Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Вахитовой Г.Д.,
судей: Габитовой А.М.,
Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре Ибрагимове А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фархтдиновой Р.Ш. на решение Кировского районного суда г.Уфы РБ от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
В иске Фархтдиновой Р.Ш. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Обществу с ограниченной ответственностью "Селена". Обществу с ограниченной ответственностью "Трест N 7" о признании недействительными в части постановлений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении в аренду земельного участка и продлении срока аренды, о признании недействительным в части договора аренды земельного участка, договора уступки прав и обязанностей и об установлении границ земельного участка - отказать в полном объеме.
Встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Трест N 7" к Фархтдиновой Р.Ш. и кадастровому инженеру Гайсиной И.В. об оспаривании результатов межевания земельного участка - удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка площадью ... кв.м. занимаемого жилым домом N ... по ул. ... , выраженные в составленном кадастровым инженером ООО " ... " Гайсиной И.В. межевом плане от ... г.
Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фархтдинова Р.Ш. обратилась в суд с иском (с учетом последующего уточнения исковых требований) к Администрации городского округа город Уфа РБ, ООО "Селена", ООО "Трест N 7", просила:
восстановить срок для обжалования постановления Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от ... г., постановления Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от ... г., договора аренды земельного участка N ... от ... г.;
признать недействительным постановление Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от ... г.в части заключения договора аренды земельного участка N ... от ... г. на земельный участок с кадастровым номером ... , в части предоставления в аренду части земельного участка площадью ... кв.м, являющейся земельным участком с кадастровым номером ... , местоположение границ, площадь и характерные точки границ которого определены межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Гайсиной И.В.;
признать недействительным постановление Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от ... г. в части продления срока договора аренды земельного участка N ... от ... г. на земельный участок с кадастровым номером ... , в части предоставления в аренду части земельного участка площадью ... кв.м, являющейся земельным участком с кадастровым номером ... , местоположение границ, площадь и характерные точки границ которого определены межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Гайсиной И.В.;
признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... , заключенный между Администрацией ГО г.Уфа РБ и ООО "Селена" N ... от ... г., недействительным в части предоставления в аренду части земельного участка площадью ... кв.м, являющейся земельным участком с кадастровым номером ... , местоположение границ, площадь и характерные точки границ которого определены межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Гайсиной И.В.;
признать договор уступки прав и обязанностей N ... от ... , заключенный между ООО "Селена" и ООО "Трест N 7", по договору аренды земельного участка с кадастровым номером ... , заключенному между Администрацией ГО г.Уфа РБ и ООО "Селена" N ... от ... г., недействительным в части передачи прав и обязанностей по договору аренды части земельного участка площадью ... кв.м, являющейся земельным участком с кадастровым номером ... , местоположение границ, площадь и характерные точки границ которого определены межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Гайсиной И.В.;
определить, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с межевым планом о разделе земельного участка с кадастровым номером ... , подготовленным кадастровым инженером Гайсиной И.В., без заявлений и согласования границ с правообладателями земельного участка с кадастровым номером ... ;
определить, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером ... N ... от ... г. в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... ,без заявлений и согласования границ с правообладателями земельного участка с кадастровым номером ... ;
установить границы земельного участка площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , с конфигурацией по его фактическому расположению в соответствии с указанными в исковом заявлении координатами.
