Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Петровской О.В.
судей Кокшарова Е.В.
Лузянина В.Н.
при секретаре Килиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов ... неопределенного круга лиц к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта ... " об обязании оборудовать пандус входной группы, выделении контрастной окраской ступеней входной группы, установки кнопки вызова для инвалидов и маломобильных граждан,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Шелковкина И.И. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 21.12.2015.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения представителя ответчика Брагиной Л.В. (доверенность ( / / )), представителя истца ... Киприяновой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор ... обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что ( / / ) в ходе прокурорской проверки, проведенной в отношении ФГУП "Почта ... ", установлено отсутствие пандуса входной группы в нарушение требований СНиП 35-01-2001, отсутствие контрастной окраски ступени входной группы, отсутствие кнопки вызова для инвалидов и маломобильных граждан, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - социально не защищенной категории граждан - инвалидов.
С учетом изложенного просил обязать ФГУП "Почта ... " в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ... оборудовать пандус входной группы, выделить контрастной окраской ступень входной группы, установить кнопку вызова для инвалидов и маломобильных граждан.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 21.12.2015 исковые требования прокурора ... удовлетворены, на ФГУП "Почта ... " возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в отделение ФГУП "Почта ... " ... почтамта ... , путем оборудования пандуса входной группы, выделения контрастной окраской ступени входной группы, установки кнопки вызова для инвалидов и маломобильных граждан в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. С ФГУП "Почта ... " в доход бюджета ... взыскана государственная пошлина ...
С решением не согласился ответчик, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 21.12.2015 отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что ( / / ) не выделялись средства на соответствующее оборудование существующих зданий и сооружений предприятий федеральной почтовой связи. Соответствующее оборудование объектов почтовой связи осуществляется организациями в отношении объектов, находящихся в их собственности, мероприятия по оборудованию осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов. Обязанность по оборудованию спорного помещения должна быть возложена на собственника помещения - Российскую Федерацию в лице Министерства связи и массовых коммуникаций и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а финансирование - на Министерство труда и социальной защиты ... и Министерство связи и массовых коммуникаций ... Полагает ФГУП "Почта ... " ненадлежащим ответчиком.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы. Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований.
Представитель третьего лица Управление социальной политики ... в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен (письмо ... ), в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения третьего лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, согласно которой задачами являются обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия отмечает, что перечисленные в ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 и действующий с 01.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73 и действовавших до 01.01.2013.
Как верно установлено судом, по результатам поведенной ... прокуратурой проверкой выявлено, что здание Почты ... не оборудовано пандусом входной группы в нарушение СНиП 35-01-2001, кнопкой вызова для инвалидов и маломобильных групп граждан, ступени входной группы не выделены контрастной окраской.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При этом, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно возложил обязанность по оборудованию входа в помещение магазина на ФГУП "Почта России".
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения ( / / ) были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Согласно абз. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" вопреки доводам представителя ответчика, необходимо учитывать как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений (п. 1.2).
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
При таких обстоятельствах, не исполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии денежных средств на соответствующее переоборудование существующих зданий и сооружений предприятий федеральной почтовой связи при изложенных выше обстоятельствах не освобождает ответчика от выполнения мероприятий, связанных с обеспечением инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Также отклоняются доводы жалобы о том, что оборудование специальными средствами осуществляется организациями в отношении объектов, находящихся в их собственности, и за счет бюджетных средств или средств внебюджетных фондов, поскольку ни Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" не содержат приведенных ответчиком в жалобе положений. Указание в жалобе, что Правительство России указанными актами уточнило ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", основано на субъективном мнении ответчика, придающего указанной норме расширительное толкование, с чем коллегия не находит оснований соглашаться.
Доводы жалобы о том, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта ... " не является собственником здания, а имущество находится в собственности Российской Федерации и используется на праве хозяйственного ведения, не опровергает выводов суда первой инстанции о возложении на Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта ... " обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к почтовому отделению связи по следующим обстоятельствам.
В федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, ФГУП "Почта ... ", владеющее помещением ... на праве хозяйственного ведения, и использующее его под отделение почтовой связи, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг почтовой связи. При этом само по себе оборудование входной группы на входе пандусом, ступенями, лестницей, поручнями, и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, и не повлияет на объем прав собственника помещения (ст. ст. 209, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы на сложившуюся судебную практику, в частности определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2006 N 78-Г06-15 правового значения для разрешения заявленного спора не имеет, поскольку не изменяет установленные судом первой инстанции обстоятельства нарушения ответчиком требований действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, само по себе ранее состоявшееся судебное решение по другому спору между иными лицами не создает в правовом смысле ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициального значения для разрешения настоящего спора и не может повлечь изменения исследованных судом первой инстанции доказательств.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка авторами жалоб представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Предоставленные сторонами доказательства обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 21.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Петровская О.В.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Лузянин В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.