 г. В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец обратился 25 сентября 2015 г., то есть после получения всех необходимых документов в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 усматривается, что административный истец предоставил в комиссию весь пакет необходимых документов, предусмотренных статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что административный истец вправе был обратиться в 2015 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, по состоянию на 1 января 2013 г. При таких обстоятельствах отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" об оспаривании кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., оформленный в виде "уведомления" от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015, не соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в сфере экономических отношений, лишает его возможности пересмотреть кадастровую стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г., исходя из его рыночной стоимости, и возлагает на общество обязанность уплачивать налог на имущество организаций за 2014 г., исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, суд считает законными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о признании незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, по состоянию на 1 января 2013 г.
Ввиду того, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2013 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 сентября 2015 г. N51-4556/2015 в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, по состоянию на 1 января 2013 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление закрытого акционерного общества "Международный коммерческий союз" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью 39980,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0023007:2130 по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, д.16, по состоянию на 1 января 2013 г., в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и закрытому акционерному обществу "Международный коммерческий союз" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 9 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.