В обоснование своих исковых требований указала, что Фархтдиновой Р.Ш. принадлежат на праве общей долевой собственности жилой дом с надворными постройками литеры ... расположенные на земельном участке площадью ... кв.м по адресу: ... , на основании договора купли-продажи от ... г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... N ... от ... г. Данный жилой дом располагается на земельном участке, которому ранее был присвоен кадастровый номер ... , площадью ... кв.м. Указанный земельный участок предназначен для обслуживания жилого дома с надворными постройками и использовался собственниками дома с момента регистрации своего права на дом, что подтверждается техническими паспортами на индивидуальный жилой дом. В дальнейшем ей стало известно, что земельный участок с кадастровым номером ... был снят с кадастрового учета в связи с перераспределением и образованием нового земельного участка с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования: проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, объектов обслуживания населения и подземной автостоянкой. Данная процедура перераспределения была проведена незаконно, с нарушением установленных процедур, следствием чего стала утрата земельным участком с кадастровым номером ... своих уникальных характеристик, позволяющих отличить его от иных земельных участков. Действия Администрации ГО г.Уфа РБ привели к нарушению ее прав на предоставление указанного земельного участка в собственность или аренду в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, подлежащих защите в судебном порядке. Считает, что в нарушение п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ при перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... ни у нее, ни у других собственников дома не было получено письменного согласия на эти действия как у законного правообладателя (землепользователя) данного участка. Фархтдинова Р.Ш. полагала, что на основании оспариваемого ею постановления N ... от ... г. земельный участок с кадастровым номером ... фактически изъят для муниципальных нужд и передан в аренду ООО "Селена". В нарушение положений п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст.ст. 279-282 Гражданского кодекса РФ указанный земельный участок был изъят для муниципальных нужд без решения суда, без предварительной уплаты равноценного возмещения, ей как собственнику жилого дома не было направлено письменное уведомление о предстоящем изъятии земельного участка не позднее чем за год до этого изъятия, постановление N ... от ... г. не зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость, не предложено заключить с ней соглашение о выкупе изымаемого земельного участка с уплатой выкупной цены, не предъявлен в суд иск о выкупе данного участка в течение трех лет с момента направления указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. До настоящего времени Фархтдинова Р.Ш. совместно с другими сособственниками продолжает владеть и пользоваться вышеуказанным земельным участком, по данному факту никаких правопритязаний со стороны третьих лиц к ним не предъявлялось. Изъятие земельного участка без изъятия расположенного на нем жилого дома истец считает нарушением принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, следующих судьбе этих земельных участков, установленного пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ. Государственная регистрация права аренды на земельный участок с кадастровым номером ... явилась основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ... с присвоением ему статуса "архивный". Ввиду нахождения дома по ул. ... , на снятом с учета земельном участке в государственной регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером ... должно было быть отказано. В связи с этим на основании ст.ст. 166-168 ГК РФ Фархтдинова Р.Ш. полагала договор аренды N ... от ... г. и договор уступки прав и обязанностей N ... от ... г. недействительными (ничтожными) в части, касающейся передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером ... , действия по снятию с кадастрового учета указанного земельного участка и передаче его в аренду - злоупотреблением правом со стороны Администрации ГО г.Уфа РБ и ООО "Селена", совершенными с целью избежать выполнение процедуры изъятия земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. Действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления земельного участка с кадастровым номером ... на кадастровом учете ввиду отнесения сведений о нем к архивным сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН). Истцу было разъяснено о возможности обращения к кадастровому инженеру с целью изготовления межевого плана для дальнейшей постановки земельного участка на кадастровый учет. Истец обратилась в ООО " ... " за изготовлением межевого плана по установлению координат поворотных точек земельного участка. Согласно межевому плану от ... г. установлены границы земельного участка с кадастровым номером ... , которые являются идентичными границам земельного участка с кадастровым номером ... В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в ГКН отсутствуют сведения о нем, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина обязан в месячный срок утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Однако Администрация ГО г.Уфа РБ отказала в согласовании схемы расположения вновь образованного земельного участка на кадастровом плане территории. При этом договор аренды N ... от ... г. препятствует постановке на кадастровый учет образованного земельного участка, а ООО "Селена" и ООО "Трест N 7" не намерены согласовать во внесудебном порядке постановку на кадастровый учет этого участка, что является основанием для защиты прав истца в судебном порядке.
Фархтдинова Р.Ш. в обоснование своих требований также ссылалась на п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Поэтому по смыслу пп. 1 и 4 ст. 28 Закона о кадастре в случае возникновения спора о правильности описания границ основанием для внесение необходимых изменений в сведения в ГКН о местоположении земельного участка будет являться решение суда об установлении границ земельного участка в конкретных координатах. На этом основании изложенного Фархтдинова Р.Ш. просила суд удовлетворить вышеперечисленные исковые требования.
ООО "Трест N 7" обратилось в суд с встречным иском к Фархтдиновой Р.Ш. и кадастровому инженеру Гайсиной И.В. об оспаривании результатов межевания земельного участка площадью ... кв.м, выраженных в межевом плане от ... г.
В обоснование своих требований ООО "Трест N 7" указало, что удовлетворение иска Фархтдиновой Р.Ш. фактически приведет к уменьшению площади находящегося в аренде у Общества земельного участка кадастровый номер ... , что напрямую затрагивает имущественные права ООО "Трест N 7".
