Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Леоновой Е.В.
судей Шароглазовой О.Н., Павлуцкой С.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Козловой М.Н. к Фонду Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и администрации Липовецкого городского поселения о защите прав потребителя и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Козловой М.Н.
на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 17 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Липовецкого городского поселения Октябрьского района Приморского края в течение месяца после вступления решения в законную силу возложена обязанность направить региональному оператору - Фонду Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края": акты осмотров многоквартирного дома по ул. Ленина,14 пгт.Липовцы Октябрьского района Приморского края, технический паспорт на указанный многоквартирный дом, документы о включении указанного многоквартирного жилого дома в перечень домов с аварийными крышами; предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли дома "адрес"
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., судебная коллегия
установила:
истица обратилась в суд с названным иском, в обоснование указав, что является собственником квартиры "адрес". В указанном жилом доме протекает кровля, поскольку нуждается в капитальном ремонте. Просила суд обязать администрацию Липовецкого городского поселения предоставить региональному оператору полный пакет технической документации для незамедлительного проведения капитального ремонта кровли дома "адрес", а также обязать администрацию Липовецкого городского поселения и регионального оператора провести капитальный ремонт вышеуказанного дома до мая 2016 года.
Представитель истицы в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель администрации Липовецкого городского поселения исковые требования признал частично и указал, что орган местного самоуправления не несет обязанности по проведению капитального ремонта в МКД. Вместе с тем, не оспаривал, что своевременно, в июне 2015 года, направленные в адрес регионального оператора - ФПК "Фонд капитального ремой многоквартирных домов Приморского края" документы о состоянии кровли дома "адрес" не соответствовали установленной форме, а потому не были приняты региональным оператором для актуализации региональной программы и изменения сроков капитального ремонта дома "адрес" более ранний срок.
Представитель ФПК "Фонд капитального ремой многоквартирных домов Приморского края" в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку актуализация региональной программы и изменение сроков проведения капитального ремонта во всех МКД производится на основании документов, поступивших от органов местного самоуправления. На период 20.10.2015 в адрес регионального оператора не поступали предложения администрации Липовецкого городского поселения по актуализации региональной программы капитального ремонта в отношении многоквартирного дома "адрес"
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Козлова М.Н., ею подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Принимая во внимание их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления своевременно не были направлены предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта многоквартирного дома "адрес", в связи с чем обоснованно возложил на указанного ответчика обязанность направить соответствующие документы в ФКП "Фонд капитального строительства".
Не соглашаясь с принятым решением в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома, в апелляционной жалобе Козлова М.Н. ссылается на то, что капитальный ремонт в жилом доме не производился с 1968 года.
Между тем, данный довод жалобы не может повлечь отмену или изменение принятого по делу судебного акта в силу следующего.
Правоотношения по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются жилищным и гражданским законодательством.
Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг.
При этом исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
К Фонду не применимо понятие "исполнитель", используемое в Законе РФ "О защите прав потребителей", так как между Фондом и собственниками не заключается возмездный договор.
Кроме того, взносы на капитальный ремонт, до принятия решения собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта, не являются оплатой за оказанную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете. Денежные средства (взносы на капитальный ремонт) вносятся собственниками опосредовано на цели, связанные с капитальным ремонтом, но не в счет исполнения какого-либо конкретного договора, заключенного между собственниками и Фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Впоследствии в указанную статью были внесены изменения Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 181 ЖК РФ, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 169 и ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные ст. 182 ЖК РФ, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ.
Действующим законодательством не предусмотрено заключение договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и фондом.
Законодательство не связывает возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт возникает на основании прямого указания закона (ст. 169 ЖК РФ).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов постановлением администрации Приморского края от 31 декабря 2013 года N 513-па утверждена краевая программа "Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы".
Региональный оператор, являясь исполнителем региональной программы капитального ремонта, обеспечивает проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта, исходя из критериев, которые установлены Законом Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае".
Согласно ч. 3 ст. 168 ЖК РФ в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Формирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края на 2014 - 2043 гг. происходит автоматически с помощью специализированного программного обеспечения.
Дома расставляются по периодам проведения ремонтных работ в соответствии с установленными критериями и на основании данных, которые вносят органы местного самоуправления.
Таким образом, порядок очередности проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов зависит от полноты и достоверности внесенных сведений. Ответственность за достоверность вносимых сведений возлагается на органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 14 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае").
В соответствии с региональной программой капитального ремонта ремонт крыши многоквартирного дома N 14 по ул.Ленина в п.Липовцы предусмотрено в периоды 2014-2019 гг., 2038-2043 гг.
Региональный оператор не уполномочен самостоятельно изменять сроки проведения капитального ремонта, установленные региональной программой капитального ремонта.
Изменение сроков (периодов) на более ранние возможно исключительно в рамках проведения актуализации региональной программы капитального ремонта (ст. 15 Закона Приморского края).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не позднее 30 ноября года, предшествующего году реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой капитального ремонта. Основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта являются результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов, проводимого в соответствии с Порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 20.08.2013 N 324-па.
В соответствии с указанным Порядком лица, ответственные за управление многоквартирными домами, проводят плановые (два раза в год) и внеплановые осмотры многоквартирных домов.
При этом оценка технического состояния осуществляется в отношении каждого вида конструктивного элемента МКД.
Результаты осмотров МКД оформляются актами осмотров МКД, в которых отмечаются выявленные недостатки. Акты осмотров МКД должны содержать, в том числе, оценку состояния и описание выявленных дефектов обследуемых конструктивных элементов МКД, выводы и предложения по перечню необходимых и рекомендуемых работ.
На основании актов осмотров МКД лицом, ответственным за управление многоквартирным домом, делается заключение (вывод) технических осмотров о необходимых мероприятиях по устранению выявленных недостатков с указанием сроков их возможного устранения, в том числе в части необходимости проведения капитального ремонта МКД и (или) его конструктивных элементов, прогнозных сроков проведения такого ремонта, его оценочной (приблизительной) стоимости.
Акты осмотра МКД (весеннего осмотра текущего года и осеннего осмотра предшествующего года), составленные в соответствии с пунктом 20 Порядка, и соответствующие заключения (выводы) технических осмотров, составленные в соответствии с пунктом 22 Порядка, предоставляются уполномоченным лицом в орган местного самоуправления муниципального образования.
Орган местного самоуправления муниципального образования Приморского края обобщает результаты осмотров МКД.
Заключения технических осмотров используются органом местного самоуправления муниципального образования Приморского края для определения очередности проведения капитального ремонта МКД, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Приморского края.
В течение пятидесяти дней после обобщения результатов осмотра МКД, проведенного в соответствии с пунктом 23 Порядка, но не позднее 10 сентября текущего года орган местного самоуправления Приморского края направляет копию реестра актов осмотра МКД, содержащего данные по проведенному осмотру, Региональному оператору.
Установив, что предусмотренный Порядком реестр в целях актуализации региональной программы в адрес Фонда не направлялся, суд правильно возложил на администрацию Липовецкого городского поселения обязанность направить региональному оператору - Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края акты осмотра многоквартирного жилого дома "адрес", технический паспорт на указанный жилой дом, документы о включении указанного дома в перечень домов с аварийными крышами, а также предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта с учетом технического состояния кровли данного жилого дома.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в силу приведенных выше норм на ФКП "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" и на администрацию Липовецкого городского поселения не может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
Таким образом, доводы жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение решение суда, основанное на правильной оценке доказательств, толковании и применении норм материального права. Суд не допустил нарушений процессуального права, которые могли бы привести к неправильному рассмотрению дела и явились бы основанием к отмене решения.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 17 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козловой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.