Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.
и судей краевого суда Иванова А.В., Погореловой Е.А.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 марта 2016 года гражданское дело по иску Шадриной Т. В. к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая больница N" о признании приказа, устанавливающего доплату за работу в ночное время, незаконным, признании права на получение надбавки за работу в ночное время
по апелляционной жалобе истца Шадриной Т.В.
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от "Дата", которым постановлено:
В удовлетворении иска Шадриной Т. В. к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая больница N" о признании приказа главного врача ГУЗ КБ N от "Дата" N, устанавливающего доплату за работу в ночное время, незаконным, признании права на получение надбавки за работу в ночное время в размере 100% должностного оклада отказать.
Заслушав доклад судьи Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадрина Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. "Дата" она была принята на работу в ГУЗ "КБ N" на должность санитарки отделения анестезиологии - реанимации. За выполнение трудовых обязанностей ей была установлена заработная плата в размере должностного оклада в сумме "данные изъяты" рублей, а также выплаты компенсационного характера, в том числе доплата за работу в ночное время - 100%. В "Дата" она получила уведомление администрации ГУЗ "КБ" N от "Дата", согласно которому, с "Дата" ей будет установлена доплата за работу в ночное время в размере 50% должностного оклада. С данным уведомлением и Приказом ГУЗ "КБ N" N от "Дата" "Об оплате труда в ночное время" она не согласна, так как на основании ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Из Приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края N - "Дата" "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края" следует, что медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится в размере 100% часового оклада (п. 3.3 п.3 ст. 5.1., раздела 5 "Размер, условия и порядок установления выплат компенсационного характера"). В "Дата" в ГУЗ "КБ N" был принят новый коллективный договор на "Дата" годы. Приложением N к данному договору является "Положение об оплате труда работников ГУЗ "КБ N". Из содержания приложения N к указанному Положению - Перечень должностей работников ГУЗ "Краевая больница N", которым устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы, следует, что лицам, состоящим в должности санитарки отделения анестезиологии - реанимации (пункт 33), также выплачивается доплата за работу в ночное время в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы. С приказом ГУЗ "КБ N" N от "Дата". "Об оплате труда в ночное время" её ответчик не ознакомил, его содержание ей не известно. С учетом уточнения исковых требований, просила суд признать приказ ГУЗ "КБ N" N от "Дата". "Об оплате труда в ночное время" незаконным, признать за ней право на получение надбавки за работу в ночное время в размере 100% должностного оклада.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 181-190).
В апелляционной жалобе Шадрина Т. В. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. Ссылаясь на нормы права и условия трудового договора, указывает, что ей установлена доплата за работу в ночное время в размере 100% тарифной ставки (оклада). По мнению заявителя, дополнительное соглашение к коллективному договору ГУЗ "КБ N", в котором оплата труда в ночное время младшему медицинскому персоналу установлена в размере 50% тарифной ставки, было принято в нарушение закона - ст. 44 ТК РФ, не в той форме, в которой был принято коллективный договор, без учета мнения работников. Кроме того, указанное соглашение вступило в силу "Дата"., а оплату труда в ночное время в размере 100% истец перестала получать с "Дата". Полагает, что приказ главного врача ГУЗ "КБ N" является незаконным, поскольку противоречит положениям коллективного договора на "Дата" годы. Выражает несогласие с выводом суда о том, что санитарка не является медицинским работником и не может оказывать медицинскую помощь. Исходя из должностной инструкции, показаний свидетелей и норм закона, санитарки являются лицами, имеющими права оказывать стационарную помощь женщинам в период беременности, родов и после родов. Следовательно, они имеют право на дополнительную оплату в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы (л.д. 196-198).
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении дела не заявили. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции было установлено, что истец работала в качестве санитарки родового отделения Государственного учреждения здравоохранения "Краевая больница N" (л.д.14), согласно трудовому договору ей была установлена доплата за работу в ночное время в размере 100% за фактически отработанное время (л.д.6).
Приказом главного врача Государственного учреждения здравоохранения "Краевая больница N" (далее по тексту - ГУЗ "КБ N") N от "Дата" "Об оплате труда в ночное время" было постановлено установить с "Дата" оплату за работу в ночное время в размере 50% должностного оклада среднему и младшему персоналу всех отделений стационара.
Оспаривая данный приказ, истец ссылалась на то, что Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края N от "Дата" "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края" установлено, что медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, доплата за работу в ночное время производится в размере 100% часовой ставки (должностного оклада).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шадриной Т.В., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ об установлении доплаты в размере 50% должностного оклада является законным, поскольку истец не относится к медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, изменение условий трудового договора было произведено работодателем в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с законом, а также положениями коллективного договора.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Как было установлено судом первой инстанции, условия оплаты труда в ГУЗ "ККБ N" определяются Коллективным договором на "Дата" годы, принятым на общем собрании трудового коллектива "Дата" (л.д.44-52).
Пунктом 5.1 данного договора предусмотрено, что системы оплаты труда в ГУЗ "КБ N", в том числе размеры, условия и порядок установления выплат компенсационного характера (например, за работу в ночное время), определяются статьями 144,145,154 Трудового кодекса Российской Федерации, законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N382 "О базовых (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края", Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.01.2015 N 34 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края".
