Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей: Криволапова Ю.Л., Минасян О.К.,
с участием прокурора Черновой Е.В.,
при секретаре Абросимовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юловского сельского поселения Целинского района Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку ТБО по апелляционной жалобе Администрации Юловского сельского поселения Целинского района Ростовской области на решение Целинского районного суда Ростовской области от 21 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Криволапова Ю.Л., судебная коллегия
установила:
прокурор Целинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Юловского сельского поселения Целинского района Ростовской области, в котором просил обязать ответчика в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную на участке местности в юго-восточной окраине п. Юловский Юловского сельского поселения Целинского района, на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 20000+/-152 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, площадью захламления около 1500 кв.м..
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории Юловского сельского поселения Ростовской области, проведенной прокуратурой Целинского района было выявлено на юго-восточной окраине п. Юловский Юловского сельского поселения района на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 20000+/-152 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов несанкционированная свалка ТБО, площадью захламления около 1500 кв.м.
Свалка осуществляется в нарушение требований ст. 85 ЗК РФ, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления",; ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.1.,.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарньм врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Сбор и вывоз твердых отходов (ТБО) должным образом не организован. Свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, то есть на несанкционированных свалках влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней.
Однако должностными лицами администрации Юловского сельского поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей не применяются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 ФЗ "Об охране окружающей среды", уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится.
Вследствие неэффективной работы администрации по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и интересы жителей Юловского сельского поселения и жителей прилегающих к нему территорий, то есть интересы неопределенного круга лиц.
Ответчик обстоятельства, на которых основаны требования признал, указал на начало работ по оформлению надлежащих документов, межеванию населенного пункта, по рекультивации, однако отсутствуют достаточные денежные средства для этого.
Решением Целинского районного суда Ростовской области от 21 января 2016 г. на Администрацию Юловского сельского поселения Целинского района Ростовской области возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТБО, расположенную на участке местности в юго-восточной окраине п. Юловский Юловского сельского поселения Целинского района, на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 20000+/-152 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, площадью захламления около 1500 кв.м.
В апелляционной жалобе Администрация Юловского сельского поселения просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не учитывал доводы представителя ответчика, который признавая требования прокурора указал, что ликвидация свалки будет производиться по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования.
Без учета этого решение суда, по мнению апеллянта, будет неисполнимым.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Чернову Е.В., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названные полномочия относятся к вопросам местного значения поселения.
Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые- должны осуществляться в \ соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления" подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 8, ч. 5 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается.
В силу ст. 13 вышеуказанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2, п.4 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Пунктом 19 ст. 2 Устава муниципального образования "Юловское сельское поселение" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Судом установлено, что в юго-восточной окраине п.Юловский Юловского сельского поселения Целинского района, на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 20000+/-152 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, действует несанкционированная свалка ТБО, площадью захламления около; 1500 кв.м. Это обстоятельство подтверждается актом проверки исполнения природоохранного законодательства от 16.11,2015 г., составленного помощником прокурора Целинского района, а также фотоматериалами.
Исходя из положений приведенных правовых актов, суд сделал вывод о том, что обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО "Юловское сельское поселение" входит в полномочия Администрации Юловского сельского поселения, которая требования природоохранного законодательства не исполняет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки на орган местного самоуправления сельского поселения, установив для этого месячный срок.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств в бюджете муниципального образования не может быть принят судебной коллегией во внимание и являться основанием для отмены или изменения законного и обоснованного судебного решения, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав граждан.
Кроме того, решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не может быть бессрочным либо зависеть от достаточности у ответчика, в том числе муниципального образования денежных средств, в силу требований ст. 206 ГК РФ.
Механизм исполнения решения суда в части финансирования муниципальных образований для исполнения решения суда регулируется бюджетным законодательством.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилспор. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводу апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Целинского районного суда Ростовской области от 21 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юловского сельского поселения Целинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.04.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.