ООО "Трест N 7" считает, что согласно п. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, указанными в п. 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, описанных в ГКН. Обращение кадастрового инженера в Администрацию ГО г.Уфа РБ с предложением согласовать или утвердить межевой план, схему расположения земельного участка является обращением к ненадлежащему лицу. В межевом плане от ... г. отсутствует указанный акт согласования, подписанный представителем ООО "Селена" или с приложенными к нему его возражениями относительно установленных границ участка. Это свидетельствует о намерении истца обойти установленный ст.ст. 38-40 Закона о ГКН порядок согласования местоположения границ земельных участков и составления межевого плана при уточнении границ земельных участков. Истцом не доказан факт принадлежности ей и иным сособственникам дома земельного участка кадастровый номер ... на установленном законом конкретном виде права - праве собственности, ином вещном праве, праве аренды. На основании изложенного ООО "Трест N 7" просило признать недействительными результаты межевания земельного участка ... кв.м, занимаемого жилым домом N ... по ул. ... , выраженные в составленном кадастровым инженером ООО " ... " Гайсиной И.В. межевом плане от ... г.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Фархтдинова Р.Ш. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Фархтдиновой Р.Ш. - Королькову О.В., представителя ООО "Селена" и ООО "Трест N 7"- Гилязова И.Р., представителя Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ - Тинякову В.Н., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Фархтдиновой Р.Ш. на основании договора купли-продажи от ... г. реестровый N ... приобретена ... доля в праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом с надворными постройками литеры ... , находящийся по адресу: ...
Решением Кировского районного суда г.Уфы РБ от ... г. за Фархтдиновым Р.Т. признано право собственности на ... долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.
Согласно выписке из ЕГРП от ... г. указанный жилой дом в настоящее время находится в общей долевой собственности у следующих лиц: у Ф.Р.Т. - ... доля, у Фархтдиновой Р.Ш. - ... доля, у ООО "Селена" - ... доля в праве собственности.
В представленной суду истцом архивной справке Центрального государственного исторического архива РБ N ... от ... г. указано, что в справочной книге г. ... за ... и ... годы по улице ... дом N ... владельцем значится К.Е.П.
В другой архивной справке из того же архива под тем же номером N ... от ... г. указано, что согласно справочной книге "Список улиц города ... " улица с прежним наименованием ... последовательно переименовывалась и по состоянию на ... г. имеет окончательное наименование улица ...
Согласно п.п. ... постановления N ... от ... г. Администрацией ГО г.Уфа РБ утвержден проект границ по перераспределению земельных участков ... , находившихся в государственной собственности, и проект границ земельного участка ... образованного в результате перераспределения указанных участков.
Как следует из землеустроительного (межевого) дела N ... от ... г., основанием для проведения работ по межеванию является постановление N ... от ... г. На основании протокола заседания Комиссии по застройке г. ... от ... г. о предоставлении земельных участков в связи с согласованием проекта застройки квартала N ... и заявления ООО "Селена" от ... г. Администрацией ГО г.Уфа РБ поручено КУМС и Горкомзему подготовить проект границ земельных участков, необходимых для отвода под строительство.
Землеустроительные работы проведены МУП " ... " на территории существовавшего в Кировском районе г.Уфы по ул. ... земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, находившегося в неразграниченной государственной собственности. По результатам межевания между КУМС и ООО "Селена" подписан Акт согласования границ земельного участка от ... г. с приложением плана границ вновь сформированного земельного участка. На наличие иных правообладателей смежных участков, имевших право на согласование границ при межевании, в данном Акте не указано. План границ вновь сформированного земельного участка утвержден ... г. начальником территориального отдела Роснедвижимости по РБ. В результате межевания сформирован и произведен отвод земельного участка в квартале N ... площадью ... кв.м.
Сведения о нахождении в период проведения межевых работ перераспределенных земельных участков или какой-либо их части в частной собственности в землеустроительном деле N ... от ... г. отсутствуют.
В материалах указанного землеустроительного дела имеется договор аренды N ... от ... г. о предоставлении Администрацией г.Уфы Халитовой В.М. в аренду земельного участка площадью ... кв.м для обслуживания ... доли индивидуального жилого дома (литер ... ) и надворных построек по ул. ... сроком аренды до ... г.
Пунктами ... постановления N ... от ... признаны недействующими и не подлежащими применению пункты ... постановления главы Администрации г.Уфы N ... от ... о предоставлении Х.В.М. права аренды земельного участка для обслуживания жилого дома N ... , КУМС поручено расторгнуть соответствующий договор аренды N ... от ... г.
Согласно выписке из ГКН от ... г. земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м поставлен на кадастровый учет ... г. и снят с учета ... г. в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером ...
