Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей: Шамрай М.С., Корниенко Г.Ф.
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону,
на решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.08.2015 г. по делу по заявлению Павкина МВ, заинтересованное лицо - МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону", о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации уплаченной страховой премии по договору ОСАГО, отмене решения, обязании компенсировать 50 % уплаченной страховой премии,
УСТАНОВИЛА:
Павкин М.В. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об отказе в выплате компенсации уплаченной страховой премии по договору ОСАГО, отмене решения, обязании компенсировать 50 % уплаченной страховой премии, указав в обоснование заявленных требований, что 07.04.2015 г. он в соответствии с п. 8.3 Постановления Правительства Ростовской области от 15.03.2012 N 190 "О порядке расходования субвенций на выплату инвалидам (в том числе детям-инвалидам) компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обратился в МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" с заявлением о выплате компенсации уплаченной по договору ОСАГО страховой премии. Все необходимые документы в подтверждение права на получение такой компенсации Павкиным М.В. были представлены.
14.04.2015 г. МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону было принято решение об отказе в предоставлении компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности, поскольку указанная компенсация предоставляется инвалидам, получавшим соответствующее транспортное средство от органа социальной поддержки населения. Статья 30 Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения транспортом по медицинским показаниям инвалидов бесплатно или на льготных условиях с 01.01.2005 г. утратила силу.
Павкин М.В. просил суд признать незаконным и отменить решение МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" от 14.04.2015 г. об отказе в выплате компенсации уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; обязать МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" осуществить компенсацию Павкину М.В. 50 % от уплаченной им страховой премии по договору ОСАГО.
В судебное заседание суда первой инстанции Павкин М.В. явился, заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении.
Представитель МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону", просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.08.2015 г. признано незаконным и отменено решение МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" от 14.04.2015 г. об отказе в предоставлении государственной услуги - выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору ОСАГО; на МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" возложена обязанность осуществить компенсацию Павкину М.В. 50% от уплаченной им страховой премии по договору ОСАГО (страховой полис серия ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 26.03.2015 г.).
В апелляционной жалобе МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" просит об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности. При этом апеллянт ссылается на то, что истец не представил документ, подтверждающий его право на выплату компенсации страховой премии по договору ОСАГО. По мнению апеллянта, представленные истцом акт МСЭ N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. и справка серии МСЭ-2013 N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА подтверждают лишь факт установления инвалидности гражданину, в то время как документом, дающим право на оказание услуг по выплате компенсации страховых премий по договору обязательного страхования инвалидам (в том числе детям-инвалидам) является выписка из акта освидетельствования бюро МСЭ по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами, которая является заключением медико-социальной экспертной комиссии о наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний и противопоказаний на обеспечение техническими средствами реабилитации и которая предоставлялась до 01.01.2005 г. Апеллянт полагает, что положения Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. не предусматривают в качестве технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения и бесплатное обеспечение инвалидов специальными средствами реабилитации, также отменено освидетельствование граждан с целью определения медицинских показаний на получение специального автотранспорта. При этом апеллянт ссылался на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2007г. N 881-О-О и от 25.01.2012г. N 228-О-О.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.11.2015 г. решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.08.2015 г. отменено, Павкину М.В. отказано в иске.
Постановлением президиума Ростовского областного суда от 18.02.2016 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.11.2015 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда, в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Павкиным М.В. поданы возражения на апелляционную жалобу МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону", в которых он просит оставить решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.08.2015 г. без изменения.
Проверив законность вынесенного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону", поддержавшего доводы жалобы и просившего об отмене решения суда, заслушав Павкина М.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, предметом заявленного спора является право истца на получение компенсации уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального Закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.03.2012 г. N 190 утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий.
Согласно п. 8.1 указанного Положения компенсации страховых премий предоставляются инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям. Компенсация страховых премий предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями, указанными в договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с п.8.3 указанного Положения, компенсация страховых премий выплачивается инвалиду (в том числе ребенку-инвалиду) или его законному представителю на основании заявления о назначении компенсации страховых премий в размере 50 процентов от уплаченной им страховой премии по договору.
Гражданин, обратившийся за оказанием услуг по выплате компенсации страховых премий, представляет следующие документы: заявление об оказании услуг по выплате компенсации страховых премий; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства; квитанцию об уплате страховой премии по договору; паспорт транспортного средства, выписанного на имя инвалида или законного представителя ребенка-инвалида; паспорт гражданина Российской Федерации; справку медико-социальной экспертизы об инвалидности; выписку из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением.
Как усматривается из материалов дела, Павкин М.В. является отцом малолетнего ФИО11, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА; инвалидность установлена на срок до достижения им совершеннолетия - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д. 15,16).
Согласно акту МСЭ от ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА у ребенка выявлены ярко выраженные нарушения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (п. 10.4), определена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА степень ограничения передвижения (п.11.2) л.д.17-17-об. В индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО11 в числе мероприятий социальной реабилитации (в целях обеспечения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (медицинские, образовательные, реабилитационные учреждения) на период с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. предусмотрена необходимость использования "автотранспортного средства с правом управления взрослым членом семьи" с проведением указанных мероприятий социальной реабилитации за счет личных средств законных представителей (л.д. 19).
