Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Болонкиной И.В.
при секретаре Стакиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа - г.Галич Костромской области Виноградовой М.Б. на решение Галичского районного суда Костромской области от 20 января 2016 г., которым на муниципальное образование городской округ - г.Галич Костромской области в лице администрации городского округа - г.Галич Костромской области возложена обязанность предоставить Огай А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа - г.Галич, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Огай А.В. к администрации городского округа - г.Галич Костромской области о предоставлении жилого помещения, указав следующее. Огай А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Антроповского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Огай А.В.: мать ФИО7 и отец ФИО8 лишены в отношении него родительских прав. Жилое помещение, в котором Огай А.В. проживал с родителями и зарегистрирован, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", в соответствии с актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N признано непригодным для постоянного проживания. Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ Огай А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В данный момент Огай А.В. проходит обучение в ОГБОУ СПО "Галичский индустриальный колледж Костромской области", проживает в общежитии колледжа по адресу: "адрес". Срок обучения Огай А.В. в этом образовательном учреждении - до 2017 г. Жилым помещением на праве собственности либо по договору социального найма Огай А.В. не обладает. С учетом изложенного, а также ссылаясь на нормы жилищного законодательства, прокурор просит возложить на администрацию городского округа - г.Галич Костромской области обязанность предоставить Огай А.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение, расположенное на территории городского округа - г.Галич Костромской области.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрация Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа - г.Галич Костромской области Виноградова М.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В рамках Закона Костромской области от 26 марта 2015 г. N 646-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в бюджет городского округа - г.Галич на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, выделена субвенция, на нее приобретено одно жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и передано лицу из числа детей-сирот. Других субвенций не предоставлялось, ввиду чего администрация не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением без дополнительного финансирования из средств бюджета субъекта федерации. Отмечает, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, с другой, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления. Считает, что суд пришел к выводу о приобретении истцом права первоочередного получения жилого помещения специализированного жилищного фонда городского округа - г.Галич, не учтя при этом нарушение прав других лиц данной категории. Обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт проживания Огай А.В. в г. Галиче. Кроме того, Огай А.В. на учете нуждающихся в жилом помещении в городском округе г.Галич не состоит, с соответствующим заявлением не обращался.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Огай А.В., заместитель прокурора Антроповского района Костромской области Дубовик С.В., представитель департамента финансов Костромской области Боброва Д.А. полагают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" пришел к выводу о том, что Огай А.В. должен быть обеспечен жилым помещением по месту жительства на территории городского округа - г.Галич, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения лежит на администрации городского округа - г.Галич.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Огай А.В. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Решением Антроповского районного суда Костромской области от 26 апреля 2004 г. родители Огай А.В. - ФИО8 и ФИО7 лишены в отношении него родительских прав.
С ДД.ММ.ГГГГ Огай А.В. находился в ОГУ "Антроповский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ромашка".
Постановлением главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N Огай А.В. передан на воспитание в приёмную семью ФИО11, проживающей по адресу: "адрес".
Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 3 от ДД.ММ.ГГГГг. N договор о передаче Огай А.В. в приемную семью ФИО11 был расторгнут, Огай А.В. направлен в ОГКУ "Галичский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", где находился на реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Огай А.В. проходил военную службу в Вооружённых Силах РФ, до призыва в армию обучался в Вологодском техникуме железнодорожного транспорта. По окончании прохождения военной службы Огай А.В. до сентября 2014 г. нигде не учился, официально не работал, проживал у родственников и друзей в "адрес" и в "адрес".
С 1 сентября 2014 г. по настоящее время Огай А.В. обучается по очной форме в ОГБОУ СПО "Галичский индустриальный колледж Костромской области", зарегистрирован по месту пребывания в общежитии колледжа по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Жилое помещение, в котором Огай А.В. проживал с родителями и зарегистрирован там с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" "адрес", заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для постоянного проживания по причине ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и надёжности строительных конструкций.
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межрайонного отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 3 установлен факт невозможности проживания Огай А.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: "адрес" в связи с признанием его непригодным для проживания.
Согласно справке администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N данный дом принадлежит матери Огай А.В. - ФИО7 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О закреплении жилья и постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с внесением в список на внеочередное получение жилья" Огай А.В. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с внесением в список на внеочередное предоставление жилья.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N Огай А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из информации департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Огай А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Также судом установлено, что Огай А.В. жилья в собственности либо права пользования иным жилым помещением по договору социального найма не имеет.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Огай А.В. жилого помещения.
В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 25 декабря 2014 г. N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗКО) предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе городскому округу - г.Галич в размере 980 000 руб. (Приложение 14 к данному Закону, таблица 17).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на муниципальное образование городской округ - г.Галич обязанности по предоставлению Огай А.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточность финансовых средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, переданных субъектом РФ, основанием для отмены решения суда не является.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым решением прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения, также является необоснованным, поскольку предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам указанной категории не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а связано с иными обстоятельствами, предусмотренными ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что в администрацию городского округа - г.Галич департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области не представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поводом к отмене решения суда являться не может. Как видно из материалов дела, приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N Огай А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Довод жалобы о том, что жилое помещение не может быть предоставлено на территории городского округа - город Галич, поскольку г. Галич не является местом жительства Огай А.В., также нельзя признать состоятельным.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон РФ от 25 июля 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные положения, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Судом установлено, что Огай А.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживает на территории г. Галич. Так, ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Огай А.В. обучается по очной форме в ОГБОУ СПО "Галичский индустриальный колледж Костромской области", зарегистрирован по месту пребывания в общежитии колледжа по адресу: "адрес". Кроме того, из материалов дела следует, что Огай А.В. фактически создал семью, больше года проживает с ФИО12 в квартире, принадлежащей матери последней, по адресу: "адрес". Огай А.В. и ФИО12 ведут общее хозяйство, совместно воспитывают малолетнюю дочь ФИО12 - ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, намерены официально оформить отношения. Кроме того, как указывалось выше, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором зарегистрирован Огай А.В., признано непригодным для проживания.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что местом жительства Огай А.В. является г. Галич.
Факт его регистрации в Антроповском районе, постановка там на учет нуждающихся в жилом помещении, не свидетельствуют о его постоянном проживании в этом районе, поскольку единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц на момент рассмотрения спора.
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Галичского районного суда Костромской области от 20 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа - г.Галич Костромской области Виноградовой М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.