Согласно п. ... постановления N ... от ... г. Администрацией ГО г.Уфа РБ сформированный земельный участок площадью ... кв.м предоставлен в аренду ООО "Селена" сроком на ... года для проектирования и строительства жилых домов и объектов обслуживания населения.
На основании п. ... приведенного постановления с ООО "Селена" заключен договор аренды N ... от ... г. земельного участка с кадастровым номером ...
В соответствии с постановлением Администрации ГО г.Уфа РБN ... от ... г. срок аренды продлен на ... лет - до ... г. На основании договора N ... от ... г. уступки прав и обязанностей по договору N ... от ... г. ООО "Селена" уступило ООО "Трест N 7"право аренды на указанный земельный участок.
Разрешая исковые требования Фархтдиновой Р.Ш. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлены доказательства возникновения или приобретения в установленном законом порядке права собственности, иного вещного права, предусмотренного ст. 216 ГК РФ, или права, возникающего на основании договора аренды, безвозмездного срочного пользования и т.п., на спорный земельный участок с кадастровым номером ...
Как верно указал суд, правообладание жилым домом, расположенном на спорном земельном участке, а также пользование земельным участком без оформления правоустанавливающих документов на него не влекут возникновение права собственности либо иного вещного права на участок.
Согласно ст.7 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. N1103-1 (действовавшего до 30.10.2001 г. - даты введения в действие ЗК РФ) граждане РСФСР имели право по своему выбору получить в собственность(за плату и бесплатно), пожизненное наследуемое владение или аренду земельные участки, в том числе для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Передача земельных участков в собственность или пожизненное наследуемое владение граждан производилась местными Советами народных депутатов (ст.ст.7, 11 ЗК РСФСР).
Предоставление земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение осуществлялось по заявлению гражданина. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовил необходимые материалы и представлял их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдавалось гражданину в семидневный срок с момента его принятия. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служили основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждалась Советом Министров РСФСР (ст. 30 ЗК РСФСР). Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, выдаваемым и регистрируемым Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР. Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверялось договорами, формы которых утверждались Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. К договору прилагался план земель, предоставленных во временное пользование, аренду (ст. 31 ЗК РСФСР). При переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходило и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдавался новый документ, удостоверяющий право на землю (ст. 7 ЗК РСФСР).
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие указанного Закона до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. N219, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.199 г. N1767, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. N493, свидетельства о прав собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. N177.
Истцом каких-либо документов, решений (актов) уполномоченного органа, подтверждающих предоставление спорного земельного участка прежним собственникам дома N ... в соответствии вышеперечисленными правовыми актами, представлено не было. Равно как не было представлено документа, удостоверяющего право Фархтдиновой Р.Ш. на спорный земельный участок в качестве правопреемника его прежних владельцев.
Поскольку площадь спорного земельного участка с кадастровым номером ... ( ... кв.м.) не соответствует площади земельного участка, указанного в договоре купли-продажи от ... равной ... кв.м., документального подтверждения обоснованности данного различия в площади этих участков истцом не представлено, отсутствуют сведения о формировании и постановке на кадастровый учет участка площадью ... кв.м, что исключает возможность его идентификации как объекта недвижимости и определения его принадлежности прежним собственникам дома N ... , на момент заключения истцом договора купли-продажи от ... г. земельный участок с кадастровым номером ... еще не был поставлен на кадастровый учет (дата постановки на учет - ... г.), то есть не существовал как объект недвижимости, суд пришел к верному выводу о несостоятельности доводов Фархтдиновой Р.Ш. о приобретении (переходе) к ней в соответствии со ст. 35 ЗК РФ имущественных прав на спорный участок при покупке в ... г. доли на дом.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что предоставление земельного участка с кадастровым номером ... одному из прежних сособственников дома N ... Халитовой В.М. по договору аренды N ... от ... г. не свидетельствует о возникновении у истца и права аренды на этот участок.
Фархтдиновой Р.Ш. не представлено допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о заключении ею самостоятельно договора аренды части спорного земельного участка или вступления ее в договор аренды N ... от ... г. со множественностью лиц на стороне арендатора в соответствии с п. 3 ст.36 ЗК РФ, действовавшей до ... г.
Доказательств совершения самостоятельно или совместно с другими сособственниками дома N ... действий по оформлению прав на спорный участок путем государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и иных целей, обращения в Росреестр для регистрации прав на участок по указанному основанию ею также не представлено, как не представлено доказательств отказа в регистрации.