Отец ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Павкин М.В. с 26.03.2012 г., будучи собственником автомобиля марки "Рено СР", 18.03.2015 г. заключил со страховой компанией ОАО "Согаз" договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на период действия с 27.03.2015 г. по 26.03.2016 г. с уплатой страховой премии в размере 3057,91 руб., в подтверждение чего выдан страховой полис обязательного страхования (л.д.10,12).
14.04.2015г. МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" Павкину М.В. отказано в удовлетворении заявления от 07.04.2015 г. о предоставлении компенсации 50 % уплаченной им по договору ОСАГО страховой премии в связи с тем, что указанная льгота сохраняет актуальность для инвалидов, которым медицинские показания были установлены до 01.01.2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ введена новая система предоставления мер социальной поддержки, отменена норма законодательства, предусматривающая обеспечение инвалидов всех категорий автотранспортными средствами за счет средств федерального бюджета. Взамен, в том числе данной нормы, введена ежемесячная денежная выплата. В связи с этим с 01.01.2005 г. инвалиды всех категорий утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них за счет средств федерального бюджета (л.д.9).
Постановляя решение, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 ст. 17 Федерального Закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Постановлением Правительства Ростовской области N 190 от 15.03.2012 г. и пришел к выводу о наличии у заявителя права на компенсацию 50 % уплаченной страховой премии. При этом суд первой инстанции признал несостоятельными доводы ответчика об отсутствии права на получение упомянутой компенсации у инвалидов (детей-инвалидов), обеспеченных в соответствии с медицинскими показаниями транспортным средством (за счет собственных средств, а также других источников, не противоречащих законодательству) после 01.01.2005 г., указывая на то, что толкование приведенных представителем ответчика законоположений ставит указанную категорию инвалидов в неравное положение с инвалидами, состоявшими на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями до 01.01.2005г., чем нарушает принципы справедливости, равенства, гарантии социального обеспечения и противоречит статьям 2,7,15,17,18,39 и 55 (ч.ч.2,3) Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных Павкиным М.В. требований.
Обстоятельством, являющимся существенным для рассмотрения настоящего дела является выяснение вопроса о возможности осуществления выплаты компенсации страховых премий по договорам ОСАГО инвалидам, обеспечиваемым транспортным средством, приобретаемым в рамках ИПРза счет собственных средств, а также других источников, не противоречащих законодательству.
Так, в связи с введением с 01.01.2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 г. N122-ФЗ новой системы предоставления мер социальной поддержки инвалидов (ежемесячной денежной выплаты) инвалиды всех категорий утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета.
В то же время Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы предоставлено право разрабатывать инвалидам индивидуальные программы реабилитации, в том числе определять виды, формы, сроки и объем мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (ст.ст. 8, 11).
Согласно ч. 3 ст.11 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ ИПР может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом законодательством определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации пли устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
При этом решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ).
Транспортное средство, не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем транспортное средство является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограниченные физические способности, в частности способность к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий, в том числе и детей-инвалидов, а также позволяет облегчить выполнение повседневных действий по уходу за инвалидом (ребенком-инвалидом).
Медицинские показания для обеспечения инвалидов транспортными средствами определяются в соответствии с действующими Перечнями от 1969 и 1970 годов.
Таким образом, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны включать в ИПР все необходимые инвалиду (ребенку-инвалиду) реабилитационные мероприятия, в том числе заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за собственный счет либо других разрешенных источников (Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014г. N20-7/10/11-3670, от 15.09.2015г. N 13-5/В-1367).
В этой связи, по-прежнему сохраняют силу нормы федерального законодательства, позволяющие осуществлять выплату компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности инвалидам, обеспечиваемым транспортным средством, приобретаемым в рамках ИПР за счет собственных средств, а также других источников, не противоречащих законодательству.
В силу ст. 21 ГК РФ сам малолетний ФИО11 не является дееспособным лицом, в связи с чем он не указан в страховом полисе ОСАГО лицом, допущенным к управлению транспортным средством, и данное транспортное средство им не используется. Однако отец, как законный представитель ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА вправе требовать предоставления предусмотренной п.1 ст. 17 ФЗ от 25.04.2002 г. N40-ФЗ компенсации, в силу ст. 64 СК РФ.
Судебная коллегия учитывает, что осуществление государственной регистрации автомобиля на имя законного представителя ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО11 - Павкина М.В. при подтверждении факта использования этого транспортного средства в соответствии с рекомендациями разработанной по медицинским показаниям для ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА индивидуальной программы реабилитации (в целях обеспечения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры) не лишало Павкина М.В. права на предоставление компенсации, предусмотренной п.1 ст.17 ФЗ от 25.04.2002г. 40-ФЗ.
Указание в перечне документов, предоставляемых для выплаты компенсации страховых премий (п.8.3 Положения ... ) на выписку из акта освидетельствования бюро медико-социальной экспертизы по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением, не свидетельствует о праве на предоставление такой компенсации лишь у лиц, по медицинским показаниям нуждающимся в обеспечении транспортным средством только с ручным управлением, в связи с чем доводы МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" в этой части подлежат отклонению.
Судебная коллегия исходит также из того, что в период с 2014 г. по 2016 г. за счет средств федерального бюджета выделялись бюджетные ассигнования на выплату инвалидам (в том числе детям-инвалидам) компенсации страховой премии по договору ОСАГО, что подтверждается справкой МКУ "УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону" N ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 01.04.2016 г., представленной в заседание суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому отклоняются судебной коллегией.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 19.04.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.