Работодатель обязуется установить работникам в необходимых случаях, с учетом условий труда и норм действующего законодательства, выплаты компенсационного характера, в частности, доплату за работу в ночное время (п.5.4 коллективного договора).
В силу ст. 3 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 N 964-ЗЗК ("Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 21.03.2014), размеры, условия и порядок предоставления компенсационных выплат, в том числе за работу в ночное время, устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Пунктами 4-5 Положения о доплате за работу в ночное время работникам государственных учреждений Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.07.2014 N 392 определено, что по общему правилу, работникам краевых учреждений здравоохранения доплата за работу в ночное время производится в размере 50% оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за каждый час работы в ночное время, а медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится в размере 100% оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за каждый час работы в ночное время.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26.01.2015 N 34 было утверждено "Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Забайкальского края", пунктом 3 названного Положения определено, что выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за работу в ночное время, устанавливаются в соответствии с законодательством.
Пунктом 3.3 вышеназванного Положения предусмотрено, что медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится в размере 100% часовой ставки (должностного оклада) с учетом квалификационной категории и выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является занятость истца оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи.
Действующее законодательство, определяя понятие экстренной и неотложной помощи, (ч. 4 ст. 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), как медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента либо без явных признаков угрозы жизни пациента, тем не менее, не содержит перечня лиц (работников), которые такую помощь оказывают.
Следовательно, такой перечень должен определяться самими лечебными учреждениями.
По настоящему делу перечень лиц, занятых оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, был определен сторонами коллективного договора в Приложении N к Положению об оплате труда работников ГУЗ "КБ N" (л.д.65).
Вопреки доводам истца, в данный перечень не входила должность санитарки родового отделения.
Должности санитарки родового отделения, младшей медицинская сестры родового отделения (л.д.65) вошли в раздел 2 Перечня N6 -медицинский персонал, занятый оказанием круглосуточной медицинской помощи. При этом в раздел 2 данного перечня входили и иные должности работников, которые явно не занимались оказанием скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи (сторож гаража хозяйственной части и так далее).
Медицинскому персоналу, занятому оказанием круглосуточной медицинской помощи, оплата за работу в ночное время была определена в размере 100% часовой тарифной ставки за каждый час работы, в то время как действующее законодательство и вышеприведенные нормативные акты об оплате труда не предусматривают такой льготы.
Установив данное обстоятельство, стороны коллективного договора заключили дополнительное соглашение от "Дата", которым были внесены изменения в коллективный договор, и внесли изменения в Приложение N, установив перечень работников ГУЗ "КБ N", которым за работу в ночное время устанавливается доплата в размере 50% должностного оклада за каждый час работы. В указанный перечень внесена должность санитарки родового отделения.
Такое изменение коллективного договора не противоречит закону, поскольку было произведено по вопросам, которые в соответствии с законом, должны разрешаться в коллективном договоре.
Статья 40 ТК РФ определяет, что коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
По настоящему делу, коллективным договором ГУЗ "ККБ N" на "Дата" годы установлено, что сторонами коллективного договора являются учреждение в лице главного врача и работники учреждения в лице их представителя - первичной профсоюзной организации (п.1.1.2 договора).
В силу ст. 44 ТК РФ, изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Как усматривается из коллективного договора, явившегося предметом исследования по настоящему делу, порядок его заключения был определен, и сторонами договора, подписавшими его, являются учреждение в лице главного врача и работники учреждения в лице их представителя - первичной профсоюзной организации.
Изменения в коллективный договор были подписаны этими же сторонами, в связи с чем судебная коллегия находит несостоятельной ссылку истца на то, что трудовой договор должен быть заключен со стороны работников общим собранием трудового коллектива.
При этом, вопреки, доводам апелляционной жалобы, мнению работников было учтено, поскольку изменения в коллективный договор со стороны работников подписаны уполномоченным на то органом - первичной профсоюзной организацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор было зарегистрировано "Дата", юридического значения не имеют, поскольку как коллективный договор, так и дополнительные соглашения к нему вступают в силу не с момента регистрации, а с момента подписания их сторонами, что предусмотрено ст. 43 ТК РФ и п. 1.6.2 коллективного договора (л.д.45).
По настоящему делу изменения в коллективный договор были подписаны сторонами договора - главным врачом и представителем первичной профсоюзной организации "Дата", следовательно, именно с этой даты изменения должны вступать в силу.
При этом изменение размера оплаты труда с 9, а не с "Дата", никак не нарушило прав истца, которая, как это следует из табелей учета рабочего времени "Дата" в ночное время не работала (л.д.95), и заработная плата за работу в ночное время "Дата" ей не начислялась.
Таким образом, оспариваемый приказ не нарушал права истца на оплату в ночное время и не мог быть признан незаконным. Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Шадриной Т.В.
Иные доводы апелляционной жалобы, в частности, о том, что истец фактически занята оказанием экстренной и неотложной медицинской помощи, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, они были подробно проанализированы судом и после оценки доказательств, произведенной по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно отвергнуты. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.