Фархтдиновой Р.Ш. также не представлено доказательств ее письменного обращения в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о передаче ей бесплатно в собственность спорного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с его нахождения в ее фактическом пользовании до введения в действие ЗК РФ.
Суд правильно указал, что принадлежавшая Х.В.М. ... доля в праве Собственности на дом N ... была продана ею ООО "Селена" по договору купли-продажи N ... от ... г. С даты регистрации перехода права собственности на ... долю на дом, то есть с ... г. (согласно выписке из ЕГРП от ... г.), Халитова В.М. фактически утратила как свой материальный интерес в пользовании арендованным ею земельным участком, так и правовые основания для пользования им, ввиду того, что она уже не обладала правом собственности на объект недвижимости, для размещения которого и предоставлялся этот участок. В связи с этим, указанный договор аренды подлежал расторжению.
Следовательно данное Администрацией ГО г.Уфа РБ в п. ... постановления N ... от ... г.поручение КУМС расторгнуть договор аренды N ... от ... г. не нарушило прав Х.В.М. как прежнего арендатора и уж тем более не могло нарушить прав истца, так как ею права аренды на земельный участок с кадастровым номером ... или его часть никогда не оформлялось.
Учитывая изложенное, суд правильно сделал вывод, что является необоснованным довод истца, что в нарушение п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ при перераспределении указанного земельного участка у нее и других собственников дома не было получено письменного согласия на эти действия как у законного правообладателя (землепользователя) данного участка.
На дату принятия постановления N ... от ... г. действовал следующий порядок изъятия земельных участков и жилых помещений для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 55 ЗК РФ, утратившей силу ... г., принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд могло быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа и определения выкупной цены земельного участка при его изъятии для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок прекращения прав владения и пользования таким участком и права его собственника устанавливались гражданским законодательством (п. 3 ст. 55 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 02.07.2007 г.) земельный участок мог быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымалась земля, решение об изъятии земельного участка принималось федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (п.2 ст.279 ГК РФ). Этот орган затем и осуществлял выкуп изымаемого участка. При этом согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен был не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомляться об этом органом, принявшим решение об изъятии. Решение об изъятии земельного участка подлежало государственной регистрации, а собственник этого участка должен был извещаться об этой регистрации с указанием ее даты (п. 4 ст. 279 ГК РФ). При определении выкупной цены в нее включались рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все причиненные собственнику участка таким изъятием убытки (п. 2 ст. 281 ГК РФ). В случае несогласия собственника земельного участка с решением об изъятии или его отказе от заключения соглашения о выкупной цене уполномоченный орган мог предъявить иск о выкупе земельного участка в суд, но только в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ (ст. 282 ГК РФ). Предусмотренные ст.ст. 279-282 ГК РФ правила изъятия подлежали применению и в отношении земельного участка, находившегося во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования (ст. 283 ГК РФ).
Следовательно, основанием для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд являлось совокупность юридических фактов (фактического состава), в отсутствие которого данная процедура не могла быть осуществлена, а именно:
- принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка;
- направление органом, принявшим решение об изъятии, письменного уведомления о предстоящем изъятии земельного участка его собственнику (землепользователю, землевладельцу) за один год до этого изъятия;
- государственная регистрация решения об изъятии земельного участка; - направление органом, принявшим решение об изъятии, письменного уведомления собственнику (землепользователю, землевладельцу) земельного участка о государственной регистрации решения об изъятии;
- предъявление органом, принявшим решение об изъятии, иска о выкупе земельного участка в суд, в пределах двух лет от даты направления собственнику (землепользователю, землевладельцу)участка уведомления о предстоящем изъятии (в случае отказа от заключения соглашения о выкупе).
Таким образом, согласно закону изъятие земельного участка у его собственника осуществляется либо по соглашению с ним, либо в принудительном, то есть судебном порядке на основании решения суда, принятого по иску органа, принявшего решение об изъятии этого участка. Законом не предусмотрено такого порядка изъятия земельного участка, как принятие уполномоченным органом решения об изъятии этого участка, влекущего лишь в силу факта его принятия прекращение прав у его собственника, землепользователя, землевладельца (в частности, путем снятия земельного участка с кадастрового учета).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что несмотря на то, что п. ... постановления N ... от ... г. ранее не было исполнено, а в настоящее время не подлежит исполнению ввиду следующего:
согласно сведениям из ЕГРП указанное постановление не зарегистрировано до настоящего времени, вследствие чего согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обременение земельных участков в пользу администрации ГО г.Уфа РБ (в виде возможного будущего изъятия для муниципальных нужд) не возникло. Отсутствие же факта государственной регистрации решения об изъятии изначально лишило Администрацию ГО г.Уфа РБ возможности исполнения этого решения, в том числе и препятствовало подаче ею иска об изъятии земельных участков.
