Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.,
при секретаре Савилове Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 26 января 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении первоначальных исковых требований администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области к Сухинину Р.М. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма служебного помещения отказать.
Встречные исковые требования Сухинина Р.М. к администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области о передаче в собственность в порядке приватизации жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию Аромашевского муниципального района передать в порядке приватизации жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: " ... ", " ... " Сухинину Р.М.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя администрации Аромашевского муниципального района - Казанцевой Е.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Сухинина Р.М. и его представителя - адвоката Соловьева Д.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация Аромашевского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Сухинину Р.М. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от " ... ", обязательстве заключить договор найма служебного помещения.
Требования были мотивированы тем, что Сухинин Р.М. с составом семьи из трех человек распоряжением администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " г. был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список очередников на обеспечение жильем из государственного жилого фонда. На основании распоряжения администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " N " ... " Сухинину Р.М. с семьей было предоставлено служебное жилое помещение из муниципального жилищного фонда по адресу: " ... ", " ... ", " ... " " ... ", " ... ", с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. В " ... " году администрация Аромашевского муниципального района Тюменской области приняла решение о снятии с помещения статуса служебного и предоставлении его в пользование ответчику на условиях социального найма, что стало основанием для заключения сторонами оспариваемого договора. Между тем, ответчик состоял в списке нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда граждан по категории "работник бюджетной сферы" под N " ... ", не относился к лицам, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, предоставление ему жилого помещения на данных условиях из муниципального жилищного фонда противоречило закону. Направленные в адрес Сухинина Р.М. уведомления о необходимости явки в администрацию Аромашевского муниципального района Тюменской области для приведения документов в соответствие закону были проигнорированы.
Сухинин Р.М. обратился в суд со встречным иском к администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области о передаче ему в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: " ... "
Требования были мотивированы тем, что " ... " г. между сторонами был заключен договор социального найма в отношении данного жилого помещения. В " ... " году Сухинин Р.М. обратился в администрацию Аромашевского муниципального района Тюменской области по вопросу приватизации занимаемой им квартиры, но получил отказ со ссылкой на то, что квартире возвращен статус служебной. Между тем, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду противоречило закону, поскольку на тот момент оно было занято гражданами на условиях социального найма. Истец с семьей вселился в квартиру в " ... " году, с этого времени оплачивает коммунальные услуги, вносит плату за жилье и несет бремя его содержания. Сухинин Р.М. не имеет иного жилья в собственности, правом бесплатной приватизации ранее не пользовался, помимо него в приватизации будет принимать участие его несовершеннолетний сын ...
В судебном заседании представители истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области Казанцева Е.А. и Стрелкова О.Л., действовавшие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования и возражали относительно удовлетворения встречного иска.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Сухинин Р.М. и его представитель Соловьев Д.В., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании не согласились с первоначальным иском, заявили о пропуске администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области срока исковой давности, поддержали встречные исковые требования.
Третье лицо, не заявлявшее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ковальчук С.К., в судебном заседании полагала первоначальный иск подлежащим удовлетворению, встречный иск - необоснованным. Пояснила, что после развода с Сухининым Р.М. в октябре 2014 года она из спорной квартиры выехала, от участия в ее приватизации отказалась, проживает в съемном жилье совместно с несовершеннолетним сыном.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) администрация Аромашевского муниципального района Тюменской области, в апелляционной жалобе ее представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении первоначального иска и отказе во встречных требованиях. Как и в первой инстанции, полагает невозможным заключение с Сухининым Р.М. договора социального найма в отношении занимаемой квартиры, поскольку тот был включен в список очередников на обеспечение жильем из государственного жилищного фонда, а спорная квартира приобретена путем заключения муниципального контракта и могла быть предоставлена вне очереди только льготным категориям граждан, к каковым Сухинин Р.М. не относился. Обращает внимание на то, что при принятии решения о предоставлении Сухинину Р.М. жилого помещения на условиях социального найма было нарушено требование закона о норме предоставления площади, вследствие чего площадь предоставленного помещения значительно превышает норму предоставления. Указывает, что Сухинин Р.М. не принадлежит ни к одной из категорий граждан, чье выселение из специализированных жилых помещений без предоставления другого жилья не допускается. Отмечает тот факт, что на момент заключения оспариваемого договора занимаемое Сухининым Р.