Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2016 года апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 03 декабря 2015 года по делу по административному иску Маштаковой Валентины Аникандровны к Балашихинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на жилой дом,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области Сорокина С.А., представителя Маштаковой В.А. - Сахарментова А.Р.,
установила:
Маштакова В.А. обратилась в суд с административным иском к ответчику, просила признать незаконным отказ ответчика в государственной регистрации за истцом права собственности на жилой дом по адресу: "данные изъяты"; возложить на ответчика обязанность произвести государственную регистрацию права собственности за Маштаковой Валентиной Аникандровной на указанный жилой дом, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 03 декабря 2015 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Балашиха Московской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 20 на п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исключается возможность государственной регистрации прав в случае как предоставления документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям федерального законодательства, так и в случае не предоставления документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу требований п. 4 той же статьи в регистрирующий орган, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 28.02.2015 N 20-ФЗ).
Таким образом, до 1 марта 2018 года упрощенный порядок регистрации прав на основании правоустанавливающего документа на земельный участок предусмотрен в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства, возведенных на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
Усматривается, что Маштакова В.А. на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 18.09.2014, реестровый номер "данные изъяты", явялется собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1541 м кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "данные изъяты". Право собственности Маштаковой В.А. на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.
На земельном участке находится жилой дом 2012 года постройки.
18.08.2015 Маштакова В.А. обратилась в Балашихинский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный жилой дом, представив документы в порядке Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и п. 4 ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
После приостановления осуществления государственной регистрации, решением Управления Росреестра по Московской области от 28.09.2015 г. в осуществлении государственной регистрации было отказано.
В обоснование решения со ссылкой на положения п.п. 1, 4 ст. 25 Закона, статей 48, п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ было указано, что этажность здания согласно данным государственного кадастра недвижимости составляет 4 этажа, имеются сомнения, что заявленный к регистрации жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, для государственной регистрации права на который не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Удовлетворяя требования Маштаковой В.А., суд исходил из того, что один из этажей является цокольным, еще один является мансардным, что не противоречит условиям выданного Администрацией городского округа Балашиха Разрешения на строительство спорного дома N "данные изъяты" от 06 сентября 2011 года. Кроме того, суд исходил из того, что принимая решение об отказе в государственной регистрации права собственности, ответчик не располагал информацией о технических характеристиках этажей спорного дома. При этом дополнительных документов, содержащих подобную информацию, ответчик у истца не запрашивал, несмотря полномочия, предоставленные Федеральным Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В то же время, по мнению суда, технические характеристики и планировка дома свидетельствуют о том, что дом предназначен для проживания одной семьи, что подтверждается также и Экспертным заключением автономной некоммерческой организации "Независимые исследования и судебная экспертиза".
Судебная коллегия с выводом суда о незаконности оспариваемого отказа в регистрации права собственности Маштаковой В.А. на указанный дом согласиться не может.
По мнению судебной коллегии, вывод суда о том, что возведенный истцом жилой дом относится к объектам индивидуального жилищного строительства, неверен.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
В соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 марта 2013 года N ОГ-Д23-1426 под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, к этажам жилых домов относят:
этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа;
этаж надземный - этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли;
этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения;
этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания;
этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Как видно из материалов дела, 06.09.2011 г. Маштакову В.И. администрацией городского округа Балашиха выдано разрешение на строительство N "данные изъяты" на строительство жилого дома общей площадью 316,3 кв.м, двухэтажного с мансардой и цокольным этажом на данном земельном участке.
В соответствии с имеющимся в материалах дела в составе паспорта застройки градостроительным планом данного земельного участка, утв. Постановлением администрации городского округа Балашиха от 13.07.2011 N 623/7-ПА, установлено предельное количество этажей - 3.
Согласно сведениям технического паспорта по состоянию на 25 марта 2013 года, на данном земельном участке расположен жилой дом 2012 года постройки, общей площадью 379,5 кв.м, число этажей надземной части - 4, в составе лит. А- жилой дом площадью 189,4 кв., лит. А1- цокольный этаж площадью 103,2 кв.м, мансарда площадью 86,9 кв.м. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.
Судом не учтено, что в силу взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей более чем три (при расчете количества этажей которых включаются все этажи в здании), не относятся к объектам индивидуального жилищного строительства.
Кадастровый паспорт здания от 12 августа 2015 года, представленный Маштаковой В.А. на регистрацию, содержит внесенные в ГКН сведения о количестве этажей, в том числе подземных этажей: 4.
Таким образом, поскольку Маштаковой В.А. было заявлено о регистрации в упрощенном порядке права собственности на жилое здание, имеющее 4 этажа, соответственно, оно не относится к объектам индивидуального жилищного строительства и на него не распространяется упрощенный порядок регистрации прав, предусмотренный ст. 25.3 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав, Маштакова В.А. не представила разрешение уполномоченного органа на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 25 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 55 ГрК РФ).
Следовательно, оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области от 28.09.2015 об отказе в регистрации Маштаковой В.А. в упрощенном порядке права собственности на возведенный дом соответствует требованиями действующего закона, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра по Московской области от 28.09.2015 не имелось.
Поскольку выводы суда об удовлетворении заявленных требований основаны на неверном толковании норм материального права, судом не учтены требования материального закона, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Принимая новое решение, судебная коллегия считает необходимым оставить требования Маштаковой В.А. о признании незаконным отказа Управления Росрестра по Московской области в государственной регистрации за истцом права собственности на жилой дом по адресу: "данные изъяты" возложении на ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права собственности за Маштаковой В.А. на указанный жилой дом, взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 03 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Маштаковой Валентины Аникандровны отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.