отсутствуют доказательства направления Администрацией ГО г.Уфа РБ или ее уполномоченным органом собственникам домов по ул.Коммунистическая письменных уведомлений о предстоящем изъятии занимаемых домами земельных участков с предложением заключить соглашение об их выкупе. Администрация ГО г.Уфа РБ отрицает факт направления от ее имени таких писем и соглашений собственникам домов, в том числе и дома N98. Истцом доказательств получения такого уведомления не представлено. Третье лицо Фархтдинов Р.Т. в суде первой инстанции факт получения подобного уведомления не подтвердил.
отсутствуют доказательства предъявления Администрацией ГО г.Уфа РБ в пределах двух лет с момента принятия указанного постановления к кому-либо из сособственников дома N ... иска об изъятии путем выкупа земельного участка и (или) находящихся на нем объектов недвижимости.
При таком положении, учитывая, что Фархтдиновой Р.Ш. не представлено доказательств совершения Администрацией ГО г.Уфа РБ действий, свидетельствовавших бы об изъятии земельного участка, занимаемого домом N ... , или о намерении изъять этот участок, суд верно признал несостоятельными доводы Фархтдиновой Р.Ш. об изъятии спорного земельного участка с нарушением установленного законом порядка изъятия земельных участков.
Исходя из сравнительного анализа норм п. 3 ст. 279 ГК РФ и ст. 282 ГК РФ о сроках уведомления собственника земельного участка о предстоящем изъятии и сроках предъявлении иска о выкупе данного участка, суд пришел к верному выводу, что в настоящее время действие решения об изъятии земельных участков, содержащееся в п. ... постановления N ... от ... г., фактически прекращено в силу закона, у Администрации ГО г.Уфа РБ как уполномоченного на изъятие органа отсутствует субъективное право на обращение в суд с иском об изъятии этих участков в силу истечения установленного законом срока на подачу такого иска.
Согласно содержанию п. ... постановления N ... от ... г. изъятие земельных участков могло состояться лишь после выкупа жилых помещений за счет средств ООО "Селена", а также выплаты за его же счет компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков. В связи с этим, без полного выкупа ООО "Селена" в договорном порядке у собственников жилого дома всех принадлежащих им долей на дом или жилых помещений в нем, расселения и сноса этого дома у Администрации ГО г.Уфа РБ не возникало никакой обязанности совершать действия по изъятию земельного участка, занимаемого соответствующим домом.
Принимая во внимание, что в настоящее время ООО "Селена" выкуплена только ... доля в праве собственности на дом N ... , остальные доли все еще принадлежат истцу и третьему лицу и, как указывает ООО "Селена", своего согласия на продажу своих долей по договору они не выразили, суд правильно указал, что данное обстоятельство исключает возможность изъятия дома N ... с надворными постройками (долей в праве собственности на этот дом) для муниципальных нужд.
Кроме того, постановление N ... от ... г. не содержит решения об изъятии для муниципальных нужд жилых домов по ул.Коммунистическая, в том числе и дома N ... , так как проведение выкупа жилых домов возложено непосредственно на ООО "Селена". Изложенное опровергает доводы Фархтдиновой Р.Ш. об изъятии земельного участка, занимаемого домом N ... , и находящихся на нем объектов недвижимости.
На основании изложенного судебная коллегия находит обоснованным вывод суда, что земельный участок с кадастровым номером ... был образован не путем изъятия существовавших земельных участков для муниципальных нужд, в том числе участка с кадастровым номером ... , а иным предусмотренным законом образом - путем перераспределения, что и следует из п.п. ... постановления N ... от ... г. Земельный участок ... , как и другие перераспределенные указанным постановлением участки, находились в неразграниченной государственной собственности, а потому в силу ст. 209 ГК РФ, абз. 3 пп. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действовавшей на тот момент редакции) Администрация ГО г.Уфа РБ как публичный собственник указанных участков имела право осуществить в отношении них любые действия по определению их юридической судьбы, в том числе по прекращению их существования как объектов недвижимости путем снятия их с кадастрового учета вследствие их перераспределения. На основании утвержденного вышеуказанным постановлением проекта границ ранее существовавшие земельные участки были сняты с кадастрового учета при постановке на кадастровый учет под номером ... сформированного в результате перераспределения земельного участка.
