Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 21 марта 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Назаркина Инесса Павловна при секретаре судебного заседания Овчинниковой Ольге Дмитриевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу защитника главы администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина Ивана Тимофеевича Тулапина Алексея Александровича на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 23 сентября 2015 г. и решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 02 февраля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина Ивана Тимофеевича,
установила:
постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 23 сентября 2015 г. глава Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкин И.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник Шумкина И.Т. Тулапин А.А. подал в Торбеевский районный суд Республики Мордовия жалобу на указанное постановление, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока его обжалования.
Определением судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 15 января 2016 г. ходатайство удовлетворено, срок обжалования постановления восстановлен.
Решением судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 02 февраля 2016 г. постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 23 сентября 2015 г. оставлено без изменения, жалоба защитника Тулапина А.А. без удовлетворения.
11 февраля 2016 г. защитник Шумкина И.Т. Тулапин А.А. подал жалобу на указанные постановление должностного лица и решение судьи по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что в действиях Шумкина И.Т. отсутствует состав вменённого ему административного правонарушения. Указывает, что в рамках проектно-сметной документации на строительство детского сада на 250 мест в п. Торбеево между выполнением работ по строительству детского сада и поставкой оборудования, мебели и инвентаря присутствует технологическая и функциональная связь, в связи с чем, объединение в один лот выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования, мебели не нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ссылается, на то, что доказательств ограничения администрацией количества участников размещения заказа не имеется. Считает, что закрепление в документации о торгах условий, соблюдение которых ведёт к исключению из круга участников размещения заказов лиц, не отвечающих таким целям, не может расцениваться как ограничение доступа к торгам. По данным основаниям просил постановление должностного лица и решение судьи отменить.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении глава Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкин И.Т. не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежаще путём заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Республики Мордовия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Тулапина А.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 21 октября 2014 г. при проведении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее Мордовским УФАС России) внеплановой проверки выявлены нарушения администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отношении должностного лица главы администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина И.Т. возбуждено дело N "данные изъяты" об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16 сентября 2015 г., составленному начальником отдела контроля закупок Мордовского УФАС России Сидневой О.В., главе администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкину И.Т. вменяется совершение 29 сентября 2014 г. административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при следующих обстоятельствах.
30 сентября 2014 г. на официальном сайте информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещены извещение N "данные изъяты" и документация о проведении администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия электронного аукциона на строительство детского сада на 250 мест с бассейном в р.п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия, начальная (максимальная) цена контракта - "данные изъяты" рублей.
При этом документация, как полагает Мордовский УФАС России, утверждена администрацией Торбеевского муниципального района Республики Мордовия с нарушениями требований, предусмотренных статьёй 8, частью 5 статьи 24, пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ввиду того, что в состав предмета торгов были одновременно включены строительно-монтажные работы и поставка оборудования, мебели, инвентаря (картофелечистка, электромясорубка, машина стиральная автоматизированная, кровать детская "Мишка", стул детский "Мишутка", стенка детская для игрушек и пособий, диван детский, пианино, ведро с крышкой педальное, стол гладильный и др.), технологически и функционально не связанных с предметом торгов.
Документация о проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 250 мест с бассейном в р.п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия утверждена главой администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкиным И.Т. 29 сентября 2014 г. по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, р.п.Торбеево, ул. "данные изъяты".
Как установлено пунктом 6 раздела 2 Информационной карты электронного аукциона предметом аукциона являлось строительство детского сада на 250 мест с бассейном в р.п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия.
Муниципальным заказчиком электронного аукциона выступала администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно разделу 3 Информационной карты электронного аукциона объёмы и виды выполняемых работ определены разработанной проектно-сметной документацией, за исключением Главы 12 "Проектные и изыскательные работы".
В отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий проведена государственная экспертиза, которая получила положительное заключение N "данные изъяты" Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы".
По результатам рассмотрения административного дела временно исполняющим обязанности руководителя УФАС по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. 23 сентября 2015 г. вынесено оспариваемое постановление N103 в отношении Шумкина И.Т.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из того, что в действиях Шумкина И.Т. имеет место быть состав вменённого ему административного правонарушения.
