Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Лимановой Н.П.
судей Черных С.В., Давыдовой И.В.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" 31 марта 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Калининского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО " "данные изъяты"" к ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение, которым постановлено:
Исковые требования "данные изъяты"" к ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение
- удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО3, ФИО4 в пользу " "данные изъяты"" задолженность по оплате за жилое помещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Взыскать с ФИО3, ФИО4 в пользу "данные изъяты" расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты". с каждого.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Черных С.В., объяснения ФИО4, возражения представителя "данные изъяты" " "данные изъяты"" ФИО2, объяснения ФИО3, судебная коллегия,
установила:
"данные изъяты" обратилось с иском в суд к ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение, в которым просило взыскать солидарно с ФИО3, ФИО4 задолженность по оплате за жилое помещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"., расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В иске указало, что ФИО4 является нанимателем "адрес", расположенной по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в квартире проживает ее сын - ФИО3
В соответствии с п.3. ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений, находящихся в многоквартирном "адрес", выбран способ управления управляющей организацией - "данные изъяты"
"данные изъяты" является организацией, выполняющей управление многоквартирным домом, обеспечивающей безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На протяжении 31 мес., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчики не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На ДД.ММ.ГГГГ основной долг составил "данные изъяты" руб. с учетом внесенных платежей.
Истец предупреждал ответчиков о необходимости погасить образовавшуюся задолженность, внести платежи. Однако ответчики на предупреждение не реагируют, никаких действий для погашения задолженности не предпринимают.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.2.3 договора управления, "данные изъяты" обязана принимать соответствующие меры по взысканию задолженности, образовавшейся при несвоевременном внесении платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе вправе обратиться в суд с иском к ответчикам о взыскании образовавшейся задолженности.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна ФИО4, в апелляционной жалобе просит изменить решение в части размера задолженности.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указала на несогласие с выводом суда о том, что граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма должны вносить плату за жилье в размере определенном общим собранием собственников.
В обоснование доводов жалобы апеллянт, ссылаясь на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывает на то, что ответчики собственниками занимаемого ими жилого помещения не являются.
Соответственно, в силу ч.3 ст.156 ЖК РФ, согласно которой размер платы на ремонт и содержание жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду устанавливается органами местного самоуправления, ответчик, будучи нанимателем данного жилого помещения, вправе вносить плату за его содержание и ремонт в размере, установленном органом местного самоуправления.
По мнению апеллянта, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом.
При этом наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и не предполагает каких-либо исключений из него, как ошибочно считает суд первой инстанции, указывающий на возможность доплаты наймодателем при взыскании платежей, не установленных в договоре социального найма, а также при наличии льгот по оплате у отдельных граждан.
Представителем "данные изъяты" представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4, ФИО3, являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" на основании договора социального найма.
В соответствии с п.3. ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений, находящихся в многоквартирном "адрес", выбран способ управления управляющей организацией - "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" и администрацией "адрес", являющейся лицом управомоченным собственником помещений общей площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес" был заключен договора N управления многоквартирным домом N по "адрес", целью настоящего договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим с многоквартирном доме в соответствии с решением общего собрания собственников
Из представленного истцом расчета следует, что ответчики имеют задолженность по оплате за содержание и ремонт жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 153, 154, 155, 156. 46, 67, 69 ЖК РФ, ст. ст. 309, 310, 322 ГК РФ, исходил из того, что поскольку собственники жилых помещений, расположенных в доме, приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом посредством управляющий компании, постольку собственники жилых помещений и граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, должны вносить плату в размере, определенном общим собранием собственников, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и взыскании с ответчиков задолженности на основании представленного истцом расчета в сумме N руб.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, данные выводы не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из следующего.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. К их числу могут относиться как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (ст. 60 ЖК РФ).
Собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования (ст. 19 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности, уполномоченное им лицо - наймодатель.
Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, содержащий состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1, 4 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем как управомоченным собственником лицом.
Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилые помещения по договору социального найма, как это следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются за плату, которая включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, в редакции действующей на период спорных правоотношений).
