Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л., Пятовой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Барской Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29 октября 2015 года
гражданское дело по иску Суняйкина В.И., Суняйкиной Л.А., Суняйкина Д.В. к войсковой части 7408, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Суняйкина В.И.,
УСТАНОВИЛА:
Суняйкин В.И., Суняйкина Л.А., Суняйкин Д.В. обратились в Приокский районный суд г.Нижнего Новгорода с исковым заявлением к войсковой части 7408 с вышеуказанными требованиями. В обосновании иска ссылаются на то, что Суняйкин В.И. является военным пенсионером МВД России, состоял в списке нуждающихся в жилых помещениях с 15.03.1996г. В 2014 году он был уволен в запас по окончанию контракта с выслугой во внутренних войсках 25 лет (приказ командующего войсками Приволжского регионального командования ВВ МВД России от 28.03.2014г. N" ... "). Решением Центральной жилищной комиссии Приволжского регионального командования ВВ МВД России от 31.05.2010г., оформленным протоколом N" ... " Суняйкину В.И. и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: " ... " в которую они заселились и зарегистрировались 23.09.2010г. Жилье Суняйкину В.И. было распределено, как жилье для постоянного проживания, но в связи с тем, что правоустанавливающие документы на объект недвижимости не были оформлены, со всеми жильцами были заключены договоры найма служебного жилого помещения. В данное жилое помещение истцы заселились на основании договора найма служебного жилого помещения N" ... " от 01 августа 2010г.
В июне 2013 года была осуществлена государственная регистрация права оперативного управления за правообладателем - войсковой частью 7408 (ответчиком), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления от 03.06.2013г. серия " ... " N " ... ". Далее между Суняйкиным В.И и войсковой частью 7408 был заключен договор социального найма жилого помещения от 22.08.2014г. N" ... ".
Пользуясь своим законным правом, истец обратился в Управление Приволжского регионального командования ВВ МВД России (с обращением от 25.11.2014г.) о передаче жилого помещения по договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность. Для совершения этой процедуры он предоставил в квартирно-эксплуатационную службу ответчика документы из уполномоченных органов ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии об участии (неучастии) в приватизации, о наличии объектов недвижимого имущества, имеющегося (имевшегося) на территории Российской Федерации. На его обращение был получен ответ от 23.12.2014 года N" ... ", согласно которого ему было предложено оплатить дополнительную общую площадь жилого помещения (3,4 кв.м), превышающую норму предоставления жилого помещения, установленную ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 г.
В соответствии со статьей 15.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013г. N942 определен порядок оплаты военнослужащими-гражданами Российской Федерации, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, по их желанию дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Жилое помещение предоставлено Суняйкину В.И. в 2010 году. Правила оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013г. N942, т.е. после предоставления ему жилого помещения.
Кроме того, квартиры спроектированы с преднамеренным увеличением допустимого превышения общих площадей жилых помещений. Жилое помещение истцу и членам семьи распределялось членами Центральной жилищно-бытовой комиссии Приволжского РК ВВ МВД, которые знали об общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, однако, ранее ни у кого из должностных лиц подобный вопрос не возникал. Протокол заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии Приволжского РК ВВ МВД России был подписан всеми членами Центральной ЖБК.
С истцом был заключен договор социального найма, (без оформления Договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность, без выдачи технического и кадастрового паспорта на квартиру, а также акта передачи квартиры) с последующим исключением из списка нуждающихся в жилых помещениях. Данными действиями ответчик ущемил его права, так как выданный ему договор социального найма не дает права приватизации жилья до его передачи в муниципальную собственность (что может продлиться не один месяц), т.е. истец не может распоряжаться занимаемой квартирой по своему усмотрению.
Полагает, что его требование о бесплатной передаче жилого помещения в собственность, подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья гражданам, так как статья 2 закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. N1541-1 наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда по договору социального найма, правом приобретения помещения в собственность.