Полагаю, что с данным выводом согласиться нельзя.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не регулирует вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона N44-ФЗ также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.
Вместе с тем существует ряд ограничений, предусмотренных иными федеральными законами.
Так, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N135-ФЗ) установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона N135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметов торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При этом федеральное законодательство не устанавливает критериев функциональной и технологической связи товаров, работ, услуг.
Закон N44-ФЗ не содержит прямого запрета о возможности включать в предмет торгов на строительство "под ключ" любое оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в частности для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия осуществляла проведение аукциона, предметом которого являлось строительство детского сада на 250 мест с бассейном в р.п.Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия на основании подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N583-р, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 08 июля 2013 г. N274 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов городского округа Саранск на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования, и постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 г. N215 "О распределении субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014г.".
Конкурсная документация разрабатывалась заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
Цель закупки - создание детского дошкольного образовательного учреждения, пригодного для осуществления воспитательного процесса.
Объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта детского сада вместе с поставкой и установкой оборудования и мебели, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ".
Организация строительства объектов "под ключ" регламентируется Положением об организации строительства объектов "под ключ", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 г. N 147 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 1.2. Положения метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя в том числе комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Согласно пункту 2 Приложения вышеуказанного Положения в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
В соответствии с пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05 марта 2004 г. N 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Согласно документации об открытом аукционе в электронной форме и проекту муниципального контракта данной закупки генеральный подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по организации строительства объекта: "Строительство детского сада на 250 мест с бассейном в р.п. Торбеево Торбеевского района Республики Мордовия - далее "Объект" в соответствии с требованиями СНиП, действующих нормативных документов, в соответствии с условиями контракта, утверждённым заказчиком техническим заданием, утверждённой проектной документацией, комплекс работ по вводу в эксплуатацию Объекта, с высоким качеством в соответствии с проектно-сметной документацией, соблюдая промежуточные сроки этапов работ и срок строительства Объекта, а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные генподрядчиком в соответствии с требованиями контракта в пределах средств, фактически выделенных из федерального и республиканского бюджетов.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что Закон о контрактной системе не устанавливает запрета включения в описание объекта закупки услуг по оснащению (приобретению) оборудованием, мебелью и инвентарём необходимым для достижения целей закупки в соответствии с обеспечением нужд Заказчика.
В данном случае при описании объекта закупки не нарушены требования законодательства о закупках.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству услуги, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к услуге и товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок. При этом усмотрение заказчика ограничивается только требованием о недопустимости ограничения конкуренции.
Анализ документации об открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт на строительство детского сада свидетельствует о том, что имеется связь услуг по строительству объекта с услугами по приобретению и установке оборудования и мебели и усматривается единая цель закупки - сдача в эксплуатацию детского сада.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить услугу, соответствующую потребностям заказчика, а именно, осуществить строительство детского сада "под ключ", не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Указанное в локальной смете N02-01-14 оборудование и мебель, а именно: картофелечистка, электромясорубка, машина стиральная автоматизированная, кровать детская "Мишка", стул детский "Мишутка", стенка детская для игрушек и пособий, диван детский, пианино, ведро с крышкой педальное, стол гладильный и др., может приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации по ценам, сложившимся на рынке, и именно юридическое лицо, ведущее строительные работы, может приобрести оборудование технологически более эффективное и пригодное для установки на строящемся объекте.
В данном случае антимонопольным органом, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление, не доказано то, что формирование объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции.
Таким образом, при утверждении документации об аукционе главой Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкиным И.Т. не допущено нарушения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выводы должностного лица антимонопольного органа и судьи районного суда о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Ерькиной Е.П. от 23 сентября 2015 г., решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 02 февраля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации в отношении главы Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина И.Т., подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия.
решила:
жалобу защитника главы администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина Ивана Тимофеевича Тулапина Алексея Александровича удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" Ерькиной Е.П. от "дата" и решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от "дата", вынесенные в отношении главы Торбеевского муниципального района Республики Мордовия Шумкина Ивана Тимофеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.