Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.,
судей: Порохового С.П., Дорожко С.И.,
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азарнова С. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности внести сведения в единый государственный реестр, предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства,
с апелляционной жалобой Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 18 января 2016 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" - Парщик Г.С., представителя истца Азарнова С.В. - Кропотова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азарнов С.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ и просил признать незаконным решение N от 01.07.2015г. территориального отдела N 1 ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства; признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Владивостоке составом семьи два человека; возложить на ответчика обязанность внести его составом семьи два человека в единый государственный реестр для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в г. Владивосток Приморского края и предоставить жилое помещение по избранному месту жительства.
В обоснование иска указал, что он в период с 18.11.1986г. по 12.12.1988г. проходил срочную военную службу по призыву, с 12.12.1988г. по 22.04.2014г. - по контракту на различных должностях. По достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом Командующего Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота от 23.10.2013г. N - уволен из Вооруженных Сил РФ, с 22.04.2014г. - исключен из списков личного состава части и всех видов довольствия, направлен для постановки на временный учет в ОВК Приморского края по г. Большой Камень, г. Фокино и Шкотовскому району. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах РФ составила в календарном исчислении 27 лет, в льготном - 49 лет. До, в период прохождения и после военной службы он и члены его семьи жилых помещений по договорам социального найма, служебного жилья - не имели, в приватизации жилья - не участвовали, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты - не получали. В период прохождения военной службы по ордеру N от 11.09.1997г. на состав семьи три человека ему была предоставлена двухкомнатная квартира N по "адрес", в которой он в настоящее время проживает с дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, брак с женой расторгнут - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключения ООО "Приморский экспертно-правовой центр" от 23.12.2011г. квартира и жилой дом, в котором он проживает, находятся в аварийном состоянии, требуется капитальный ремонт. Решением N от 01.07.2015г. территориального отдела N 1 ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине подачи заявления 18.02.2015г., то есть после исключения из списков личного состав части. С данным отказом он не согласен, поскольку им были представлены все документы, необходимые для признания нуждающимся в соответствии с Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010г.; наличие у него жилого помещения по найму в г. Фокино не является препятствием для обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства в г. Владивостоке, поскольку избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 18.01.2016г. исковые требования удовлетворены частично: решение N от 01.07.2015г. территориального отдела N 1 ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе в постановке на учет Азарнова С.В. - признано незаконным; за Азарновым С.В. признано право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства в г. Владивосток, с составом семьи два человека; на ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ возложена обязанность включить Азарнова С.В. в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Владивосток, составом семьи два человека, включая дочь ФИО1, - с 18.05.2015г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ по доверенности Парщик Г.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на незаконность решения. Указывает на то, что истец исключен из списков личного состава с 22.04.2014 г., с этого момента утратил статус военнослужащего, на учете нуждающихся истец с членами семьи до увольнения и исключения из Вооруженных Сил РФ не состоял, нуждающимся не признавался, на момент обращения в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства истец утратил статус военнослужащего, своевременно, до исключения из списков части, не подавал рапорт о признании его нуждающимся в жилых помещениях; при увольнении был обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства (учетная норма в г. Владивосток - 13 кв.м. на человека, в г. Фокино - 12,5 кв.м.), жилое помещение по "адрес" предоставлялось истцу по ордеру для постоянного проживания в 1997 г., в нем истец продолжает проживать, что является правом его выбора места жительства, данное жилое помещение аварийным не признано, акт обследования и заключение межведомственной комиссии муниципального образования г. Фокино о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания - не представлены; с заявлением об оспаривании решения истец обратился в суд по истечении установленного законом 3-ех месячного срока исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Азарнов С.В. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, за ним сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативно правовыми актами, и выбор им постоянного места жительства после увольнения с военной службы порождает обязанность ответчика обеспечить его с учетом членов его семьи жилым помещением в этом населенном пункте. В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" избрание постоянного места жительства военнослужащим при увольнении с военной службы является самостоятельным основанием для признания нуждающимся в жилье. Согласно п. 1 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади на человека. После увольнения с военной службы в запас он проживает в г. Фокино в жилом помещении по "адрес", полученном в период прохождения военной службы, в избранном месте жительства - г. Владивосток жилья не имеет. Сроки на обжалование решения ответчика в суд им не пропущены.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, принятые судебной коллегией новые доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. ст. 40, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства РФ. При этом, действие соответствующих норм распространяется на весь срок военной службы и на период, следующий за увольнением с нее.
В силу требований ст.ст. 52, 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 02.11.2013 г. N 298-ФЗ, от 28.12.2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на период увольнения истца с военной службы) - государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ N 76 военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона (18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека).
