Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Лихачевой С.А.,
судей - Неволиной Е.В., Качура И.О.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" об оспаривании предписания контрольно-счетной палаты, -
по апелляционной жалобе председателя контрольно-счетной палаты городского округа "Александровск-Сахалинский район" И.В.В. на решение Александровск-Сахалинского городского суда от 07 августа 2015 года, которым заявление удовлетворено.
Признано незаконным предписание контрольно-счетной палаты городского округа "Александровск-Сахалинский район" N от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в собственность П.С.В..
На контрольно-счетную палату городского округа "Александровск-Сахалинский район" возложена обязанность отменить предписание N от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в собственность П.С.В..
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район", Комитет) обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания контрольно-счетной палаты городского округа "Александровск-Сахалинский район" N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения требований статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении в собственность П.С.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований указано, что данное жилое помещение предоставлено гражданину с соблюдением требований действующего законодательства - в рамках подпрограммы "Переселение граждан, проживающих на территории ГО "Александровск-Сахалинский район из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2015 - 2020 годах" муниципальной программы "Обеспечение населения городского округа "Александровск-Сахалинский район" качественным жильем на 2015 - 2020 годы", взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель контрольно-счетной палаты городского округа "Александровск-Сахалинский район" И.В.В. просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что фактически решение о предоставлении П.С.В. жилого помещения было принято на основании не той муниципальной программы, о которой указано в заявлении, а иной муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа "Александровск-Сахалинский район", из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденной постановлением администрации ГО "Александровск-Сахалинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N. В региональную адресную программу дом "адрес" включен не был. Порядок предоставления жилого помещения не соблюден.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район" С.И.Л. и заинтересованное лицо П.С.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, в связи с чем на основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в порядке главы 33 КАС РФ.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда,судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной палатой городского округа "Александровск-Сахалинский район" проведена проверка деятельности Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО "Александровск-Сахалинский район" за 2012, 2013 и истекший период 2014 года по управлению и распоряжению жилищным фондом.
По результатам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, в частности, указано на допущенные нарушения при предоставлении П.С.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, располагавшегося по адресу: "адрес", а именно: в нарушение статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации соглашение о выкупной цене не заключалось, оценка изымаемого помещения не производилась; в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом по "адрес" не включен; принадлежавшее П.С.В. помещение признано нежилым, он в нем не проживал.
ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной палатой городского округа "Александровск-Сахалинский район" в адрес председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО "Александровск-Сахалинский район вынесено предписание об устранении указанных нарушений посредством расторжения договора передачи квартиры в собственность и возврата квартиры в муниципальную собственность.
Удовлетворяя административный иск и признавая незаконным указанное предписание, суд первой инстанции исходил из того, что решение об изъятии земельного участка по "адрес", органом местного самоуправления не принималось, в связи с чем положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к возникшим между сторонами правоотношениям применению не подлежат; новое жилье предоставлено П.С.В. в связи с реализацией региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может по следующим основаниям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 подпункта "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
Из материалов дела следует, что П.С.В. являлся собственником квартиры "адрес".
Постановлением администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории ГО "Александровск-Сахалинский район", из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", в которую на основании постановления указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ N включен дом по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления собственника квартира N в указанном доме принята в муниципальный жилищный фонд (л.д. 33).
Постановлением администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N, в целях исполнения указанной долгосрочной целевой программы, П.С.В. предоставлено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в этот же день между Комитетом по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области и П.С.В. заключен договор передачи указанного жилого помещения в собственность.
Как следует из материалов дела и верно указано административным ответчиком, жилой дом, расположенный в городе Александровск-Сахалинский по "адрес", не включен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2013 - 2017 годах", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 8 мая 2013 г. N 230.
Таким образом, вопреки выводам суда, обеспечение жилищных прав П.С.В. должно было осуществляться в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса, согласно которой при предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого определяется выкупная цена изымаемого жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения.
Вместе с тем, при реализации жилищных прав П.С.В. не определена выкупная цена жилого помещения, принадлежавшего ему ранее, и не произведен зачет стоимости предоставляемого жилого помещения, как того требует статья 32 ЖК РФ.
Таким образом, выводы контрольно-ревизионной палаты в оспариваемом предписании о нарушении Комитетом положений статьи 32 ЖК РФ при предоставлении жилья П.С.В. соответствуют жилищному законодательству.
Данное предписание вынесено в пределах полномочий контрольно- ревизионной палаты ГО "Александровск-Сахалинский", определенных в статье 17 Положения о данном органе, утвержденном решением Собрания городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 02 ноября 2011 года N 43, и закрепленных в статье 16 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образования".
Поскольку долгосрочная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории ГО "Александровск-Сахалинский район", из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах"
, была утверждена и действовала в период, охватываемый проверкой, уполномоченный орган правомерно исследовал действия Комитета, связанные с реализацией данной программы, в том числе и в 2015 году при предоставлении П.С.В. нового жилья.
Нарушение сроков составления акта не порочит содержащиеся в нем выводы и не влияет на обоснованность вынесенного предписания.
Между тем, из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что непроживание гражданина в аварийном доме не является препятствием для обеспечения его прав как собственника жилого помещения, в связи с чем судебная коллегия находит излишней ссылку на указанное обстоятельство в оспариваемом предписании.
При таком положении дела, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда с принятием нового - об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровск-Сахалинского городского суда от 07 августа 2015 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" об оспаривании предписания контрольно-счетной палаты городского округа "Александровск-Сахалинский район" N от ДД.ММ.ГГГГ в части незаконного предоставления П.С.В. в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", отказать.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи Е.В. Неволина
И.О.Качура
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.