Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой И.Ю.,
судей Елецких О.Б., Горбуновой О.А.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 марта 2016 г.
дело по апелляционным жалобам департамента земельных отношений администрации г.Перми и департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми на решение Кировского районного суда г.Перми от 21 октября 2015 г, которым постановлено:
административные исковые требования Фомина А.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 5 982 кв.м., расположенного по адресу: ****, изложенный в письме от 27 мая 2015 года N **.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления Фомина А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 5 982 кв.м., расположенного по адресу: ****, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, а также сообщить суду и Фомину А.В. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения Фомина А.В., его представителя Смирнова А.А., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г.Перми в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 5 982 кв.м., расположенного по адресу: ****, от 27 мая 2015 года, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка. Требования мотивированы тем, что он является собственником квартиры N ** в многоквартирном жилом доме по адресу: ****. С целью оформления прав на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, собственниками проведено соответствующее собрание, выполнены кадастровые работы, после чего он обратился в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Департаментом отказано в предварительном согласовании по тем основаниям, что на данной территории не разработаны проект планировки и проект межевания территории. Полагает, что указанные основания отказа не относятся к спорным правоотношениям.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г.Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что права Фомина А.В. оспариваемым решением департамента земельных отношений не нарушены. Истцу было разъяснено, что уполномоченным органом по разработке на территории г.Перми проектов планировки и межевания территории является департамент градостроительства и архитектуры, в который и было предложено обратиться для формирования участка под многоквартирным домом. С заявлением о разработке проекта межевания в департамент градостроительства и архитектуры Фомин А.В. не обращался. Основания отказа, изложенные в письме департамента земельных отношений администрации г.Перми, соответствуют закону.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, Фомин А.В. является собственником квартиры по адресу: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 марта 2012 года.
В целях оформления прав на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, собственниками жилых помещений проведено соответствующие собрание, кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастром плане территории.
Фомин А.В. обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 5 982 кв.м. по ул. **** п. Новые Ляды в Свердловском районе под существующие здания, строения, представив в числе документов схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 27 мая 2015 г департамент земельных отношений администрации г. Перми фактически отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что в силу пп.4 п.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Уполномоченным органом по разработке проектов планировки и межевания территории является департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, куда и было предложено обратиться для формирования участка под многоквартирным домом.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 36 ЖК РФ, пунктами 3-5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), пришел к правильному выводу о том, что собственники квартир в многоквартирном доме имеют право на обращение с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как правильно указал суд, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка.
Доводы апелляционных жалоб, по существу, являются аналогичными и сводятся к правомерности решения департамента земельных отношений от 27.05.15.
Согласно п.4 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с положениями ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса РФ под элементами планировочной структуры понимаются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Вместе с тем, ни земельное, ни жилищное законодательство не предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме в целях приобретения прав на земельный участок обращаться с заявлениями о подготовке проектов планировки и межевания территории. В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы апелляционных жалоб о том, что уполномоченным органом по разработке соответствующих проектов является департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, куда и было предложено обратиться заявителю в целях формирования земельного участка.
С учетом пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 21 октября 2015 г оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента земельных отношений администрации г.Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.