Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Строгановой Г.В., Латушкиной С.Б.,
при секретаре Байгунакове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа в лице представителя Кудрявцевой А.В., действующей на основании доверенности N 22 от 17.09.2015,
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 30 декабря 2015 года
по иску Мокрушина Н. Н. к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Мокрушин Н.Н. обратился с иском к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что квартира, расположенная по адресу: "адрес" была предоставлена его отцу Мокрушину Н.К. в связи с трудовыми отношениями с ОАО "Осинникихлеб". Он постоянно проживает в указанном жилом помещении, однако зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", ул. "адрес", в которое он никогда не вселялся и в нем не проживал.
С 1954 года жилой дом по адресу: "адрес" находился на балансе ОАО "Осинникихлеб".
На основании решения Осинниковского городского суда Кемеровской области от 29.03.2012 жилой дом по адресу: "адрес", был передан в муниципальную собственность. В настоящее время в указанной квартире и в самом доме проживать невозможно из-за его аварийного состояния. Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", выполненному ООО "Южкузбасспроектстрой" от 21.02.2014 и заключению межведомственной комиссии Администрации Осинниковского городского округа N от 16.04.2014 многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. Ответчик не желает в добровольном порядке предоставить ему благоустроенное жилье, мотивируя тем, что на момент принятия жилого дома в муниципальную собственность он был уже в аварийном состоянии, а он проживает в данном доме без регистрации. Считает отказ ответчика в предоставлении ему жилья незаконным, он вместе со своим отцом вселился и проживал в спорной квартире. В постановке на регистрационный учет ОАО "Осинникихлеб" ему отказано, так как жилой дом по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью.
С учетом уточнения иска просит признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа по непринятию решения о сносе жилого дома, распложенного по адресу: "адрес", и его выселению; признать за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого в границах "адрес"; обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 44,3 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г. Осинники, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы за составление искового заявления в размере "данные изъяты", "данные изъяты" за участие представителя в судебных заседаниях, "данные изъяты" за получение информации в Росреестре, "данные изъяты" за проведение судебной экспертизы по делу, "данные изъяты" - комиссия банка при оплате экспертизы, "данные изъяты" за нотариальное удостоверение доверенности, сумму государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Определением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 08.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Осинникихлеб" (л.д.79).
Определением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 25.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Макрушин В.Н. (л.д.158).
Решением Осинниковского городского суда 30 декабря 2015 года исковые требования в основной части удовлетворены, в части взыскания судебных расходов удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение.
Указывает на то, что, граждане, проживающие в аварийном жилом "адрес" не переселялись в связи со сносом данного дома, так как не включались в программы переселения, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и государственной программой Кемеровской области "Жилищная социальная инфраструктура Кузбасса" на 2014-2016 г.г., утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 461.
Более того, в п. 4 ст. 14 Федерального закона N 185 определено условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда - признание до 1 января 2012 года многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В связи с чем спорный жилой дом не был и не может быть включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда.
Также суд не принял во внимание, что Мокрушин Н.Н. не является малоимущим и не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа, как это подразумевает ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, Мокрушину Н.Н. не может быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке.
На доводы апелляционной жалобы Мокрушиным Н.Н. принесены возражения (л.д.182-186).
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что отцу истца Мокрушину Н.К. (л.д. 18) в связи с трудовыми отношениями с ОАО "Осинникихлеб" была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес" Согласно сведений МУП "УГХ" г. Осинники от 30.06.2015 года поквартирная карточка на жилое помещение, распложенное по адресу: "адрес", отсутствует, так как паспортный учет по данному дому не ведется (л.д.63). Согласно сведений ОАО "Осинникихлеб", домовая книга на вышеуказанный жилой дом не сохранилась (л.д. 99-100).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.04.2013 жилой дом, общей площадью 362,4 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" находится в собственности Осинниковского городского округа на основании решения Осинниковского городского суда Кемеровской области от 29.03.2012 вступившего в законную силу 09.04.2012 (л.д. 7-11,12,13).
Согласно постановлению Администрации муниципального образования Осинниковского городского округа от 02.02.2015 и адресной ведомости на здания жилищного фонда, жилой дом по адресу: "адрес", внесен в адресную ведомость на здания жилищного фонда, признанные аварийными и подлежащими сносу, непригодными для постоянного проживания на территории Осинниковского городского округа по состоянию на 01.02.2015 и 01.06.2015 (л.д.24,25-26,87-89).
Факт предоставления отцу истца Мокрушину Н.К. спорного жилого помещения и проживания Мокрушина Н.Н. в спорном жилом помещении с 1972 ответчиком не оспаривался.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" не зарегистрировано (л.д. 79).
Согласно сведениям Росреестра и БТИ г. Осинники у Мокрушина Н.Н. отсутствует жилое помещение в собственности (л.д. 77, 80).
Согласно справке БТИ г. Осинники от 30.12.2015 N, правообладателем жилого помещения по адресу: "адрес" является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Осинниковского городского округа.
Из справки Администрации Осинниковского городского округа N от 07.07.2015 (л.д. 71) следует, что Мокрушин Н.Н. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа не состоит.
Согласно сведениям УФМС г. Осинники с 11.08.1993 до настоящего времени Мокрушин Н.Н. значится зарегистрированным по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" (л.д. 30,31). Данное жилое помещение принадлежит ФИО9 (л.д. 78).
Согласно заключению межведомственной комиссия о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 16.04.2014 N 10, жилой дом по адресу: "адрес" является аварийным и подлежит сносу (л.д. 27).
Согласно заключению судебной строительно - технической экспертизы ООО "Кузбассэкспертстрой" от 21.10.2015 N проживание в квартире "адрес" создаёт угрозу жизни и здоровью проживающих в ней граждан.
Установив указанные выше обстоятельства и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Мокрушин Н.Н. на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Однако, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из указанных норм права следует, что в случае если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые занимали жилые помещения в доме по договору социального найма, т.е. право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма по основанию, предусмотренному п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, имеют только те лица, которые вселены в жилое помещение в установленном законом порядке и постоянно в нём проживают.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 57, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Мокрушин Н.Н. в обоснование заявленных требований ссылается на то, что жилое помещение по "адрес" "адрес" было предоставлено его отцу в связи с трудовыми отношениями с ОАО "Осинникихлеб" в 1972 году (л.д.94).
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1)из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2)из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3)из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4)в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6)вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
Согласно ст. ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилищного фонда социального использования.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вселение истца и его проживание в спорной квартире на основании ордера и в последующем, после обязания судом ответчика принять в муниципальную собственность жилое помещение по "адрес", заключения с ним договора социального найма.
В материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы на проживание истца в квартире, расположенной по "адрес" "адрес", по указанному адресу истец не зарегистрирован.
Кроме того, в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст.с. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации- Законом Кемеровской области N 65-ОЗ от 25.05.2005 г. (ч.2 ст. 49 ЖК РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Как видно из материалов дела, Мокрушин Н.Н. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит (л.д.71), малоимущим не признан.
Само по себе признание жилого дома непригодного для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), признанном непригодным для проживания, не влечёт автоматически предоставление жилого помещения истцу по договору социального найма и права его требования о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию решения о сносе жилого дома по "адрес", в "адрес".
Таким образом, обязывая Администрацию Осинниковского городского округа предоставить истцу Мокрушину Н.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, суд неправильно применил нормы материального права, неверно истолковал положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, положив их в основу удовлетворения иска, и не применил вышеприведенные нормы права, подлежащие применению.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 30 декабря 2015 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении иска Мокрушина Н. Н. к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию решения о сносе жилого дома по "адрес", в "адрес", о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, взыскании судебных расходов, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.