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 ФЗ N 76 военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. ФЗ N 76 - обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 13 ФЗ N 76 предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п. 18 ФЗ N 76 - право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
В соответствии с п. 19 ФЗ N 76 военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В соответствии с абз.2 п. 1 ст. 23 ФЗ N 76 (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшей на период увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 20.04.2015 N 97-ФЗ в абз. 2 п. 1 ст. 23 ФЗ N 76 внесены изменения, согласно которым без согласия указанных в абзаце лиц не могут быть уволены с военной службы по указанным в абзаце основаниям военнослужащие - граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 23 ФЗ N 76 военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Согласно п. 6 указанных Правил - нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктов 9 и 13 указанных Правил - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 17 Правил - военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно п. 18 Правил - в случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в п. 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Согласно п. 22 Правил - в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 23 Правил - поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 24 Правил - из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.
Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г. "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждены "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" и "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений".
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
Для постановки на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий военнослужащий согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998 г. -подает рапорт с документами, согласно п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., и п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512 - заявление с документами.
Согласно п. 5 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., и п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512 - решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления военнослужащего с документами.
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, также предусмотрено, что в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, и п. 8 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата подачи (отправки по почте) ими в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных п. 3 Правил или п. 1 Инструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Азарнов С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 1986 г. - срочную службу по призыву, с 1988 г. по 22.04.2014 г. - по контракту, приказом командующего Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота N от 23.10.2013 г. "данные изъяты" Азарнов С.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп."а" п.1 ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), приказом командира войсковой части 20885 N от 26.03.2014 г. исключен из списков личного состава части 99333 с 22.04.2014 г. и направлен для постановки на временный воинский учет в отдел военного комиссариата Приморского края по г. Большой Камень, г. Фокино и Шкотовскому району, выслуга лет в календарном исчислении - 27 лет 05 месяцев 04 дня, в льготном - 49 лет 09 месяцев (л.д. 10, 11, 12).
Согласно рапорта от 07.10.2013 г. (л.д. 101) - Азарнов С.В. просил командира войсковой части 99333 ходатайствовать о его увольнении из рядов ВС РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, указал, что имеет муниципальное жилье по "адрес", просит направить его на постоянный воинский учет в ОВК Южного административного округа г. Москва, на временный воинский учет - в ОВК Приморского края г. Б. Камень. В рапорте Азарнов С.В. указал, что претензий к МО РФ не имеет.
Согласно листа беседы представляемого к увольнению от 07.10.2013 года (л.д. 102) - Азарнов С.В. представляется к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, с увольнением согласен, подлежит направлению на постоянный воинский учет в ОВК по Приморскому краю в г. Большой Камень; жилой площадью обеспечен по нормам (состав семьи 2 человека) "адрес" общей площадью 49,9 кв.м.
В силу п. 2 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 11 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с 22.04.2014 г. Азарнов С.В. утратил статус военнослужащего.
В период прохождения военной службы Азарнову С.В. на состав семьи из трех человека (он, жена ФИО2, дочь ФИО1) по решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов трудящихся г. Шкотово-17 N от 12.09.1997 г. для постоянного проживания 02.10.1997 г. по ордеру серии N (л.д. 19) - предоставлена квартира N в доме N по "адрес" общей площадью 49,9 кв.м., жилой - 27,9 кв.м., в которой истец с дочерью ФИО1 зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и проживают до настоящего времени.
Из справки администрации городского округа ЗАТО г. Фокино от 19.03.2016 г. следует, что квартира N в доме N по "адрес" является муниципальной собственностью.
В соответствии с заключением ООО "Приморский экспертно-правовой центр" о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома, расположенного по "адрес" (в том числе квартиры N), с приложениями (л.д. 22 - 40, 41 - 48), утвержденным 23.12.2011 г. - обследование проводилось группой специалистов-экспертов в период с 18.09.2011 г. по 25.12.2011 г. Согласно выводов и рекомендаций Заключения следует, что безопасные условия эксплуатации жилого дома по "адрес" и квартиры N не обеспечиваются, требуется выполнение ремонтных работ капитального характера с усилением наружных и внутренних стеновых панелей; техническое состояние дома оценивается как недопустимое (предаварийное), вследствие недопустимой неравномерной осадки фундаментов, неудовлетворительного состояния наружных стен технического подполья и наружных стеновых панелей, снижения пространственной жесткости здания.
Согласно свидетельства о расторжении брака от 23.04.2015 г. (л.д. 67) - брак между Азарновым С.В. и ФИО2 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка N 67 г. Фокино Приморского края.