Поскольку Фархтдинова Р.Ш. не представила доказательств принадлежности ей земельного участка с кадастровым номером ... , суд обоснованно отказал в удовлетворении ее требований о признании недействительными постановлений Администрации ГО г.Уфа РБ N ... от ... г., N ... от ... г., договора аренды земельного участка N ... от ... г. в части передачи в аренду ООО "Селена" указанного участка и договора N ... от ... г. по уступке права аренды ООО "Трест N 7".
Рассматривая исковые требования Фархтдиновой Р.Ш. об установлении границ земельного участка, занимаемого жилым домом N ... по ул.Коммунистической, площадью ... кв.м, с условным номером ... , и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно указал, что раздел существующего земельного участка и образование из него указанного участка по требованию Фархтдиновой Р.Ш. не приведет к признанию (возникновению, восстановлению) ее прав на спорный участок, что свидетельствует о применении ею ненадлежащего способа защиты права.
Законом установлены особые требования в отношении порядка образования земельных участков из государственных и муниципальных земель и земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., то есть на дату составления межевого плана от 09.10.2014 г.) образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 данной статьи, могли быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельного участка указанный заявитель должен был приложить к заявлению кадастровый паспорт образуемого земельного участка и правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Согласно п. 4 ст. 11.3 ЗК РФ в решении об образовании земельного участка должны были указываться реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии); сведения об этих участке, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии).
Таким образом, с заявлениями об образовании, в том числе о разделе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствующий орган могли обращаться только лица, признаваемые согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями этих участков: землепользователи, землевладельцы и арендаторы.
Согласно п. 8 ст. 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. В связи с этим, в случае незаконного отказа уполномоченного органа вышеуказанные заявители имели право обратиться в суд с требованием об образовании, разделе, объединении земельного участка, а в случае отсутствия кадастрового паспорта на образуемый указанным способом земельный участок -в том числе с требованием об установлении его границ.
Между тем, Фархтдиновой Р.Ш. не представлено доказательств ее письменного обращения до ... г. в Администрацию ГО г.Уфа РБ с просьбой об образовании испрашиваемого участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером ... и принятия Администрацией ГО г.Уфа РБ решения об этом разделе или отказе в принятии такого решения, а также оспаривания ею такого отказа в суде. Истцом не представлено и правоустанавливающих документов на спорный участок, свидетельствовавших бы о наличии у нее на этот участок одного из указанных в п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ прав: права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (субаренды).
Со вступлением в силу с 01.03.2015 г. Федерального закона от 23.06.2014 г. N171-ФЗ (ст. 35 данного Закона) в установленный ЗК РФ порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, внесены изменения.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015 г.) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
В введенной в действие с 01.03.2015 г. ст. 11.10 ЗК РФ изложен порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Изменения означают, что с 01.03.2015 г. образование нового земельного участка из участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только в случае принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка (при отсутствии проекта межевания территории). Такое решение принимается в случае обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Администрация ГО г.Уфа РБ в суде первой инстанции указала, что проект межевания территории квартала, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером ... , еще не утвержден. Доказательств обратного Фархтдиновой Р.Ш. представлено не было. Следовательно, для раздела данного участка необходимо предварительное утверждение схемы расположения образуемого земельного участка.
Поскольку Фархтдиновой Р.Ш. не представлено доказательств ее письменного обращения после ... г. в Администрацию ГО г.Уфа РБ с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка в целях образования нового участка путем раздела вышеуказанного земельного участка и принятия Администрацией ГО г.Уфа РБ решения об утверждении данной схемы или отказа в принятии такого решения, а также оспаривания ею такого отказа в суде, суд правомерно сделал вывод о нарушении ею установленного порядка образования земельных участков.
Статьей 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 г., устанавливался порядок предоставления земельного участка гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, на ином вещном праве здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если здание, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежало нескольким лицам на праве собственности, эти лица имели право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, с учетом долей в праве собственности на здание. В целях приобретения прав на земельный участок указанные собственники должны были обращаться в соответствующий уполномоченный орган, указанный в ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении права на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня подачи этого заявления указанный орган принимал решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В случае отсутствия кадастрового паспорта на земельный участок этот орган в месячный срок утверждал и выдавал заявителю схему расположения участка на кадастровом плане, кадастровой карте территории. Указанный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимал решение о предоставлении участка заявителю с направлением ему копии решения с приложением кадастрового паспорта.
