Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Шакиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Долженковой Ю. В. на решение Советского районного суда г.Томска от 09 ноября 2015 года
дело по иску Шишлянниковой Т. А. к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации г. Томска о представлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения Шишлянниковой Т.А. и ее представителя Гриценко Е.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шишлянникова Т.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации г. Томска о возложении на администрацию г. Томска обязанности предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 34 кв.м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование требований указала, что признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, по состоянию здоровья имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В связи с этим была включена в список граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, однако отдельным жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании представитель истца Гриценко Е.Ю. требования поддержала.
Представитель третьего лица Администрации Томской области Доренская А.В. считала требования подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Шишлянниковой Т.А., представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица Администрации Ленинского района г.Томска.
В письменном отзыве представитель администрации г. Томска Долженкова Ю.В. против удовлетворения требований возражала, указав, что обязанность по обеспечению жильем инвалидов на администрацию г. Томска действующим законодательством не возложена.
Обжалуемым решением суд на основании статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 49, 50, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совестное проживание граждан в жилом помещении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь", пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", статьи 39 Устава г.Томска, решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" исковые требования удовлетворил, обязал администрацию г.Томска предоставить Шишлянниковой Т.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 34 кв.м с учетом права истца на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Долженкова Ю.В. просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Считает, что приведенные в решении суда выводы основаны на неверном толковании закона. Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов как мера социальной поддержки инвалидов в силу действующего законодательства отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации. В настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное регулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, возложение на администрацию г.Томска обязанности по обеспечению Шишлянниковой Т.А. жилым помещением во внеочередном порядке не основано на законе.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Шишлянникова Т.А. считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя администрации г. Томска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не нашла.
Как видно из дела, Шишлянникова Т.А. зарегистрирована в муниципальном жилом помещении, общей площадью /__/ кв.м., по адресу: /__/. В данном жилом помещении также имеют регистрацию еще 8 человек: П., П., П., П., Ш., Ш., Ш., Ш.
Шишлянникова Т.А. является инвалидом /__/ группы, при этом страдает тяжелой формой хронического заболевания код /__/., включенного в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района г. Томска от 27.08. 2015 N 916 Шишлянникова Т.А. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Шишлянникова Т.А. относится к категории граждан, обеспечиваемых жилым помещением вне очереди, в связи с чем предоставление жилого помещения на истца, исходя из нормы предоставления на одного человека в размере 17 кв.м, а также ее права на дополнительную жилую площадь, т.е. не менее 34 кв.м, не противоречит действующему законодательству.
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований не соглашаться с ним у судебной коллегии не имеется.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
На основании ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан исходя из необходимости оградить их и проживающих совместно с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Шишлянникова Т.А., в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
По смыслу ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди).
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
В связи с этим судебная коллегия не может признать обоснованной ссылку в апелляционной жалобе на то, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку, исходя из положений приведенных выше норм права, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика как органа местного самоуправления в соответствии с п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку Шишлянникова Т.А. страдает хронической формой заболевания и включен в соответствующий список граждан, нуждающихся в жилом помещении, после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Томска обязанности по предоставлению Шишлянниковой Т.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в пределах территории муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 34 кв.м. с учетом права Шишлянниковой Т.А. на дополнительную жилую площадь.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Томска Долженковой Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.