М. помещение не было свободно от прав третьих лиц. Ссылается также на то, что распоряжение администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " которым было отменено ранее принятое решение о снятии с квартиры статуса служебной, не признавалось недействительным и сохраняет силу. Считает невозможной приватизацию служебной квартиры в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством. Полагает недоказанным то обстоятельство, что Сухинин Р.М. ранее не воспользовался своим правом на приватизацию жилья. Указывает на отсутствие в решении суда должной оценки позиции по делу третьего лица Ковальчук С.К. - бывшей супруги истца, поддержавшей первоначальный иск, а также оставление судом без внимания факта направления прокуратурой Аромашевского района представления о необходимости устранения нарушений закона, в исполнение которого был предъявлен рассмотренный судом иск.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Сухинин Р.М. в " ... " году администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области был признан нуждающимся в жилых помещениях с включением в список очередников на обеспечение жильем из государственного жилищного фонда по договору социального найма по категории "работник бюджетной сферы". По состоянию на " ... " г. Сухинин Р.М. состоял в таком списке под N " ... " (л.д. 6, 11).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права квартира по адресу: " ... ", " ... ", " ... " " ... ", " ... " общей площадью " ... " кв.м. является собственностью Аромашевского муниципального района Тюменской области на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения от " ... " г. (л.д. 37).
Распоряжением администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " N " ... " (пункт 9) указанное жилое помещение муниципального жилищного фонда было отнесено к категории "служебное" специализированного муниципального жилищного фонда и предоставлено в качестве такового специалисту " ... " Сухинину Р.М. с заключением договора найма служебного жилого помещения. Согласно условиям договора найма служебного жилого помещения оно было предоставлено Сухинину Р.М. в связи с трудовыми отношениями в сфере культуры и подлежащего освобождению по окончании срока его службы (истечения срока трудового контракта), в состав семьи нанимателя были включены его жена Сухинина С.К. и сын ... (л.д. 7, 12 - 13).
Распоряжением администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " " ... "-р (пункт 9) статус служебного с жилого помещения был снят с заключением с Сухининым Р.М. договора социального найма, " ... " г. такой договор сторонами был заключен с включением в состав семьи нанимателя его жены Сухининой С.К. и сына ... (л.д. 8, 14 - 16).
Распоряжением администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от " ... " " ... " пункт 9 упомянутого выше распоряжения от " ... " был отменен, жилому помещению по адресу: " ... ", " ... " " ... " " ... " " ... " вновь присвоен статус "служебное жилое помещение" с заключением с Сухининым Р.М. соответствующего договора найма, который фактически сторонами заключен не был (л.д. 9).
В связи с отнесением жилого помещения к категории служебных Сухинину Р.М. " ... " было отказано в его приватизации (л.д. 50).
Отказывая администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области в первоначальном иске, суд исходил из недоказанности отсутствия оснований для заключения с Сухининым Р.М., состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан, договора социального найма, и нарушения Сухининым Р.М. прав администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области.
Обсуждая заявление Сухинина Р.М. о пропуске администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области срока исковой давности, суд пришел к выводу о том, что такой срок не пропущен, поскольку заключенный между сторонами договор социального найма является ничтожным, следовательно срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности данного договора и о признании его недействительным в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года с момента начала исполнения договора, которые на день обращения администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области в суд не истекли.
Приняв во внимание правомерность проживания Сухинина Р.М. в квартире, предоставленной ему как нуждающемуся в жилом помещении специалисту АУ "Культура", и посчитав установленным фактическое пользование Сухининым Р.М. квартирой на условиях договора социального найма, суд, исходя из положений статей 2, 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к выводу о возникновении у Сухинина Р.М. права на получение данной квартиры в собственность в порядке приватизации и удовлетворил встречный иск.
Вывод суда о том, что администрацией Аромашевского муниципального района срок исковой давности по требованию о недействительности заключенного с истцом договора социального найма пропущен не был судебная коллегия находит верным, поскольку он основан на правильном применении положений статей 168, 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания упомянутого договора недействительным судебная коллегия согласиться не может.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1). Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (часть 3). Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
Статьей 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном настоящим Законом, и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона. Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области имеют следующие граждане, постоянно проживающие в Тюменской области не менее 5 лет, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях: ... ж) граждане, работающие в организациях бюджетной сферы; ... Если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу статьи 17 того же закона жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении граждан, указанных в части второй статьи 7 настоящего Закона, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 19 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области")
Доказательств того, что Сухинин Р.М. был признан малоимущим, в связи с чем при признании его нуждающимся в жилом помещении имел право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в деле нет.