По информации территориального отдела N 1 ФГКУ "Востокрегионжилье" от 25.03.2016 г. - Азарнов С.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, на основании решения N от 01.07.2015 г. ему было отказано в постановке на учет; жилым помещением в период прохождения военной службы или после увольнения Азарнов С.В. не обеспечивался; жилищная субсидия для приобретения или строительства жилья Азарнову С.В. не предоставлялась.
По данным администрации городского округа ЗАТО г. Фокино и ФГУП "Ростехинвентраизация-Федеральное БТИ" по Приморскому краю за Азарновым С.В. и ФИО1 прав собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано, право бесплатной приватизации на территории городского округа ЗАТО г. Фокино - не использовали (л.д. 89, 90).
На жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец с членами семьи в период прохождения военной службы и при увольнении с военной службы в соответствии со ст. 52 ЖК РФ и разделами 2 и 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 - не вставал; иное постоянное место жительство при увольнении с военной службы в силу п. 18 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" - не избирал; нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, и п. 6, п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 - не признавался и не мог быть признан, исходя из обеспеченности истца и его дочери по избранному истцом при увольнении с военной службы постоянному месту жительства в г. Фокино Приморского края жилым помещением общей площадью 49,9 кв.м. - по 24,95 кв.м. на каждого, что значительно превышает учетную норму г. Фокино - 12,5 кв.м. на человека (согласно решения Думы ЗАТО г. Фокино от 24.12.2005 г. N 298-МПА) и норму предоставления - 18 кв.м. на человека, предусмотренную ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 3 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г.
Тогда как, постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, признание нуждающимися в жилье и избрание постоянного места жительства при увольнении с военной службы - носят заявительный характер.
При этом, приведенными нормами специального законодательства прямо предусмотрено, что заявление (рапорт), в том числе о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, должно быть подано военнослужащим до момента его исключения из списков личного состава воинской части и до утраты им в связи с этим статуса военнослужащего, если ранее он о таком решении не заявлял, а именно, в срок не более чем за 3 года до увольнения с военной службы (в год увольнения по состоянию здоровья или по организационно-штатным мероприятиям) и в срок, обеспечивающий возможность принятия решения о принятии (отказе в принятии) на учет - то есть не менее, чем за 30 рабочих дней до исключения из списков личного состава.
Иная дата принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрена в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, и п. 8 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010 г., только для военнослужащих, которые не смогли своевременно направить в структурные подразделения уполномоченного органа заявления и документы по причине: нахождения в служебной командировке, отпуске, на лечении; несения боевого дежурства; выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов; участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей ... ; нахождения в плену. Для указанной категории военнослужащих дата принятия на учет нуждающихся определяется датой возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилье, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.
В досудебном порядке с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства (г. Владивосток) Азарнов С.В. обратился 18.05.2015 г. (вх. N), то есть после увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части.
Решением территориального отдела N 1 ФГКУ "Востокрегионжилье" от 01.07.2015 г. N (л.д. 65) по результатам рассмотрения заявления, поступившего 18.05.2015 года, Азарнову С.В. с дочерью ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основаниям того, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 15, 15.1., 23 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 6, п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, и исходил из того, ст. 51 ЖК РФ, исходил из того, что истец являлся военнослужащим, был уволен с военной службы по достижении предельного возраста, общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет, сведения о постановке истца на учет нуждающихся в получении жилья отсутствуют; что проживание истца в служебном жилом помещении и избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении; что истец не был поставлен на учет нуждающихся в жилье и не был обеспечен жильем на момент увольнения; что обязанность проверки документов, необходимых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, осуществляется органом, на который законом возложена обязанность такого обеспечения; что Азарнов С.В., как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, не обеспеченный на момент увольнения постоянным жилым помещением, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и поставлен на учет в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", п. п. 6,7 Правил о порядке учета военнослужащих ... , что является основанием для возложения на ответчика обязанности включить истца в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Владивосток, с даты обращения с заявлением в территориальный орган ответчика - с 18.05.2015 г., составом семьи два человека, включая дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГрождения.
Судебная коллегия с указанными выводами и с решением суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Доводы стороны истца и выводы суда о том, что избрание иного постоянного места жительства после увольнения с военной службы является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении обоснованны (п.п. 6-7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054).