В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что ответчики, будучи нанимателем жилого помещения по договору социального найма, проживает в многоквартирном доме, собственники жилых помещений в котором избрали такой способ управления, как управление управляющей организацией.
Однако это не лишает их, как нанимателей жилого помещения по договору социального найма, права вносить плату за содержание и ремонт в размере, установленном органом местного самоуправления, являющимся собственником соответствующего помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч.4 ст. 155 ЖК РФ).
Аналогичное положение закреплено и в п. 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Таким образом, размер платы, взимаемой за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, обусловлен именно правовым статусом лиц, проживающих в таком доме (собственники или наниматели).
С учетом изложенного, судебной коллегией не принимается во внимание расчет задолженности по оплате за задержание и ремонт жилого помещения, представленный истцом (л.д. 35), поскольку в него включены платы за услуги и работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленные решением общего собрания собственников помещений за спорный период, фактически подлежащие включению в силу п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая для ответчиков подлежит применению в размере, установленном органом местного самоуправления.
Таким образом, размер задолженности ответчиков по оплате за задержание и ремонт жилого помещения за спорный период определяется исходя из следующего.
Постановлением мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма для благоустроенного многоквартирного дома с лифтом и мусоропроводом, с учетом ТБО - "данные изъяты" руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы составит "данные изъяты" кв.м. (общая площадь жилого помещения) х 3 мес. = "данные изъяты" руб.
Постановлением мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма - "данные изъяты"
За период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы составит "данные изъяты" х 15 мес. = "данные изъяты"
Постановлением мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма - "данные изъяты"
За период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ размер платы составит "данные изъяты" х 53,1 х 8 мес. = "данные изъяты" руб.
Постановлением мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма конкретно для многоквартирного дома по адресу "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. - "данные изъяты" руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы составит "данные изъяты" х 53,1 х 2 мес. = "данные изъяты" руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы составит "данные изъяты" х 53,1 х 4 мес. = "данные изъяты" руб.
Всего за спорный период размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения для ответчиков составит "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" + "данные изъяты").
Как следует из выписки из лицевого счета, представленного истцом в обоснование заявленных требований в спорный период, ответчиками производились оплаты истцу в общей сумме "данные изъяты" руб. ( ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты"., ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты"., ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты" руб.)
Таким образом, за спорный период задолженность ответчиков по оплате за содержание и ремонт жилого помещения составит "данные изъяты" руб., которая подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке в пользу "данные изъяты"
Судебной коллегией предлагалось сторонам представить расчеты задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения за спорный период с применением тарифов, установленных органом местного самоуправления с учетом платежей, фактически внесенных ответчиками в спорный период, представитель истца фактически не воспользовался данный правом, представив дополнительные пояснения к расчету, имеющему в материалах дела, который судебной коллегией не может быть принят во внимание по указанным выше основаниям.
Также судебная коллегия не принимает во внимание и расчет задолженности представленный ответчиком ФИО4. поскольку он произведен за пределами заявленных истцом требований, а также с применением тарифов, которые не подлежат применению в спорных период.
При этом ссылка ответчика на осуществление оплаты в счет задолженности денежных средств, внесенных после вынесения решения суда судом первой инстанцией, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку данные обстоятельства имели место после вынесения решения суда, не являлись предметом исследования суда первой инстанции, таких доказательств не было представлено и в суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем данные обстоятельства не исключают возможность зачета внесенных ответчиками денежных средств при исполнении решения суда по настоящему делу.
С учетом изложенного на основании вышеуказанных норм закона, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части размера задолженности подлежащей взысканию с ответчиков, определив ко взысканию с ответчиков в солидарном порядке задолженность по оплате за содержание и ремонт жилого помещения в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчиков подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме "данные изъяты" руб.
Руководствуясь ст. с. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части размера задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, государственной пошлины, подлежащих взысканию с ФИО3, ФИО4, определив ко взысканию в солидарном порядке с ФИО3, ФИО4 в пользу "данные изъяты" задолженность по оплате за содержание и ремонт жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей, возврат государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
Апелляционную жалобу ФИО4 - удовлетворить частично.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Копия верна:
Судья С.В. Черных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.