Таким образом, межевание земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, в том числе жилыми домами, являлось лишь частью процедуры предоставления этих участков в собственность или в аренду их потенциальным приобретателям. Этому межеванию, то есть выполнению кадастровых работ по образованию земельных участков, должно было предшествовать решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка, который имел намерение приобрести собственник объекта недвижимости. Причем данное решение принималось именно на основании заявления собственника объекта недвижимости о предоставлении ему в собственность или аренду занимаемого данным объектом земельного участка.
Как верно отметил суд первой инстанции, Фархтдиновой Р.Ш. не представлено доказательств ее письменного обращения до ... г. в Администрацию ГО г.Уфа РБ с целью приобретения прав на спорный участок, принятия Администрацией ГО г.Уфа РБ решения о предоставлении спорного участка истцу на основании утвержденной схемы расположения спорного участка или отказа в принятии такого решения, а также оспаривания ею такого отказа в суде. Ссылка истца на обращение в Администрацию ГО г.Уфа кадастрового инженера за согласованием схемы расположения спорного участка безосновательна по той причине, что такое обращение не может быть признано заявлением указанного в ст. 36 ЗК РФ лица, то есть собственника объекта недвижимости, в уполномоченный орган. Данное обращение не может содержать просьбы самого собственника о предоставлении земельного участка в собственность или аренду ввиду отсутствия у кадастрового инженера таких полномочий согласно Закону о кадастре.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости или помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре. В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или хмельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, в соответствии с новыми нормами главы V.I ЗК РФ образование и постановка на кадастровый учет земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, по-прежнему является составной частью процедуры предоставления этих участков в собственность или в аренду их собственникам указанных объектов.
При этом в п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ установлена особенность для случаев приобретения права собственности на неделимый земельный участок, занимаемый объектом недвижимости: все собственники этого объекта недвижимости или помещений в нем должны совместно обратиться в уполномоченный орган. Размер долей собственников объекта недвижимости или помещений в нем в праве общей собственности на такой земельный участок должен быть соразмерен, т.е. пропорционален, принадлежащим этим собственникам долям в праве на этот объект или помещения (п. 10 ст. 39.20 ЗК РФ).
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд правильно пришел к выводу об обоснованности довода ООО "Селена", являющегося сособственником дома N ... , что по смыслу п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ в отсутствие от ООО "Селена" заявления, поданного совместно с другими сособственниками дома, спорный участок никак не может быть приобретен ими в общую долевую собственность. Это обстоятельство опровергает утверждение третьего лица Фархтдинова Р.Т. о принадлежности спорного участка собственникам дома N ... на праве общей долевой собственности. В то же время, доказательств самостоятельной подачи Фархтдиновой Р.Ш. в Администрацию ГО г.Уфа заявления о предоставлении спорного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора суду также не представлено.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда, что исковое заявление в части требований об установлении границ спорного участка предъявлен Фархтдиновой Р.Ш. с целью обхода установленного законом порядка формирования и приобретения прав находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственниками расположенных на таких участках объектов недвижимости.
Кроме того, удовлетворение данной части исковых требований может привести к нарушению прав ООО "Селена", являющегося сособственником дома N ...
Установив, что представленный истцом межевой план от ... г. в действительности не отражает реальных границ спорного участка, поскольку составлен по ранее внесенным в ГКН сведениям о границах ранее состоявших на кадастровом учете земельных участков, без выезда на местность и проведения геодезических работ, в отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной Администрацией ГО г.Уфа РБ, суд обоснованно сделал вывод, что кадастровый учет земельного участка не может быть произведен на основании данного межевого плана от ... г., межевой план является ненадлежащим доказательством выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии с установленным законом порядком.
Учитывая, что результаты межевания спорного участка, выраженные в указанном межевом плане от ... г., явились одним из оснований для предъявления Фархтдиновой Р.Ш. иска о разделе земельного участка с кадастровым номером ... , что прямо нарушает имущественные интересы его арендатора ООО "Трест N 7", судебная коллегия соглашается с выводом суда, что встречный иск ООО "Трест N 7" об оспаривании результатов межевания подлежит удовлетворению.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы РБ от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фархтдиновой Р.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий: Вахитова Г.Д.
Судьи: Габитова А.М.
Нигматуллина Р.Р.
Справка: судья Шакиров А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.