Вместе с тем, законодатель установилне только критерии, для признания военнослужащего и членов его семьи нуждающимся в жилом помещении, доказательств соответствия которым истца с дочерью на период увольнения со службы - не представлено, но и единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В силу п.п. 1, 3-4, 9, 13-14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются указанные в п. 13 Правил документы. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Согласно п.17 названных Правил военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются, указанные в п. 17 документы. Командир воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Из анализа приведенных норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением (рапортом) о постановке в очередь на получение жилья, при этом, жилое помещение предоставляется не всем увольняемым военнослужащим, а только тем, которые помимо прочего являются нуждающимися в жилых помещениях и не обеспечивались ими ранее.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 г. N 2490-О п.13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, действующий в системе правового регулирования обеспечения жильем определенной категории граждан, находящихся на государственной службе, предусматривает подачу ими рапорта в качестве формы извещения командования о намерении воспользоваться соответствующими жилищными гарантиями.
Истец, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с совместно проживающими с ним членами семьи имел гарантированное ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" право на постановку на учет нуждающихся и обеспечение жильем по избранному при увольнении с военной службы месту жительства.
Однако, своевременно (до исключения из списков личного состава войсковой части) с заявлением о постановке на учет нуждающихся, признании нуждающимся в жилом помещении или в улучшении жилищных условий - не обращался.
Как следует из материалов дела, Азарнов С.В. до увольнения с военной службы с рапортом (заявлением) о признании его с дочерью нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановке на соответствующий учет не обращался. При увольнении и исключении из списков личного состава части, рапорт об избрании постоянного места жительства с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений не подавал (доказательств обратного не представлено).
В период прохождения военной службы и при увольнении истец иное место жительства при увольнении не избирал, в листе беседы при увольнении указал, что обеспечен жильем в виде муниципального жилого помещения - квартиры N по "адрес", где просит поставить его на постоянный учет в Отдел военного комиссариата, нуждающимся в жилье истец не признавался и по г. Фокино (так как иного места жительства не избирал) не мог быть признан, как при увольнении, так и в настоящее время, исходя из общей площади занимаемого им с дочерью жилого помещения - 49,9 кв.м., которая превышает на двоих человек, как учетную норму, так и норму предоставления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств нуждаемости при увольнении с военной службы в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, - не представил, равно как и доказательств, подтверждающих отсутствие обстоятельств, предусмотренных п. 8 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30. 09.2010 г. N 1280, и п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 512 от 29.06.2011 г., препятствующих по предусмотренным данными нормами уважительным причинам (болезнь, нахождение в командировке, в плену и т.д.) своевременному направлению заявления о признании нуждающимся в жилье и о постановке на учет нуждающихся, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30. 09.2010 г. N 1280, и п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 512 от 29.06.2011 г., обстоятельств совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи, либо истечения на момент увольнения истца с военной службы пяти лет со дня совершения таких действий, в том числе бывшей супругой военнослужащего Азарнова С.В. - ФИО2, брак с которой был расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ.
Предусмотренные действующим законодательством документы, необходимые для признания его нуждающимся в жилом помещении, истец не представил.
Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47.
Согласно п. 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ допустимых и достаточных в соответствии со ст. ст. 59, 60 ГПК РФ доказательств непригодности для проживания квартиры N по "адрес", не соответствия данной квартиры санитарных и техническим требованиям, - стороной истца не представлено.
Не являются такими доказательствами и Заключение ООО "Приморский экспертно-правовой центр" о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома от 23.12.2011 г. и представленная стороной истца в суд апелляционной инстанции таблица с результатами осмотра конструкций и инженерного оборудования многоквартирного дома N комиссией в составе: председателя и члена правления ТСЖ "Восток", рабочего, представителя собственников помещений, которая также не отвечает и требованию относимости доказательств, так как не содержит адрес дома (улица и населенный пункт не указаны), а также дату проведения осмотра.
Поскольку в период прохождения военной службы истец нуждающимся в жилом помещении не признавался и признан быть не мог по прежнему месту жительства, на учете нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г. не состоял и необходимых действий, направленных на постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях до исключения из списков части не совершил, основания для удовлетворения исковых требований - отсутствуют, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При этом, судебная коллегия учитывает, что истец не лишен возможности реализовать право на безвозмездное получение занимаемого им с дочерью жилого помещения в собственность в соответствии с положениями ст. ст. 2, 11, 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и п. 6 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также право на обеспечение иным жилым помещением для постоянного проживания в случае признания в установленном порядке занимаемого им жилого помещения (МКД) непригодным для проживания.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 18 января 2016 года по иску Азарнова С. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности внести сведения в единый государственный реестр, предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства - отменить, вынести по делу новое решение, которым:
В удовлетворении исковых требований Азарнова С. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности внести сведения в единый государственный реестр, предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий судья С.В. Кустова
Судьи С.П. Пороховой
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.