Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 30 марта 2016 года дело N 2а-6876/15 по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "Ньютон" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Ньютон" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя ТСЖ "Ньютон" - Анищенко А.В., представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Горошко М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Ньютон" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, в котором просило признать незаконным и отменить пункт 1 предписания N ... от "дата".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым пунктом предписания на ТСЖ "Ньютон" незаконно возложена обязанность привести состав правления в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в состав правления входят представители юридических лиц - собственников нежилых помещений в многоквартирном доме. В то же время, в силу положений ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации правление избирается из членов товарищества общим собранием товарищества. ООО " 1" и ООО " 2" являются членами ТСЖ "Ньютон". В установленном законом порядке данные члены ТСЖ в лице своих представителей были избраны в состав правления товарищества и принимают участие в деятельности правления. По мнению административного истца, предписание необоснованно ограничивает правоспособность юридических лиц - собственников помещений на участие в правлении ТСЖ через уполномоченных представителей.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 14.12.2015 в удовлетворении требований ТСЖ "Ньютон" отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Ньютон" просит данное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, указывая на неправильное толкование судом норм законодательства, примененного при рассмотрении дела, нарушение положений ч. 4 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 14.12.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 4-р утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению государственного жилищного надзора, согласно положениям которого предметом регионального государственного жилищного надзора являются соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге (далее - органы власти), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и(или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Предметом проверок является соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в частности к управлению многоквартирными домами; к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.
В соответствии с п. 1.5.1 Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственного жилищного надзора, утвержденного распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 4-р, должностные лица Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В обязанности должностных лиц Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга при осуществлении государственного жилищного надзора входит своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных правовыми актами Санкт-Петербурга; проводить проверку на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, в соответствии с ее назначением (п. 1.5.2 названного Административного регламента).
В силу п. 3.5.1 данного Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной или выездной) проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является поступление в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Юридический факт, являющийся основанием для принятия мер по результатам проверки, - выявление нарушений обязательных требований (п. 3.7.1 Административного регламента).
В соответствии с п. 3.7.3 названного Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, проводившее проверку, выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения или о проведении мероприятий по предотвращению и принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из материалов дела следует, что "дата" в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербуга поступило заявление собственника квартиры "адрес" В., в котором указывалось на допускаемые ТСЖ "Ньютон" в своей деятельности нарушения жилищного законодательства и содержалась просьба о проведении проверки указанных в обращении фактов.
На основании распоряжения от "дата" N ... Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Ньютон", расположенного по адресу: "адрес", составлен акт от "дата", в котором зафиксирован ряд нарушений, в том числе, что представитель ООО " 1", являющегося собственником помещения N ... многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, Б., избран председателем правления ТСЖ "Ньютон", а представитель ООО " 2", являющегося собственником помещения N ... многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, А., избрана членом правления ТСЖ "Ньютон".
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга "дата" выдано предписание N ... , которым установлены вышеназванные нарушения положений статей 143, 147 Жилищного кодекса Российской Федерации. ТСЖ "Ньютон" предложено в срок до "дата" устранить выявленные Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга нарушения, привести состав правления в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, следует признать, что проведение проверки было осуществлено при наличии оснований и с соблюдением процедуры, установленных действующим нормативным регулированием, в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора, с принятием соответствующего решения по ее результатам.
Согласно представленному в ходе поверки и в материалы дела ТСЖ протоколу очередного общего отчетно-выборного собрания членов ТСЖ "Ньютон", проводимого в форме заочного голосования, от "дата", в состав правления ТСЖ "Ньютон" избраны, помимо собственников жилых помещений - физических лиц, также А. - представитель собственника помещения N ... , Б. - представитель собственника помещения N ...
"дата" на заседании правления ТСЖ "Ньютон" Б. избран председателем правления ТСЖ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения (ч. 2 указанной статьи).
Частью 2 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
В силу ч. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
На основе анализа вышеизложенных норм действующего законодательства, членом правления Товарищества собственников жилья может быть только собственник помещений в многоквартирном доме.
В случае если собственник помещения в многоквартирном доме - юридическое лицо, то оно может быть членом ТСЖ и правления ТСЖ. Вместе с тем, такое юридическое лицо не вправе передавать правовой статус члена ТСЖ и члена правления ТСЖ иным лицам, не являющимся собственниками помещений в указанном доме.
Законные и уполномоченные представители юридического лица на основании доверенности вправе только представлять интересы данного юридического лица как это предусмотрено главами 4 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, юридические лица ООО " 1" (помещение N ... ) и ООО " 2" (помещение N ... ) являются собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Представители ООО " 1" - Б. и ООО " 2" - А. не имеют в собственности помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме, представляют интересы названных юридических лиц на основании доверенностей.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, данные лица не могут быть отнесены к органам названных юридических лиц и не являются их учредителями.
При таких обстоятельствах, следует признать правильными выводы суда первой инстанции относительно правомерности действий Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга при вынесении предписания N ... от "дата", а решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Ньютон" требований - законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ТСЖ "Ньютон", изложенную в административном исковом заявлении и поддержанную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается. Нарушений или неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, суд не допустил.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Ньютон" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.