Принимая во внимание, что занимаемая его семьей квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ранее ни он, ни другие члены его семьи не участвовали в приватизации жилых помещений считает, что отказ ответчика от передачи квартиры по договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность ущемляет и нарушает его конституционные права, а также является неправомерным в связи с несоблюдением требований Российского законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 6 статьи 15 главы 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ статьями 2, 4, 6, 7, 8, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", статьей 12 Закона РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 26 главы 6 Закона Нижегородской области от 07.04.2004г. N 26-ФЗ "О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в Нижегородской области" истец просит признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " за истцом и членами его семьи в равных долях на каждого, а именно: Суняйкину В.И. 1/3 часть квартиры; Суняйкиной Л.А. 1/3 часть квартиры; Суняйкину Д.В. 1/3 часть квартиры; признать прекращение права оперативного управления за войсковой частью 7408 на указанное жилое помещение, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.
По заявлению истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
В судебном заседании истец Суняйкин В.И. исковые требования поддержал.
Истцы Суняйкина Л.А. и Суняйкин Д.В. в суд не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик - войсковая часть 7408 - представителя для участия в деле не направил, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, согласно представленного отзыва исковые требования не признал.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило, в деле имеются возражения на исковое заявление.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
Решением Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29 октября 2015 года постановлено: Исковое заявление Суняйкина В.И., Суняйкиной Л.А., Суняйкина Д.В. удовлетворить.
Признать за Суняйкиным В.И., Суняйкиной Л.А., Суняйкиным Д.В. право общей долевой собственности, по 1/3 доле в праве за каждым, на квартиру общей площадью 66,4 кв.м., расположенную по адресу: " ... ", в порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Войсковой части 7408 на квартиру, расположенную по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии Законом РФ N1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации": приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (статья 1).
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6).
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11).
Установлен запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (статья 4).
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Суняйкину В.И., как военнослужащему, уволенному в запас, решением Центральной жилищной комиссии Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России от 09.08.2014 года N" ... " предоставлена на условиях социального найма квартира по адресу: " ... ".
22.08.2014 года заключен договор социального найма жилого помещения между войсковой частью 7408 (наймодатель) и Суняйкиным В.И. (наниматель).
В качестве членов семьи нанимателя в квартиру вселены супруга Суняйкина Л.А. и сын Суняйкин Д.В.
Истцы зарегистрированы по месту жительства в спорной квартире.
Спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления передана войсковой части 7408 (свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 03.06.2013г. серия " ... " N " ... ")
Довод апелляционной жалобы о том, что войсковая часть не имела полномочий на заключение договора социального найма без согласия собственника жилого помещения, судебная коллегия считает несостоятельными в силу следующего.
Согласно п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со ст.57 ч.4 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно ст.60 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
На основании ст.63 ч.1 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о заключении с гражданином договора социального найма государственного жилищного фонда может быть принято и иным (не органом местного самоуправления) уполномоченным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п.6 ст.12, п.5 ст.13, ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ).
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом", а также п.п.68 п.7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента российской Федерации от 16 августа 2004г. N1082, на Министерство обороны РФ возложены полномочия по распоряжению жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Из договора социального найма усматривается, что наймодатель - войсковая часть 7408 - действовала от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации - на законном основании в соответствии со свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления.
Ранее в приватизации жилых помещений истцы участия не принимали.
Наличие каких-либо ограничений на приватизацию спорного жилого помещения судом не установлено.
Учитывая изложенное суд правильно пришел к выводу об обоснованности требований заявителей о приобретении спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации на основании Закона РФ N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Взимание с истцов платы за часть общей площади квартиры, превышающей норму предоставления, данным Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусмотрено.
При оценке доводов апелляционной жалобы со ссылкой на ст.15 п.16 и ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998г. N76-ФЗ судебная коллегия принимает во внимание, что заявители не лишены права предъявить соответствующие требования, обратившись в установленном законом порядке в суд.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, также не допущено, поэтому оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.