Как установлено материалами дела, Сухинин Р.М. состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда, как гражданин, работающий в организации бюджетной сферы.
Государственными полномочиями по предоставлению данной категории граждан жилых помещений администрация Аромашевского муниципального района Тюменской области Законом Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не наделялась.
На момент принятия администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области решения о предоставлении Сухинину Р.М. жилого помещения по указанному в иске адресу в списке очередников на получение жилого помещения государственного жилищного фонда Сухинин Р.М. состоял под N " ... " Данных о том, что Сухинин Р.М. или члены его семьи относились или относятся к категориям граждан, имеющим право требовать предоставления жилого помещения вне очереди, в деле нет.
Спорное жилое помещение, было отнесенное в установленном законом порядке к числу служебных и в качестве такового предоставлено Сухинину Р.М. на период его трудовых отношений в сфере культуры. В настоящее время помещение также имеет статус служебного и решение собственника помещения о возвращении ему этого статуса никем не оспорено.
При таких обстоятельствах решение администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области о предоставлении Сухинину Р.М. жилого помещения на условиях социального найма, принятое в нарушение закона, было обоснованно отменено администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области.
Предоставление Сухинину Р.М. жилого помещения на условиях договора социального найма нарушало права лиц, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении муниципальных жилых помещений по договорам социального найма, и противоречило интересам администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, как влекущее утрату ею права требовать от Сухинина Р.М. освобождения жилого помещения в случае прекращения им трудовых отношений.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными ...
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, ...
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: ... б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); ... г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма ...
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Учитывая изложенное, основания для признания договора социального найма, заключенного между сторонами по делу на основании принятого в нарушение закона решения о предоставлении Сухинину Р.М. жилого помещения, недействительным в силу его ничтожности у суда имелись.
Поскольку Сухинин Р.М. в спорном жилом помещении, имеющем статус служебного, фактически проживает, вселился в него в связи с трудовыми отношениями и на период таких отношений, не прекращенных до настоящего времени, требование администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области о возложении на Сухинина Р.М. вследствие признания заключенного с ним договора социального найма недействительным обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, на условиях которого он был вселен в жилое помещение, закону и обстоятельствам дела не противоречило, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении данного требования судебная коллегия не находит.
В силу недействительности решения о предоставлении Сухинину Р.М. жилого помещения и заключенного с ним договора социального найма довод Сухинина Р.М. о том, что в " ... " году занимаемое им жилое помещение не могло быть отнесено к числу служебных, как занятое им на условиях договора социального найма, несостоятелен.
Так как в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приватизацию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда возникает только у лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением на условиях социального найма, а у Сухинина Р.М. такого права, как установлено судебной коллегией, не имеется, удовлетворение судом встречного иска Сухинина Р.М. о возложении на администрацию Аромашевского муниципального района Тюменской области обязанности передать квартиру в его собственность в порядке приватизации нельзя признать правильным.
Более того, встречные исковые требования Сухинина Р.М. не могли быть удовлетворены судом в любом случае, поскольку заявлены в нарушение прав несовершеннолетнего сына истца по встречному иску - ... Сухинин Р.М. в иске просил передать спорную квартиру только в его собственность и именно это требование было удовлетворено судом, хотя в силу положений статей 2, 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приобретший право пользования квартирой сын истца в случае приватизации квартиры не мог быть исключен из числа ее участников.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела с принятием по делу нового решения об удовлетворении первоначального иска администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области и отказе Сухинину Р.М. во встречном иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 26 января 2016 г. отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области удовлетворить, признать недействительным заключенный между администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области и Сухининым Р.М. договор социального найма от " ... " в отношении жилого помещения по адресу: " ... ", " ... ", " ... " " ... " " ... ", обязать Сухинина Р.М. заключить в отношении помещения по данному адресу с администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области договор найма служебного жилого помещения.
Сухинину Р.М. в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию Аромашевского муниципального района Тюменской области обязанности передать в его собственность в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: " ... ", " ... ", " ... " " ... " отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.