Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Хамитова Ф.Х. на решение Советского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Хамитова Ф.Х. отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Хамитов Ф.Х. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г.Уфа, Межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия ответчиков.
В обоснование указал, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особых исполнительных производств находится исполнительное производство N ... от ... об обязании Администрации ГО г.Уфа в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения принять решение о дальнейшем использовании аварийного дома по ... и сроках расселения жильцов и расселить жильцов ... В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ... Администрации ГО г.Уфа предоставлен 5-дневный срок добровольного исполнения требований исполнительного документа, копия которого получена должником ... С момента возбуждения исполнительного производства по настоящее время прошел ... , но по настоящее время, несмотря на решение Октябрьского районного суда г.Уфы от ... об обязании Администрации ГО г.Уфа в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о дальнейшем использовании аварийного дома по ... и сроках расселения жильцов и расселить жильцов ... , жильцы продолжают находиться в аварийном доме и никаких действий по их расселению по настоящее время не предпринято. Согласно ответу N ... от ... , выданного УФССП России по Республике Башкортостан, согласно информации, предоставленной представителем Администрации ГО г.Уфа, якобы, установлено, что дом, расположенный по адресу: ... , включен в региональную адресную программу. Данный процесс является достаточно длительным в связи с поэтапным исполнением процедуры расселения и предоставления нового жилья, по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета, расселение планируется в ... года. Аналогичного содержания и письмо N ... от ... , выданное УФССП России по Республике Башкортостан, согласно которому аварийный дом будет расселен в ... года и меры судебными приставами к понуждению должника принимаются. Фактически никаких мер судебными приставами, кроме как наложение штрафа, который должник не выплатил, и написание предыдущих двух ответов не предпринято. В настоящее время ... года, но жильцы аварийного дома не только не расселены, но и до сих пор не определены сроки их расселения. Согласно ответу N ... от ... , Прокуратурой г.Уфы рассмотрено его обращение о длительном неисполнении судебного решения и нарушения жилищных прав. По факту выявленных нарушений федерального законодательства Прокуратурой г.Уфы в адрес главы Администрации ГО г.Уфа внесено представление об их устранении.
Просил признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству N ... от ... и обязать в целях обеспечения исполнительного документа наложить арест на имущество должника, а также признать незаконным бездействия Администрации ГО г.Уфа по исполнительному производству N ... от ...
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хамитов Ф.Х. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам административного иска.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав Хамитова Ф.Х. и его представителя Г.Л.Р., поддержавших жалобу, возражения представителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан С.К.Р. и представителя Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Х.Л.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Аналогичное положение закреплено в статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 указанного Федерального закона).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , вступившим в законную силу ... , удовлетворены требования Прокурора г.Уфы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО г.Уфы о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным. Администрация ГО г.Уфа обязана в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения принять решение о дальнейшем использовании аварийного жилого дома по ... и сроках расселения жильцов дома и расселить жильцов ... в соответствии с действующим жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением заместителя начальника Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по Республике Башкортостан - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя А.Д.М. от ... гола на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии N ... от ... , выданным Октябрьским районным судом г.Уфы по вышеуказанному решению, возбуждено исполнительное производство N ... , должнику Администрации ГО г.Уфа предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
В силу статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель должен принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
На основании части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено, что судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан, неоднократно выносились постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленные сроки (постановления от ... , постановления о назначении новых сроков исполнения требований исполнительного документа от ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... , ... ), а также должник Администрация ГО г.Уфа неоднократно привлекалась к административной ответственности ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и налагались штрафы (постановления от ... , от ... , от ... , от ... , от ... ), главе администрации городского округа г.Уфы вынесены предупреждения об уголовной ответственности ... Уголовного кодекса Российской Федерации (от ... , от ... ).
Как следует из статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса (часть 1). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом (часть 2).
В ходе исполнительного производства N ... должником Администрацией ГО г.Уфа вынесено Постановление от ... N ... "О проведении мероприятий по расселению индивидуального жилого ... ", согласно которому Администрации Советского района г.Уфы постановлено провести мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении собственников индивидуального жилого ... , в сроки, установленные действующим законодательством в рамках исполнения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до ...
Пунктом 2 вышеуказанного постановления постановлено Администрации Советского района ГО г.Уфа совместно с Управлением капитального строительства, Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г.Уфа подготовить проект документов и принять меры по включению вышеуказанного индивидуального жилого дома в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийных жилых домов на соответствующий год в установленные законом сроки. Индивидуальный жилой ... включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ... годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан N99 от 31 марта 2015 года.
Исходя из части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частями 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным доказательствам, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления, поскольку судебные приставы-исполнители Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан по исполнительному производству N ... осуществляли все возможные и необходимые исполнительные действия в пределах полномочий.
Суд правомерно также пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия должника - Администрации ГО г.Уфа РБ по неисполнению решения Октябрьского районного суда г.Уфы от ... в указанный срок, поскольку действующим законодательством не предусмотрено оспаривание действий (бездействия) должника в рамках исполнительного производства.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что во исполнение вышеуказанного решения суда должником принято Постановление от 04 декабря 2014 года N5362 "О проведении мероприятий по расселению индивидуального жилого ... ", согласно которому Администрации Советского района г.Уфы поручено провести мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении собственников индивидуального жилого ... , в сроки, установленные действующим законодательством в рамках исполнения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до ...
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении норм материального и процессуального права, в связи с чем признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Хамитова Ф.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.