Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Цыбульского О.О. и Цыбульской Т.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 3 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Цыбульский О.О. и Цыбульская Т.В. обратились в суд с иском к департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании договора найма служебной жилой площади договором социального найма и передаче занимаемой жилой площади в собственность в порядке приватизации государственного жилого фонда.
В обоснование требований указано, что Цыбульский О.О. проходил военную службу по контракту с августа 1996 г. по сентябрь 2011 г. в Вооруженных силах РФ, 14 сентября 2011 г. уволен в запас. 23 ноября 2001 г. Цыбульский О.О. и его супруга Цыбульская Т.В. были поставлены на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий при прохождении Цыбульским О.О. военной службы. Решением жилищной комиссии от 5 апреля 2004 г. Цыбульскому О.О. выделена квартира N " ... " в д. N " ... " ул. " ... ". " ... " между Цыбульским О.О. и ГУ "Хостинская КЭЧ" района 265 КЭУ ГЛАВ КЭУ МО заключен договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу. Занимаемая истцами квартира является государственной собственностью, закреплена за Минобороны России. Вместе с тем, истцы полагают, что занимаемая квартира не имеет статуса служебной жилой площади. После увольнения в запас истец и члены его семьи продолжают проживать в спорной квартире, вносят плату за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги. " ... " в адрес ответчиков было направлено обращение по вопросу получения согласия на бесплатную передачу в собственность (приватизацию) занимаемой Цыбульским О.О. и членами его семьи квартиры N " ... " д. N " ... " по ул. " ... ". Обращение осталось без ответа. Истцы полагают свои права нарушенными.
В связи с чем, Цыбульский О.О. и Цыбульская Т.В. просят признать договор N 98 от " ... ", заключенный между ГУ Хостинская КЭЧ района 265 КЭУ ГКЭУ МО РФ и Цыбульским О.О., договором социального найма с Цыбульским О.О. и членами его семьи на жилую площадь - квартиру по адресу: " ... "
Обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечение" передать в собственность путем приватизации (бесплатно) Цыбульскому О.О. и членам его семьи жилого помещения - квартиры по адресу " ... ".
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 3 декабря 2015 г. в удовлетворении требований истцов отказано.
В апелляционной жалобе Цыбульский О.О. и Цыбульская Т.В. выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении их требований. В обоснование жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя Цыбульского О.О. и Цыбульской Т.В. на основании доверенностей Исаеву Л.А., настаивавшую на удовлетворении жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Цыбульский О.О. проходил военную службу по контракту с августа 1996 г. по сентябрь 2011 г. в Вооруженных силах РФ, 14 сентября 2011 г. уволен в запас.
Цыбульский О.О. признан нуждающимся в служебном жилом помещении решением жилищной комиссии войсковых частей 10159 и 30232 (выписка из протокола N 2 от 23 ноября 2001 г.).
В соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 г. "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" квартирно-эксплуатационные части района реорганизованы путем присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Судом установлено, что спорная служебная квартира, в которой проживают истцы, была передана на баланс ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, и в настоящее время находится в его оперативном управлении.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 296 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за использованием недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом по заданиям Министерства обороны РФ. При этом учреждение подчинено департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Полномочий по совершению действий по признанию договоров служебного найма жилых помещений договорами социального найма жилых помещений Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий также не поступало.
Таким образом, как правомерно указал суд, учреждение не нарушало прав истцов и не чинило препятствий к осуществлению их законных прав.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части 30232 от 5 апреля 2004 г. N 7 старшему лейтенанту Цыбульскому О.О., как необеспеченному жильем, распределена спорная служебная квартира.
После чего, с истцом заключен договор найма служебного жилого помещения от 24 января 2007 г. N 98, и предоставлено спорное служебное жилое помещение в возмездное владение и пользование на период до 23 июня 2011 г. (пункт 1.1. договора), однако истцами не исполнены обязательства по освобождению и передаче спорного служебного помещения по истечению указанного срока (пункт 2.3.7. договора).
Договор не противоречит закону и подзаконным актам, соблюдено единство воли и волеизъявления, форма договора, Цыбульский О.О. подтвердил согласие найма служебного помещения. Договор не оспорен и недействительным не признан.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
При этом в деле отсутствуют сведения о том, что уполномоченным органом принималось решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Являясь военнослужащим, Цыбульский О.О. был вправе встать на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, на основании пунктов 2, 3 Приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации", обратившись с заявлением в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения".
Истцы также не были лишены возможности встать на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, на основании статьи 49 Жилищного кодекса РФ, обратившись в орган местного самоуправления.
Доказательств того, что истцы относятся к категории малоимущих граждан, а равно состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, в деле не имеется.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" определен порядок обеспечения жильем только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений. Возможность предоставления иным лицам, не имеющим отношения к Вооруженным Силам РФ, а также работникам организаций, обслуживающих здания, сооружения казарменно-жилищного фонда и коммунальные сооружения, жилых помещений, как по договору социального найма, так и по договору найма специализированного жилого помещения, не предусмотрена.
Статьей 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закреплено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В статье 4 названного Закона содержится перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 ноября 1998 г. N 25-П по делу "О проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Наделение статьей 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, - с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, - само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренным данным законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ,
Таким образом, закон прямо предусматривает наличие договора социального найма, как условие необходимое для осуществления приватизации занимаемого жилого помещения.
Как установилсуд, пользование спорной квартирой осуществляется на основании договора найма служебного жилого помещения N 98 от 24 января 2007 г., служебное жилое помещение предоставлено на срок военной службы, при том, что основания для заключения договора социального найма с Цыбульским О.О. в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии нормами предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания у военнослужащего наступает при наличии условий указанных в статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" пользование жилым помещением должно осуществляться на условиях социального найма.
Спорное служебное жилое помещение предоставлялось военнослужащему Цыбульскому О.О. на период военной службы и подлежит сдаче в установленном порядке в случае увольнения или перевода к новому месту службы.
Особенностью правового режима жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, является, прежде всего, его целевое назначение, исключающее возможность передачи этого помещения в частную собственность. В связи с чем, доводы истцов о нарушении их жилищных прав, своего подтверждения не нашли.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 3 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыбульского О.О. и Цыбульской Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.